Михаил Кожевников: необходимо принципиально иначе проектировать школы

Читать на сайте Ria.ru

Почему важно, чтобы система обучения, образования, воспитания человека в жизни была беспрерывной, начиналась с раннего детства, о том, какой должна быть инфраструктура новой школы и к какому уровню должны стремиться учителя, в интервью РИА Новости рассказал первый вице-президент АО "Управляющая компания "Просвещение" Михаил Кожевников.

— На Сочинском инвестиционном форуме "Просвещение" заявило о том, что необходимо открыть три тысячи новых школ. А есть ли потребность в таком количестве новых школ?

— Так получилось, что прошлый год у нас был провальным по рождаемости, а в предыдущие 5-7 лет наблюдался рост населения, поэтому к 2025 году прогнозируется рост числа школьников под 2% ежегодно. Хотим мы того или нет, но на определенный объем естественного прибавления школьных мест мы выйдем и так, строить школы все равно придется.

На данный момент где-то есть почти пустующие здания, а есть новые построенные микрорайоны, где нет ни одной школы. Бывает в крупных городах, например, в Улан-Удэ, Самаре, Чебоксарах на новый огромный микрорайон нет ни одной школы или детского сада, а живут там молодые семьи. Мы в любом случае попадаем на то, что за счет агломерации идет перераспределение человеческих ресурсов, и там, где есть необходимость, нужно строить новые школы.

— Да, но построить школу — это еще не все. Сейчас есть тренд на непрерывное образование, в идеале школа должна быть звеном в цепочке дошкольного и вузовского образования.

Эксперты ВШЭ и МГПУ заявили, что образовательные стандарты устарели

— Вы правы. XXI век, все меняется. Меняются требования к рынку труда, нужны другие люди. Уже давно доказано, что в процессе взросления человек проходит разные этапы, и они взаимосвязаны. Например, все основные навыки soft-skills XXI века — умение жить в быстро меняющемся мире, быть коммуникативным, способность быстро интегрироваться в команду стоит начинать формировать у человека с возраста 3-6 лет. Причем, если вы на этой стадии человека чему-то не научили, то на следующей стадии вы, конечно, научите его предметным знаниям — например, быть хорошим математиком или химиком, но ему будет сложнее эффективно коммуницировать, если вы упустили предыдущий этап. Поэтому очень важно, чтобы система обучения, образования, воспитания человека в жизни была беспрерывной, начиналась с раннего детства. Считается, что восприятие классической музыки закладывается у ребенка до года. Потом на протяжении всей жизни начальное образование, среднее образование, старшая школа, профессиональное обучение, высшее образование должны быть единым целым. Поэтому группа компаний "Просвещение", сочетая R&D, производство, а также исследования в науке, инвестирует в разработки и научные исследования для поколения 2030 года. До 2025 года нам понятно, какое поколение приходит, а по 2030 году мы проводим исследования по психологии, дидактике и так далее.

— Кто проводит? Какие-то научные организации или ученые?

— И те, и другие. Мы сотрудничаем с Российской академий образования, ВШЭ, РАНХиГС и другими ведущими вузами Российской Федерации, а также отдельными учеными. Кроме того, мы обращается к опыту зарубежных коллег, потому что школа в общем плане во всем мире одинакова. Стандарты образования во всех странах мира, конечно, национальны, но общее устройство школ, их финансирование, условия работы схожи. Потому что основным инвестором в образование в любой стране является государство.

— Ваша цель — строительство школ в городах? Как насчет деревни?

Эксперт: новый ФГОС не ущемляет учителя в выборе форм и методов обучения

— Давайте разделять две вещи: есть проекты для больших городов, агломераций, а есть сельские школы. Сейчас мы говорим про агломерации, про сельские школы мы поговорим отдельно. Поэтому очень важная цель — строительство новых школьных комплексов, рассчитанных на 1000 — 1500 детей с 3 до 17 лет. Мы разрабатываем проекты школы полного дня, с урочной и внеурочной деятельностью, дополнительным образованием. Это школы с прекрасной профессиональной подготовкой, где должны быть инженерные, медицинские, аграрные классы, IT-полигоны, в зависимости от задач региона. Это школы, которые оснащены современной инфраструктурой. Конечно, мы можем много говорить и про современные цифровые продукты, про их внедрение, про исследования их влияния на детей, но если мы будем вводить в школьное пространство цифровые продукты, то мы упремся в две больших сложности, которые не зависят от детей.

— Инфраструктура?

— Именно. Наличие широкополосного Интернета, технологий, техники, девайсов. Это первая проблема. Вторая: компетенция учителей. В этом плане к цифровым условиям дети более гибки и адаптированы. Это еще большой вопрос, кто кого будет учить. Мы считаем, что нужно принципиально по-другому проектировать школы. Если мы говорим про школы с дополнительным образованием, то это может быть не только углубленное изучение каких-либо предметов. Это может быть спорт, это могут быть различные кружки, например, танцевальные. В небольших городах, моногородах или селах школа становится центром притяжения социально-культурной жизни.

Макарцев: олимпиада - это намного больше, чем пять задач на листочке А4

Плюс ко всему, мы плотно работаем с работодателями и, конечно, они заинтересованы в инвестициях, потому что тогда их работники спокойны, зная, где находятся их дети, и для самих работников вечером прийти на танцы или плавание — вполне нормально. И здесь, как вы понимаете, речь идет не просто о количестве свободных квадратных метров в школе, это более серьезные и сложные вещи. Если мы эту программу реализуем, мы получим до пяти миллионов современных школьных мест. Соответственно, мы говорим про одну смену, потому что я плохо верю в эффективность образования при двухсменной учебе. А уж если три смены — считайте, образования нет.

— Но кто же будет в этих школах преподавать и откуда возьмутся современные программы, по которым дети будут заниматься?

— Преподавать будут учителя. Мы считаем, что, если современный учитель сможет брать на себя больше часов и уроков с помощью современных технологий (когда компьютер проверяет работы и строит образовательные траектории каждому ребенку, а учитель только вносит "человеческий фактор"), это существенно освободит его от рутинной работы, и он сможет вести классы от 40 детей, а не по 20-25 детей.

— А хорошо ли это? Считается, чем меньше класс, тем эффективнее обучение.

— Это хорошо, особенно для старшей школы. Вы работаете в редакции, вокруг вас очень много разных людей, вы понимаете, насколько важны социум и команда. Поэтому к этому надо приучать со школьной скамьи, особенно если вы с 7-8 класса занимаетесь предпрофессиональным образованием. И понятно, что здесь уже нужны учителя-тьюторы.

— А где брать таких учителей? Где они будут учиться быть тьюторами?

— Там же, где и сегодня их учат. Просто нужны другие программы, должны быть другие учителя учителей. Вы знаете, что в каждом регионе есть свой институт повышения квалификации учителей, институты развития образования. Достаточно много у нас и педагогических институтов, мы с ними тоже работаем. На самом деле, в этом плане уже много сделано. Меняются программы, меняются технологии. Очень много ребят из магистратур профильных университетов, которые обучаются дидактике, приходят на работу в школы. Работодатели серьезно стимулируют появление новых учителей.

— Можно ли сказать, что профессия учителя вновь становится популярной?

— Сейчас растет процент учителей в возрасте до 35 лет. Растет привлекательность профессии, зарплата. Нужны новые требования к работе, к обучению. Например, есть проблема в цифровых продуктах, связанная с кибер-безопасностью. Есть очень много ресурсов, призывающих к суициду, к ведению криминальной жизни, к агрессии и так далее. Закрыть это от детей не получится. Чем больше будете закрывать, тем больше дети будут этим интересоваться. Весь Интернет нельзя закрыть. Другое дело — работать и объяснять детям, что это такое, к чему это ведет. Это и есть задача современного учителя. СМИ не удержат потока негативной информации, просто надо уметь ее фильтровать, и научить это сделать — это задача школы. Это новые требования к работе учителей — не просто учить считать-писать, а работать с информацией и анализировать ее.

— А по срокам: когда первые школы в рамках этого проекта распахнут свои двери?

— Уже распахнули. Последние два года работает программа "2025" — 57 школ было построено в 2016 году, 77 школ было построено в 2017 году. Хочу напомнить: "Просвещение" было инициатором этой программы. Мы обратились к президенту страны, акцентировав внимание на этой проблеме. В результате была создана целая дирекция в рамках министерства образования и науки, в 2016 году было выделено 25 миллиардов рублей, в 2017 году — еще больше. И уже построено более 150 школ в регионах, в них заложена часть тех принципов, о которых мы говорим.

— Вы говорите о государственном финансировании. А как привлекать частные инвестиции в сферу образования?

— Вы знаете, что образовательная отрасль с точки зрения инвестиций находится на последних местах в рейтинге отраслей именно потому, что непонятны механизмы привлечения частных инвестиций, вложений и так далее. Это не только у нас, это во всем мире так. Во всем мире есть проблема нехватки бюджетных средств на развитие школьного и дошкольного образования. С другой стороны, когда говорят о привлечении инвестиций, это начинает упираться в различные механизмы — как их вкладывать, как возвращать. Поэтому мы, посмотрев на достаточно успешный опыт, говорим сегодня о том, что попробуем на рубль государственных инвестиций привлекать еще два рубля — рубль региональный и рубль частный.

Учителя раскритиковали новый образовательный стандарт по литературе

На всех уровнях — Минфина, Минэкономики, глав регионов, крупных муниципалитетов — идет обсуждение того, как это сделать. Недавно мы подписали соглашение с республикой Калмыкия, где планируется строительство большой школы к 2021 году на 1000 детей. И он хотел бы, чтобы оператором этого проекта стало "Просвещение", чтобы мы сформировали совместно с ними проект, построили, оснастили и, возможно, речь пошла бы об управлении инфраструктурой образовательного процесса. Чтобы были гаджеты, чтобы был Интернет, чтобы было лабораторное оборудование. В биологическом классе, например, надо постоянно менять реактивы, стекло, пробирки. Это все — процесс, во многих странах мира это целое направление промышленности.

— А в России?

— В СССР была такая история, были крупные организации, которые занимались именно оборудованием для школ. Не разовыми поставками, а постоянными. Но эту историю прикрыли, и сегодня это торгово-закупочная деятельность с зарубежными странами. Мы предлагаем нашим крупным корпорациям типа "Ростеха", "Ростелекома" локализовать это производство в нашей стране, ведем разговор об этом с Минпромом. Мы, конечно, производим какие-то вещи сами, но это пока еще не комплекс продуктов. Это огромный разговор, потому что у нас в стране есть 648 тысяч классных комнат. В них стоят парты, столы, стулья. Представляете, какой объем качественного оборудования нужно производить для этой всей системы! Чтобы у ребенка была прямая спина, чтобы обеспечить безопасность с учетом лабораторных опытов. Сегодня мы это оборудование закупаем за рубежом. Почему мы не можем произвести у себя в стране? Эту проблему необходимо решать.

— Сегодня много говорится о деоффшоризации российского бизнеса. Между тем, в группе компаний "Просвещение" есть организация в иностранной юрисдикции. С какой целью она была создана?

— Мы планируем активно выходить на международный уровень — без иностранных компаний это нереально. И в случае проведения IPO на западных биржах тоже необходимо создание таких компаний. При этом всем очевидно, что они не ведут деятельности на территории Российской Федерации.

Рособрнадзор выявил случаи необъективного присуждения школьных медалей

Издательство Просвещение — это российская компания, она полностью прозрачна. В связи с этим, кстати, мы подвергаемся самым строгим проверкам, как со стороны крупнейших аудиторов, так и со стороны государственных органов. Мы платим налоги в российский бюджет в полном объеме. Наша компания является одним из крупнейших налогоплательщиков в своей сфере — сумма налоговых отчислений только за 2017 год составляет почти 3 миллиарда рублей. Акционерами издательства также являются российские юридические лица.

Обсудить
Рекомендуем