Маркированные пачки сигарет поступят в розничную продажу

Читать на сайте Ria.ru

МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Тестирование системы маркировки табачной продукции идет в России уже два месяца, производство таких изделий в целом налажено, и скоро пробные образцы маркированной продукции поступят в розницу.

Эксперимент по маркировке сигарет: как это работает и зачем это нужно
Участники эксперимента, опрошенные РИА Новости, рассказали о том, когда и где россияне смогут увидеть пачки сигарет с маркировкой, а также поделились впечатлениями от первых месяцев реализации пилотного проекта.

Эксперимент по маркировке табачной продукции начался в России 15 января, он продлится до конца 2018 года. В ходе эксперимента пачки сигарет будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix, штрих-код будет содержать информацию, которая может подтвердить подлинность продукции.

С января в тестировании системы маркировки могут участвовать производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля к нему смогут присоединиться и импортеры. Оператором информационной системы в рамках эксперимента выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Минпромторг представил проект по регулированию электронных сигарет и вейпов
Заместитель гендиректора ЦРПТ по связям с общественностью и маркетингу Реваз Юсупов отметил, что подводить итоги эксперимента можно будет, когда закончится его первый этап. Вместе с тем, по его словам, учитывая скорость эксперимента и отсутствие сбоев, это может произойти досрочно.

"Пилот идет с опережением графика. Уже отработан процесс нанесения цифрового кода на пачки и блоки производителями. Они приступили к нанесению маркировки менее чем через месяц после старта эксперимента", — отметил Юсупов в беседе с РИА Новости.

Производство готово

Заместитель гендиректора ЦРПТ рассказал, что на второй неделе февраля партия сигарет с маркировкой вышла с конвейера завода "Филип Моррис Ижора" (компания Philip Morris International, PMI) и с фабрики "Петро" компании Japan Tobacco International (JTI).

"На следующей неделе ожидается запуск печати на фабрике "Бритиш Американ Тобакко Россия" (компания British American Tobacco, BAT – ред.)", — добавил собеседник агентства.

Представители табачных компаний подтвердили информацию о выпуске маркированных сигарет. Руководитель отдела "БАТ Россия" (российская структура BAT) по противодействию нелегальному обороту табачной продукции Максим Курганский сообщил, что пилотный проект внедрения маркировки продукции продвигается в полном соответствии с планом компании.

JTI поддерживает запрет продажи электронных сигарет несовершеннолетним
"Мы закупили и установили оборудование для нанесения и считывания кодов на одну производственную линию фабрики "БАТ-СПб" в Санкт-Петербурге. На следующей неделе, 26 марта, фабрика выпустит ограниченную партию продукции, 200 коробов, с нанесенными кодами", — сказал Курганский.

Вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко отметил, что техническая адаптация производства для целей эксперимента была завершена в срок. "В феврале первая партия из 60 коробов сигарет марки Winston с цифровой маркировкой была выпущена на мощностях фабрики "Петро" в Санкт-Петербурге", — отметил он.

В свою очередь вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко рассказал, что на фабрике "Филип Моррис Ижора" полностью завершена подготовка производственной линии к нанесению цифровой маркировки и успешно налажено производство табачной продукции с новой маркировкой в ограниченном ассортименте.

Скоро в магазинах

Очень скоро первые партии маркированных пачек сигарет поступят и в розницу. Так, по словам заместителя гендиректора ЦРПТ, уже на этой неделе табачная продукция с маркировкой была доставлена в розничные сети, участвующие в эксперименте.

МВД пресекло контрабанду шести миллионов пачек сигарет
"На следующей неделе пачки будут проведены через кассу, и в эксперименте будет реализована полная цепочка прослеживаемости от производителя до конечного потребителя. Первая продажа пачек с маркировкой будет осуществлена в одном магазине Х5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" — ред.) и в двух торговых точках Metro", — добавил Юсупов.

Представитель "БАТ Россия" Курганский отметил, что маркированная продукция компании может появиться в розничной продаже в апреле-мае. Вице-президент JTI в России Головко сказал, что с учетом времени, необходимого на отгрузку дистрибутору и прохождения продукции через оптово-розничное звено, продукция с маркировкой, которую произвела JTI, должна поступить в продажу в магазины не позднее конца марта.

"В плановом порядке первые сигареты PMI в России с цифровой маркировкой поступят в розничную продажу в двадцатых числах марта и будут доступны потребителям в магазинах нескольких крупных торговых сетей в Москве и в Санкт-Петербурге. Первоначальный объем тестовой партии составит около 70 коробов. Новая маркировка будет нанесена на пачки сигарет бренда L&M", — сообщил в свою очередь Слипченко из PMI.

В России набирают популярность нелегальные сигареты из Сербии и ОАЭ
В дальнейшем, продолжил он, эксперимент будет нацелен как на расширение круга участников со стороны оптовиков, дистрибуторов, торговых сетей, так и на планомерное увеличение объемов производства и поставки табачной продукции с новой маркировкой в розницу уже с июля 2018 года.

Есть нюансы

По словам директора департамента по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Георгия Соустина, табачная компания внимательно следит за ходом эксперимента.

"На основании этой оценки будет принято решение, внедрять маркировку или нет", — добавил он. Imperial Tobacco также активно взаимодействует с оператором эксперимента и проводит внутренний аудит готовности компании для присоединения к проекту.

"Однако мы по-прежнему акцентируем внимание регулятора на том, что предложенная система маркировки может быть применена исключительно в отношении товаров легальных табачных производителей, работающих на территории России. Производитель контрафактной продукции, чьи мощности расположены в странах Таможенного союза, увы, так и остается вне официальной системы отслеживания", — указал Соустин.

Исследование: почти все сети продают сигареты дешевле максимальных цен
В свою очередь вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Слипченко отметил, что с учетом большого количества участников оборота табачной продукции со стороны розничных и оптовых компаний, по мнению компании, целесообразным было бы ввести поэтапную процедуру регистрации участников оборота в информационной системе.

"Это будет способствовать более эффективной реализации проекта по цифровой маркировке сигарет", — добавил Слипченко.

Эффективность штрих-кода

Одной из задач эксперимента было изучение эффективности кода Data Matrix для маркировки продукции. Двухмерный штрих-код в формате Data Matrix наносится на каждую пачку и каждый блок сигарет, он содержит информацию, которая может подтвердить подлинность продукции: наименование марки сигарет, дату, место и время ее производства.

"Мы провели исследование считываемости кодов Data Matrix сканерами, широко применяемыми в розничном и оптовом звене. Тестирование проводилось для определения качества считывания цифрового кода даже при наличии пленки на пачке или блоке и оценки производительности техники", — рассказал заместитель гендиректора ЦРПТ Юсупов.

Минздрав отказался от экологического налога на сигареты
"Результаты теста показали 100%-ное считывание электронного точечного двухмерного кода в формате Data Matrix с пачек и блоков сигарет всеми образцами, даже при сканировании через три слоя защитной пленки", — добавил он.

Табачные компании также позитивно оценивают такой способ маркировки. По мнению вице-президента JTI в России, прошедшие с начала эксперимента два месяца показали, что формат Data Matrix оптимален для условий табачного производства и не требует от производителей кардинальной реконструкции производственных линий.

"Тем не менее, для окончательной оценки эффективности формата кода Data Matrix и других компонентов системы прослеживания необходимо проверить ее работу на больших партиях маркированной продукции и убедиться, что ее внедрение не станет чрезмерной нагрузкой и для других участников табачного рынка. Результаты станут понятны не ранее декабря текущего года, когда будут подводиться итоги пилотного эксперимента", — добавил Головко.

Коллизия в антитабачном законе сделала возможными "скидки" на сигареты
По словам представителя PMI, первые результаты применения системы цифровой маркировки табачных изделий показали ее абсолютную эффективность. "Цифровой формат кодировки, наносимой непосредственно на упаковку товара в процессе производства, позволяет прослеживать и агрегировать данные по всей цепочке поставок от производства до конечного потребителя", — указал Слипченко.

"Эта технология проста и эффективна в использовании как для контролирующих органов, так и для всех участников рынка", — заключил он.

Обсудить
Рекомендуем