БАНГКОК, 10 мая – РИА Новости. "Альянс надежды", коалиция оппозиционных партий Малайзии, неожиданно для коалиции "Барисан Насиональ" ("Национальный фронт"), правившей в стране 61 год, одержала полную победу на выборах, получив простое большинство депутатских мест в парламенте, и выдвинула на пост премьер-министра кандидатуру своего лидера — 92-летнего доктора Махатхира Мохамада, бывшего премьер-министра, с именем которого связана целая эпоха в истории страны.
По результатам прошедших 9 мая выборов оппозиционная коалиция "Альянс надежды" (Pakatan Harapan), состоящая из четырех партий, получила большинство в парламенте – 113 из 222 парламентских кресел. Правящая коалиция "Национальный фронт" получила 79 мест.
Неожиданная победа
Победа оппозиции на выборах в Малайзии стала неожиданностью не только для правящей коалиции, но и для некоторых экспертов, предсказывавших совершенно иные результаты голосования. Тем не менее, в первые же часы после объявления предварительных результатов, все освещавшие выборы СМИ приводили одни и те же причины такой неожиданной и полной победы оппозиционных партий: гигантский коррупционный скандал, связанный с именами первых лиц правящей коалиции, и первое за десятилетия сильное обострение межнациональных и межконфессиональных противоречий.
С новой властью граждане Малайзии связывают надежды на перемены, на последовательную борьбу с масштабной коррупцией, и на новую эпоху процветания, не омраченную этническими и религиозными конфликтами. Само название победившей коалиции – "Альянс надежды" — стало во время предвыборной кампании наиболее привлекательным политическим лозунгом.
Национальный фронт уходит после 61 года у власти
Несмотря на то, что название "Барисан Насиональ" ("Национальный фронт") появилось только в 1974 году, лидирующее в нем крупнейшее политическое объединение — Объединенная малайская национальная организация (UMNO), находилось у власти с самого момента провозглашения независимости Малайзии от Великобритании в 1957 году.
Государство Малайзия, от которого в 1965 году отделился Сингапур, получило в наследство от Британской империи многонациональность и многоконфессиональность: в стране, кроме собственно малайцев и родственных им коренных народностей, вместе составляющих более 62% населения, проживают этнические китайцы (22% населения) и этнические индийцы (9,1% населения). Большинство населения страны исповедует ислам, который является государственной религией, однако свобода вероисповедания для не-малайцев утверждена конституцией. Помимо мусульман, составляющих более 60% всех жителей Малайзии, в стране живут буддисты (более 19%), христиане (более 9%), индуисты (более 6%) и адепты конфуцианства, даосизма и других китайских религий (1,3%).
Система раздельного политического представительства по этническому принципу сложилась в стране еще в годы колониального правления: политические партии и объединения малайцев, китайцев и индийцев создавались отдельно и лишь потом приводили "к общему знаменателю" свои требования и программы. Именно в рамках этой раздельной системы представительства и действовал в течение всего периода своего существования Национальный Фронт.
По мнению многих экспертов, Национальному фронту удалось продержаться у власти многие десятилетия за счет гибкого реагирования на возникавшие в стране проблемы и, несмотря на явную опору на малайское большинство и заложенные в законодательство определенные преимущества для коренного населения, создание приемлемых условий жизни и деятельности для национальных меньшинств. Правительство Фронта сумело преодолеть даже тяжелый кризис 1969 года, когда во время этнических столкновений и массовых беспорядков, произошедших сразу после выборов, в Куала-Лумпуре погибли более 600 человек.
Однако события последних лет, в первую очередь коррупционный скандал, связанный с расхищением средств одного из крупнейших государственных фондов, усиливавшаяся в связи с этим репрессивная составляющая внутриполитического курса и обострение этнических противоречий, постепенно подрывали доверие электората к Национальному Фронту, и, в конце концов, привели к его поражению на выборах.
92-летний Махатхир Мохамад: историческое лицо новой власти
Наибольшие социально-экономические достижения уходящего из власти Национального фронта связаны с именем нынешнего лидера оппозиции и главного кандидата в премьер-министры, доктора Махатхира Мохамада, который руководил Фронтом и правительством страны в 1981 – 2003 годах. Эпоха Махатхира Мохамада, совершившего 9 мая "чудесное возвращение" во власть, считается эпохой процветания, к которой не прочь вернуться многие из тех, кто отдал ему в среду свои голоса.
Времена премьерства Мохамада эксперты оценивают по-разному, когда говорят о политической составляющей его руководящего стиля: одни называют его авторитарным правителем, подавлявшим любую оппозицию, другие – гениальным руководителем с собственным видением будущего Малайзии, который не позволял никому мешать выполнению его стратегических планов. Однако, когда речь идет об экономике, даже несмотря на нередкие обвинения в популизме, большинство экспертов сходятся на том, что на посту премьера Махатхир Мохамад был эффективным менеджером, сочетавшим стратегическую убежденность в правильности своего курса с тактической гибкостью в его осуществлении.
Проявления именно этих качеств ждет от 92-летнего лидера большинство вновь избранных депутатов парламента, подписавших в четверг коллективное заявление о поддержке его кандидатуры. Днем в четверг малайское государственное новостное агентство Bernama объявило, что на вечер этого дня назначена королевская аудиенция для Махатхира Мохамада, во время которой, по мнению его сторонников, король Малайзии Мухаммад Пятый утвердит его назначение на пост премьера.
Внешняя политика остается неизменной, а внутри страну ждут перемены
Несмотря на переход власти к "Альянсу надежды", внешняя политика Малайзии не изменится, в отличие от внутренней политики, где грядут серьезные реформы, считает заведующий центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.
"Очевидно, что и внешнеполитические и внутриполитические перемены будут незначительны. Потому что понятно, куда движется Малайзия, понятны ее место и роль в АСЕАН, понятны ее место и роль в глобальной экономике, понятны ее цели максимально быстрого экономического развития, так что в общем каких-то серьезных кардинальных перемен вовне не будет", — сказал Мосяков РИА Новости.
В то же время, по его мнению, внутри страны могут быть серьезные перемены, "которые могут вообще серьезно изменить политический ландшафт, то есть Малайзия будет переходить от общинного общества к гражданскому".
По мнению политолога, победа оппозиции является серьезнейшим потрясением основ малазийской политической системы. "Это очевидно, потому что она в значительной степени формируется через национальные представительства в политическом процессе. Здесь побеждает оппозиция, которая говорит: "мы все малазийцы", которая отходит от принципа национального представительства и переходит к идее гражданского общества — то есть, китайцы, индийцы, малайцы все вместе", — пояснил эксперт.
Мосяков подчеркнул, что авторитет Мохамада огромен и "пока он будет жив, он сможет сплотить любые силы в Малайзии".