МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. "Нафтогаз" заявил об аресте активов "Газпрома" в Голландии в рамках взыскания 2,56 миллиарда долларов по решению арбитража Стокгольма. "Газпром" сможет оспорить обеспечительные меры, но судебный процесс может занять длительное время, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Стокгольмский арбитраж в декабре и феврале вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" в отношении контрактов на поставку и транзит газа, обязав в итоге российскую компанию выплатить украинской 2,56 миллиарда долларов. "Газпром" их обжаловал в марте, а в мае потребовал полной отмены "транзитного" решения.
Украина же 30 мая заявила о начале принудительного взыскания средств и поддержке судом ее ходатайства об аресте в Швейцарии акций Nord Stream и Nord Stream 2. Президент Украины Петр Порошенко говорил, что взыскание средств будет проходить в Швейцарии, Великобритании и Нидерландах.
Арест активов в Нидерландах
"На прошлой неделе НАК "Нафтогаз Украины" подала ходатайство относительно ареста долей ПАО "Газпром" в его голландских дочерних компаниях и задолженности дочерних компаний "Газпрома", — говорится в сообщении "Нафтогаза". "Голландский суд удовлетворил эти ходатайства, но шесть из семи дочерних компаний "Газпрома" в Голландии отказались сотрудничать с судебными исполнителями. Однако все это никак не повлияет на арест", — отмечается в сообщении.
Отмена обеспечительных мер может занять годы
"Газпром" сможет оспорить арест активов в Нидерландах, если он был произведен или будет произведен по ходатайству "Нафтогаза Украины", считает заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
"Сейчас понятно лишь, что "Нафтогаз" принес в суд в Нидерландах решение арбитража и попросил арестовать активы в качестве обеспечительной меры. Дальше, по идее, будет процесс, в ходе которого у юристов компаний, против которых направлены действия, будет возможность оспорить эти действия и снять обременения, если они были и будут наложены на активы", — сказал РИА Новости Гривач.
"Практически везде процессуальный закон очень сложный, это сложная отрасль права и достаточно тяжело прогнозировать что-то. Если решение вступило в силу и обеспечительные меры по нему уже происходят, естественно, отмена их займет значительное время. Поэтому речь может идти о годах. Это долгая процедура. Если обратиться к случаю из прошлого с той же Noga, то швейцарский закон был не очень поворотливый в этой истории", — сказал РИА Новости юрист.
"Говорить о законности решения надо в рамках иска, который был удовлетворен, и в рамках той процессуальной работы, которая будет предприниматься в связи с этим. Это нормальное судебное ристалище в рамках закона. О рейдерском захвате здесь вряд ли можно будет говорить", — считает Железников.
Разрешение таких споров лежит не только в области процессуальной борьбы, добавил эксперт. Учитывая статус "Газпрома", возможно, будут предприняты попытки разрешения этого конфликта дипломатическими путями, уточнил он.