Наука

Российские историки раскрыли тайны французских портретов эпохи Ренессанса

Читать на сайте Ria.ru

МОСКВА, 29 мая – РИА Новости. Историки из Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, кто изображен на знаменитой серии придворных карандашных портретов, написанных по заказу Франциска I, основателя династии Валуа. Об открытии сообщает пресс-служба вуза.

Ученые: первые картины мира нарисовали неандертальцы
"Французский двор эпохи Ренессанса стремился подражать античной моде. К примеру, многие античные деятели хотели оставить след в истории: заказывали художникам свои изображения, чтобы они дошли до потомков. С такой целью была создана и эта рукописная книга", — рассказывает Владимир Шишкин, историк из СПбГУ.

В Российской национальной библиотеке хранится множество европейских рукописей XVI-XVIII веков, в том числе и французских. Альбом карандашных рисунков, заинтересовавший ученых, попал в Россию из аббатства Сан-Жермен — главного государственного книгохранилища дореволюционной Франции. Эту рукопись вывез из страны коллекционер, секретарь-переводчик русского посольства Петр Дубровский.

Сохранилось четыре десятка таких альбомов, созданных в разное время и запечатлевших различный состав французского двора — его утверждали на год, а затем меняли. Эти рукописи хранятся в архивах, музеях и библиотеках по всему миру, три из них сейчас находятся в Санкт-Петербурге.

Ученых давно интересует альбом с 39 портретами придворных, написанный и массово растиражированный в XVI веке по заказу Франциска I, одного из первых абсолютных монархов Франции и большого покровителя искусства.

Фейки фейков: ученый объяснил, почему искусствоведы объявили войну физикам

Как считают искусствоведы, карандашные рисунки в этом альбоме принадлежат мастерам знаменитой школы изобразительного искусства Клуэ. Помимо самих придворных, на портретах изображены их друзья и знакомые, которых они просили добавить на картину. Начиная с XIX века искусствоведы пытаются понять, чьи именно это портреты, но большая часть подписей под рисунками оставалась нераскрытой.

"Дело в том, что в средневековой Франции многие имена собственные писались иначе, поэтому сегодня, даже опираясь на подписи, сложно понять, кто перед нами. Именно поэтому дореволюционным искусствоведам не удалось правильно соотнести портреты с реальными историческими личностями", — продолжает Шишкин.

Российским историкам удалось раскрыть эту тайну благодаря тому, что они обратили внимание не только на сами лица и подписи, но и на одежду, на тип и структуру бумаги, на технику рисунка.

К примеру, необычный кафтан и головной убор, в которые одет пожилой мужчина с одного из портретов, выдали в нем Гийома Пуайе – канцлера королевства и одного из самых приближенных советников Франциска I. На других рисунках изображены сам король Франции, его мать и супруга, король и королева Наварры, и некоторые придворные сановники и влиятельные феодалы, такие как герцог де Гиз.

Ученые: британские художники 19 века пользовались "нанотехнологиями"

Водяные знаки, сама бумага, а также одежда королевы Элеоноры, в свою очередь, указали на то, что сборник портретов подготовили  в первую половину правления Франсиска I — в 1530-х, еще до очередной войны с Габсбургами, однако переплели уже после смерти монарха.

Что интересно, анализ рисунков показал, что их писали сразу несколько живописцев, каждый из которых создавал определенные части картин – к примеру, только одежду или какие-то другие элементы изображения. Дальнейшее изучение, как надеются ученые, поможет раскрыть тайны успеха Жана Клуэ и его учеников.

Обсудить
Рекомендуем