Как будет устроена и за чей счет будет работать служба финомбудсмена

Читать на сайте Ria.ru

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Служба уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен), которую создают в РФ в соответствии с новым законом, будет рассматривать в досудебном порядке спор потребителя и финансовой организации на сумму до 500 тысяч рублей.

Банковские вклады россиян получат расширенную страховку
Если клиент финорганизации никому не переуступал свои долги, то оценка спора уполномоченным будет бесплатной, рассказал на брифинге в ЦБ руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.

При этом досудебное рассмотрение омбудсменом перед подачей иска станет обязательным. Полностью служба заработает к 2021 году, когда охватит массовые секторы финансового рынка: страховые компании, микрофинансовые организации и, наконец, банки и НПФ. При этом финорганизации поэтапно будут обязывать присоединяться к механизму досудебного урегулирования — иначе они не смогут работать с физлицами.

Госдума в мае приняла закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и связанные с ним изменения в законодательство. Базовый документ определяет, в частности, правовой статус финансового омбудсмена, который будет рассматривать обращения потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, и устанавливает порядок досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами, а также правовые основы взаимодействия финансового омбудсмена с ними.

Для чего создается

Появление института защиты потребителей финансовых услуг становится с каждым годом все актуальнее, признал глава службы Мамута: по оценке ЦБ России, прирост жалоб клиентов финорганизаций составляет 20% каждый год. В 2017 году в Банк России поступило около 260 тысяч таких жалоб, сообщил он.

Кому должен, всем прощаю: россиян избавят от ростовщических процентов
"Самая главная задача этой конструкции – не доводить дело до суда, создать механизм, при котором потребитель быстро получает удовлетворение своих претензий", — рассказал Мамута.

В мировой практике 80% споров разрешается на этапе направления претензии в службу финансового уполномоченного, добавил руководитель службы. Сегодня обязательный претензионный порядок существует только в сегменте ОСАГО, и в соответствии с законом его планируют распространить на все остальные споры между клиентами и финорганизациями.

Мамута отметил, что служба начнет свою работу поэтапно. Сперва в обязательном порядке к омбудсмену присоединят вопросы сегмента ОСАГО, так как именно в нем фиксируется большое количество типовых жалоб — это произойдет 31 мая 2019 года.

Затем в сферу рассматриваемых уполномоченным вопросов войдут претензии клиентов по другим видам добровольного страхования (с 27 ноября 2019 года), клиентов микрофинансовых организаций (с 1 января 2020 года), а затем ломбардов, банков и негосударственных пенсионных фондов (с 1 января 2021 года).

При этом уже начиная со 2 декабря 2018 года перечисленные виды организаций, а также брокеры могут присоединяться к механизму досудебного урегулирования споров, представителем которого является финансовый омбудсмен. Как указано в презентации к брифингу, Банк России считает целесообразным присоединения передовых финансовых организаций к этому механизму для снижения числа споров.

Как будет работать

Выселяют на улицу: реальные истории банкротства физлиц
Спорные вопросы размером до 500 тысяч рублей будут решаться до 30 дней, заявил Мамута. При этом, если потребитель подает жалобу в электронном виде, срок рассмотрения сокращается до 15 дней. Если финансовая организация и клиент договориться не могут, омбудсмен направит жалобу повторно и будет ждать решения по нему в течение 5 дней. Если и здесь стороны спора не найдут решения проблемы, то только тогда она будет рассматриваться в суде.

Как сообщил руководитель службы по защите прав потребителей ЦБ, регулятор будет вести реестр финансовых организаций о праве работать с физлицами — такое право получат только те, кто будет взаимодействовать с финуполномоченными.

Институт нового омбудсмена был создан для "защиты слабой стороны", рассказал Мамута. Именно поэтому для клиентов финансовых организаций рассмотрение спора будет бесплатным.

"Но если потребитель долг свой кому-то продал (юридической компании, которая профессионально занимается спорами) – это его право, но такой посредник уже не является слабой стороной", — отметил он.

Рассмотрение спора с участием профессионального посредника, таким образом, будет платным.

За чей счет

Госдума приняла закон о финансовом омбудсмене
В первый год существования службу финомбудсмена будет финансировать ЦБ, а в дальнейшем — дофинансировать в случае, если будет возникать дефицит. Экономическая модель, построенная специалистами регулятора, предполагает, что штат омбудсмена будет увеличиваться в соответствии с нагрузкой по рассмотрению жалоб.

При этом рассматриваются три источника финансирования: взносы участников — финансовых компаний, плата за обращение к омбудсмену со стороны цессионариев (профессиональных посредников), а также плата со стороны финансовых организаций, которые проиграют дела, доведенные до суда.

Мамута пояснил, что плата от организаций за рассмотрение омбудсменом проигранных споров необходима для создания стимулирования компаний (в соответствии с целью — не доводить споры до суда). Этот источник финансирования и тариф для цессионариев рассматриваются как основные, отметил он.

Как рассказал на брифинге руководитель юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов, размер взноса будет определяться советом службы финомбудсмена, в который также войдут представители финансового рынка.

Обсудить
Рекомендуем