Международный день музеев

Читать на сайте Ria.ru

Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев. Решение об учреждении праздника было принято по инициативе советской делегации на XI Генеральной конференции Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ), проходившей в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в мае 1977 года.

ИКОМ — всемирная организация, представляющая музеи и профессионалов музейного дела. Деятельность ИКОМ направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия — прошлого и будущего, материального и нематериального.

Организация, созданная в 1946 году, насчитывает 37 тысяч членов в 141 стране мира.

До официального учреждения Международного дня музеев ИКОМ ежегодно проводил мероприятие под названием Музейный крестовый поход.

В 1992 году впервые была предложена общая тема Международного дня музеев.

В 1997 году впервые был создан официальный постер Международного дня музеев. С тех пор ежегодно ИКОМ разрабатывает фирменный стиль и готовит макеты плакатов, открыток и интернет-баннеров, размещая их в свободном доступе на более чем 10 языках. В 2011 году для организации мероприятий были привлечены институциональные партнеры и введены новые элементы бренда: слоган, официальный сайт в интернете и информационный комплект. В этот год ИКОМ также стал патроном Европейской ночи музеев, которая обычно предвосхищает Международный день музеев.

Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю. В этот день музеи проводят мероприятия, связанные с главной темой праздника.

В 2018 году Международный совет музеев выбрал тему "Музеи в эпоху гиперкоммуникации: новые подходы, новые аудитории".

Термин "гиперкоммуникация" был изобретен в 2001 году для обозначения многообразия средств связи, которые сегодня есть в распоряжении людей. К ним относятся личное общение, электронная почта, социальные сети, телефон, интернет и многое другое. Эта глобальная сеть коммуникации приобретает все более сложные и разнообразные взаимосвязи, участниками которых становятся и музеи.

Благодаря технологиям музеи могут выйти за рамки своей основной аудитории и привлечь новых посетителей, популяризируя свои коллекции различными способами — цифровизации культурного наследия, включение мультимедийных средств в экспозицию, а также создание хештега, который позволит вызвать дополнительный интерес публики к музею и его коллекциям в социальных сетях.

Музейная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", который был принят 24 апреля 1996 года.

В 2013 году для экспонирования произведений искусства из крупных музеев в регионах России был создан передвижной фонд ведущих российских музеев. В рамках этого проекта выставочные проекты создаются адресно каким-либо крупным федеральным музеем для одного или нескольких небольших региональных.

В середине 1990-х годов в России появились виртуальные музеи, которые с развитием интернета превратились в заметное явление музейной жизни. Виртуальный музей (от virtual — возможный, скрытый, как бы существующий) — информация на электронном носителе о музее, который существует реально (сайты музеев) или только в сетевом пространстве. Преимущество такого ресурса в том, что любой желающий, имеющий выход в интернет, сможет из любой части света посмотреть постоянную экспозицию музея, не выходя из дома, что особенно удобно людям с ограниченной возможностью передвижения. В настоящее время в России создано свыше 200 виртуальных музеев.

С апреля 2017 года стартовала платформа "Артефакт", благодаря которой все музеи в РФ имеют возможность в режиме дополненной реальности показывать выставки своим посетителям.

С 1 января 2015 года российские музеи стали бесплатными для детей, вне зависимости от их гражданства.

В 2017 году российские музеи посетило рекордное количество человек — 125 миллионов.

С 1999 года в Москве проводится фестиваль "Интермузей", который позволяет отследить тенденции в развитии музейного дела. В 2017 году на фестивале побывало более 40 тысяч посетителей. В 2018 году фестиваль объединит около 400 музеев из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Традиционно в рамках празднования Дня музеев во многих странах мира проводится акция "Ночь музеев". Главной ее целью является возможность привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию. Основной девиз "музейной ночи" — открытость для зрителей. Все желающие могут бесплатно посетить выставки, семинары, лекции и мастер-классы на разных площадках.

В России первым для ночных посетителей свои двери распахнул Красноярский музейный центр в 2002 году, в 2007 году к акции присоединилась Москва. С 2008 года "Ночь музеев" стала в Москве ежегодной и проводится в третьи выходные мая. С 2015 года в мероприятии участвуют федеральные, ведомственные и частные площадки и музеи по всей России.

В 2018 году акция состоится в ночь с 19 на 20 мая, тема этого года — "Шедевры из запасников".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Обсудить
Рекомендуем