Полвека со дня гибели Гагарина: официальная причина и альтернативные версии

Читать на сайте Ria.ru

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, Александр Ковалев. Первый космонавт Земли Юрий Гагарин ровно 50 лет назад трагически погиб во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Однозначную причину авиакатастрофы до сих пор не установили.

В Москве простились с летчиком-испытателем Георгием Мосоловым

По данным расследования, до срыва машины в штопор состояние Гагарина было совершенно нормальным: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло сделать разворот со снижением при отсутствии видимости естественного горизонта. Затем произошло какое-то неожиданное событие, из-за чего самолет оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Вместе с Гагариным погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.

Официально сообщалось, что экипаж из-за изменившейся воздушной обстановки (подробности не уточняются) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники не обнаружилось. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Другой самолет: версия Алексея Леонова

В Вифлееме установили памятник Юрию Гагарину
Свою версию гибели Гагарина представил космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. По его мнению, к срыву самолета в штопор привел неосторожный маневр истребителя Су-15, несанкционированно оказавшегося в районе полета.

"Много лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном заключении написали, что самолет совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред!" — заявил Леонов. По его словам, ему известны рассекреченные документы комиссии, расследовавшей гибель Гагарина.

"На самом деле все было по-другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин — Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе (из штопора. — Прим. ред.) столкнулся с землей", — рассказал Леонов.

В столице Мексики открыли бюст Юрия Гагарина
Он утверждает, что это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта планеты.

"Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья Гагарина знала правду о гибели", — сказал Леонов.

Отвечая на вопрос РИА Новости о том, кто же именно пилотировал самолет Су-15, Леонов сказал: "Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову", — подчеркнул он.

Не хватило высоты: версия Владимира Аксенова

Трое космонавтов получили орден "За заслуги перед отечеством"
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина проходивший вместе с ним предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, также представил РИА Новости свою версию авиакатастрофы МиГ-15УТИ.

"Причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около четырех километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", — сказал Аксенов.

По его словам, самый вероятный исход от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения (прежде всего авиагоризонта) — затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, а при интенсивных попытках уйти вверх — срыв в скоростной штопор.

В Самаре в День России перепутали имя первого космонавта
По официальным данным, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.

"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", — уверен Аксенов.

Он добавил, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15УТИ — очень непростая задача. "В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные — около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних несколько сот метров и даже километр вполне реально", — заключил Аксенов.

Подготовка Юрия Гагарина к историческому старту
Свою летную карьеру будущий первый космонавт Земли начал в Чкаловском военно-авиационном училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в Оренбурге.
1 из 17
Училище Юрий Гагарин окончил в 1957 году и по собственному выбору был направлен в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота.
2 из 17
В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в группу кандидатов в космонавты.
3 из 17
Выдержав множество различных тестов и проверок, Гагарин был признан специальной медицинской комиссией годным для космических полетов.
4 из 17
7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС Юрий Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты, и с 11 марта он приступил к тренировкам. На фото: члены первого отряда космонавтов Юрий Гагарин и Павел Беляев.
5 из 17
Члены первого отряда космонавтов Андриян Николаев, Валерий Быковский, Герман Титов, Павел Попович и Юрий Гагарин знакомятся с космической техникой.
6 из 17
В первый отряд космонавтов входили девять летчиков Военно-воздушных сил, шесть летчиков авиации противовоздушной обороны и пять летчиков авиации Военно-морского флота. Однако лишь 12 из них побывали в космосе.
7 из 17
На момент зачисления в отряд самому старшему, Павлу Беляеву, было 34 года, а самому младшему, Валентину Бондаренкову — 23 года.
8 из 17
Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.
9 из 17
8 апреля 1961 года решением Госкомиссии 27-летний Юрий Гагарин был назначен пилотом космического корабля "Восток".
10 из 17
Решение Госкомиссии о том, что первым в космос полетит Юрий Гагарин, будущим космонавтам сообщили лишь 10 апреля.
11 из 17
В тот же день Гагарин написал письмо семье, в котором просил родных "не убиваться с горя", если что-то пойдет не так, "ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина".
12 из 17
Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов 12 апреля около 7 утра подъехали на автобусе на стартовую площадку космодрома Байконур.
13 из 17
На стартовой площадке Байконура собралось гораздо больше провожавших, чем предусматривало протокольное расписание. Одним из них был создатель космического корабля "Восток" Сергей Королев, который дал Гагарину последние напутствия перед стартом.
14 из 17
Вместе с Гагариным в лифте поднялся конструктор корабля Олег Ивановский, который помог космонавту разместиться в спускаемом аппарате.
15 из 17
12 апреля 1961 года в 09 часов 07 минут утра с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого находился летчик-космонавт Юрий Гагарин.
16 из 17
После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и приземлился на парашюте в 10 часов 55 минут в Терновском районе Саратовской области. Легендарный полет продолжался 108 минут.
17 из 17

Однозначной причины катастрофы до сих пор нет

Власти Оренбуржья отремонтируют здание авиаучилища, где учился Гагарин
Вместе с тем правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии.

Обстановка секретности породила массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое распространение, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом выпили по стакану водки. Однако эта версия опровергается официальным заключением о том, что алкоголя в крови пилотов не было. Категорически отверг ее и Владимир Аксенов.

Он напомнил, что тот летный день был для Гагарина сложным и ответственным. "Нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как, впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", — уверен Аксенов.

Народные теории заговора

В Неаполе открылся планетарий имени Гагарина
Есть и неофициальная версия о том, что у Гагарина якобы возник конфликт с высшим руководством страны, а катастрофу подстроили специалисты КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле спецслужбы тайно арестовали Гагарина, а затем ему сделали пластическую операцию на лице поместили в одну из провинциальных психиатрических больниц, где он и умер.

Некоторые "исследователи" утверждают, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, а погиб в уже пожилом возрасте в результате несчастного случая на охоте. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" гласит, что Гагарин погиб не во время тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями раньше, при запуске нового секретного космического корабля в рамках советской программы по освоению Луны.

Обсудить
Рекомендуем