Алексей Герман: в "Довлатове" я хотел показать поколение глубоких людей

Читать на сайте Ria.ru

Фильм режиссера Алексея Германа-младшего "Довлатов" в этом году участвует в основном конкурсе Международного Берлинского кинофестиваля и поборется за "Золотого медведя" наравне с картинами Гаса Ван Сента, Бенуа Жако и Уэса Андерсона. Лента рассказывает о нескольких днях из жизни советского писателя Сергея Довлатова и его друзей: художников, поэтов и музыкантов, которых не признавала Советская власть. Накануне мировой премьеры Герман рассказал корреспонденту РИА Новости о том, как он создавал образ Довлатова, о борьбе с талантливыми людьми и о своем отношении к государственному протекционизму в сфере кино.

— Вы уже не в первый раз везете свой фильм на Берлинале, вас там любят. Смотрели программу? Есть какие-то ожидания?

— Невозможно все предсказать, эта история про гадание. Тот снял, этот снял — это не работает. С возрастом ты понимаешь, что финал фестиваля, как правило, непредсказуем.

— Многое зависит от жюри…

— Да, все зависит от жюри, и я не успею посмотреть фильмы в конкурсной программе, поэтому какая разница. Все равно я, к сожалению, буду занят в это время, и через несколько дней мы улетим в Москву. Главное, нормально показать фильм, а дальше как сложится.

— Директор Берлинале Дитер Косслик назвал ваш фильм "чувственным портретом российского общества". Вы согласны с этим определением?

Председатель жюри Берлинале прокомментировал письмо режиссеров куратору

— Да? Я не знал, что Косслик так мой фильм охарактеризовал.

— Мы его специально спросили.

— Я очень благодарен, и это примерно так и есть.

— Меня в этой характеристике смутило, что общество российское. По-вашему, это все-таки портрет той эпохи или фильм характеризует и наше время тоже?

— Это, конечно, более советская история. Другое дело, что есть прецеденты, когда мы улавливаем нечто похожее. Но все-таки современную Россию с Советским Союзом сравнивать нельзя: другое было время, вызовы и опасности другие, закрытость другая. Но, наверное, к сожалению, у нас в стране сохранилось, это и в царские времена было, попытка управления талантом. Общественники хотят из таланта сделать что-то правильное, понятное и упрощенное, а из таланта ничего нельзя слепить. Наверное, у нас есть такая тенденция, когда значительная часть общества и люди, связанные с культурой, хотят этой культурой управлять, хотят превратить культуру в пропаганду. Мне кажется, это неправильно, потому что наш фильм как раз показывает, что были замечательные люди — Бродский, Довлатов, писатели, поэты, которые не были никакими диссидентами. Единственное, что они хотели, это писать, сочинять стихи и писать свои картины. В том, что они делали, не было ничего против государства, они не были борцами, они просто хотели оставаться собой.

Берлинский международный кинофестиваль
Мне кажется, что для нас это большой урок, когда огромное количество талантливых людей в стране на протяжении столетий были вынуждены или эмигрировать или гибли. Смотрите, что в Серебряном веке произошло: Блока не выпустили из страны, он умер, Гумилева расстреляли, Мандельштам погиб, этому миллион примеров. Наш фильм говорит: "Не трогайте талантливых людей". Не трогайте, их не надо бояться, они наоборот то, что питает почву, помогает стране, что делает страну интереснее, разнообразнее и талантливее, потому что культура — это то, что заставляет остаться в стране, а не уезжать.

— Но мы нередко сталкиваемся с тем, что выставки закрывают, а спектакли отменяют.

— Да, мы сейчас видим попытку регулирования, но, к сожалению, настоящее искусство регулировать невозможно, потому что талантливый художник может делать так, как он видит. Нельзя немного поправить Льва Толстого, например.

—  Вы согласны с протекционистской политикой Минкультуры в сфере кинематографии? Когда сдвигают дату релизов, например, или вообще отзывают прокатное удостоверение?

— Я не уверен, что практика отзыва прокатных удостоверений — единственно верный путь, но согласен с позицией министерства по сдвигам релизов.

—  Но министерство же вам тоже помогало, они выделили деньги на производство?

— Да. И фильму очень помог министр.

— А Фонд кино?

— Фонд кино кредит дал, который мы должны отдать. Я считаю, что в определенной протекционистской политике есть свой смысл. В этом году путем тяжелейших усилий на блокбастерах мы заняли ту долю большую долю рынка. Это означает, что на самом деле этот год — это фактически пик удачи русского кино, потому что потом будет снижение. Я объясню почему. У нас были удачные фильмы про космос, про спорт, но есть ли потенциал роста через новые идеи, современные сюжеты. Я не уверен.

Наши в Германии: российские фильмы, которые покажут на Берлинале-2018

— А дальше удачных не будет?

— Может не быть, потому что, к сожалению, у нас есть определенные проблемы с новым героями и темами. Сложно снять двадцать успешных фильмов про космос или про спорт и так далее. Наша мифология в стране начинает заканчиваться. Поэтому я считаю, что надо делать две вещи. Во-первых, какой-то протекционизм должен быть. Это нормально, и так делают много где — и во Франции, и в Китае — и ничего страшного. Во-вторых, мы должны дать больше свободы молодому поколению снимать фильмы, потому что только молодое поколение чувствует и понимает условно двадцатилетних. Как Буслов попал с "Бумером" и это стало ой-ой-ой чем. И вот здесь, как мне кажется, какой-то избыточный контроль сыграет только отрицательную роль, потому что нельзя говорить каким-то узнаваемым языком, если у тебя его вымарывают.

— А что по поводу переноса релизов? И что вы думаете по поводу отмены фильма "Смерть Сталина"?

— Наверно, если будет какая-то разумная система чередования голливудского с русским, в этом ничего плохого не будет. А по поводу "Смерти Сталина", мне кажется, это такая акция, которая приведет к тому, что все посмотрят этот фильм в интернете. Мне кажется, это такая бесплатная пиар-компания фильма. Он бы прошел незамеченным, а так его посмотрят все, потому что надо все-таки понимать, что реальность другая, и сейчас не 1982 год, когда нужна была фильмокопия, а теперь есть такая штука, как интернет.

— Довлатов в вашем фильме мне показался совсем печальным, хотя в своих произведениях он отличается изрядным юмором. Понятное дело, что сам писатель и его литературный образ — это разные вещи. Как вы создавали образ писателя вне контекста его произведений?

— Мне он не показался печальным, скорее ироничным. Просто он, наверно, не истерично ироничный. Просто обаятельный. Жизненный. Сложно соревноваться с выдуманным персонажем. Довлатов же был другим. Вы знаете, что он боялся входить в подъезды после зоны? А знаете, что он вставал в семь утра и писал и совершенствовал стилистику? Поэтому есть разница между тем Довлатовым, которого мы себе представляем, и человеком, который на протяжении многих часов писал в стол. Мне не кажется, что он печальный, мне кажется, он органичный. Талантливый мужчина в нашей стране должен быть глубоким.

— Считаете ли вы Довлатова лишним человеком?

— Не знаю.

— Но у вас же в начале фильма говорится, что самого Довлатова и всех его знакомых как бы не существовало для советской власти.

— Да, согласен, что в советской системе это было так. Но при это в их поколении была некая общность. Ощущение плеча товарища.

— В сюжете картины вы не опирались на произведения Довлатова. Откуда тогда вы брали фактуру и как работали над сценарием?

— Мы долго сидели с Юлией Тупикиной и придумывали из того, что мы знаем. С другой стороны, я в детстве достаточно много видел писателей и неплохо знал эту среду. Она существовала рядом, она существовала параллельно.

Я примерно представлял себе эту проблематику. Она ведь была даже страшнее. Я помню, как родители откачивали Ролана Быкова, которому не дали роль, запретили, потому что он выглядел не совсем героем. Я помню людей, у которых запрещали книги и фильмы. Поэтому мы пытались сплести сюжет из того, что я видел и знаю. Я хотел показать, что то поколение было в принципе максималистским, поколением глубоких людей, поколением с прямой спиной. Мне кажется, они в этом плане были смелее, чем мы, и глубже, они раньше взрослели. Цели, наверно, ставили себе в какой-то степени благороднее и жили беднее. Довлатов из воспоминаний и понимания того, что как было.

Фильм Германа-младшего "Довлатов" выйдет в прокат 1 марта
Все очень просто — смотрите на глаза человеческие, не смотрите на слова, и вы все поймете. Конечно, человек, который всю жизнь поставил на то, чтобы хорошо писать, и ему это важно не из-за денег, а как смысл жизни, и которому не дают реализоваться, это, конечно, дает какое-то напряжение, глубину, даже драму.

Семья считает, что мы довольно близко попали. Конечно, это другой персонаж, но они считают, что мы что-то уловили, и мне это важно, если им кажется фильм не фальшивым. Он действительно очень любил дочь, он действительно при всех сложностях был очень трепетным папой. Очень много работал. Смеялся. Сомневался. И все это правда. И это и есть разница между написанным и реальным человеком.

 

Обсудить
Рекомендуем