Первый советский транспортный корабль "Прогресс-1"

Читать на сайте Ria.ru

20 января 1978 года был запущен первый автоматический грузовой корабль "Прогресс-1" для стыковки с долговременной орбитальной станцией "Салют-6".

Разработчиком и изготовителем космического грузовика "Прогресс" является Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева (в 1978 году — НПО "Энергия"). Автоматический транспортный грузовой космический корабль "Прогресс-1" был разработан на базе транспортного пилотируемого космического корабля "Союз" с целью увеличения продолжительности функционирования орбитальных станций и обеспечения длительных полетов на них экипажей космонавтов.

Наличие научно-технического и производственного задела по пилотируемым космическим кораблям "Союз" позволило в короткий срок разработать необходимую проектную, конструкторскую, рабочую и эксплуатационную документацию, а также завершить экспериментальную отработку и изготовление первых летных образцов.

Разработка грузового корабля "Прогресс" была начата в середине 1973 года, а экспериментальная отработка и изготовление первого летного образца были завершены к ноябрю 1977 года.

Хотя при создании "Прогресса-1" были широко использованы приборы, агрегаты и элементы конструкции пилотируемого корабля "Союз", однако в целом это был новый космический корабль другого назначения.

"Прогресс-1" состоял из трех основных отсеков: герметичного грузового со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию, негерметичного (для дозаправки орбитальной станции и ее защиты в случае утечки токсичного топлива) и приборно-агрегатного.

Стыковочный узел грузового отсека имел выходной люк, через который после стыковки автоматического корабля со станцией экипаж получал доступ к доставленным грузам. Объем герметичного грузового отсека составлял 6,6 кубических метров. В нем размещались доставляемые на станцию сухие грузы, оборудование, продукты питания и вода. Для сокращения времени на разгрузку все грузы малых размеров были уложены в контейнеры, а крупногабаритное оборудование и приборы установлены на специальном каркасе. После разгрузки отсек заполнялся контейнерами с отходами и отработавшим оборудованием.

Внутри отсека компонентов дозаправки были установлены четыре бака с топливом, баллоны со сжатым воздухом и азотом, датчики, сигнализаторы. Все жидкости перекачивались на борт орбитальной станции по специальным трубопроводам через стыковочный узел.

В приборно-агрегатном отсеке размещались сближающе-корректирующая двигательная установка, двигатели причаливания и ориентации, топливные баки, баллоны наддува, пневмогидроавтоматика.

На внешней поверхности "Прогресса-1" были установлены антенны радиотехнических систем, оптические приборы, датчики, двигатели системы ориентации и управления движением, три световых индекса и две телевизионные камеры.

Комплекс бортовых систем близок к комплексу пилотируемого корабля "Союз" и отличается от него большей автоматизацией, позволяющей провести все операции по маневрированию на орбите, сближению со станцией и причаливанию к ней в полностью автоматическом режиме.

Грузовой корабль "Прогресс-1" имел массу 7020 килограммов, длину 7,48 метров (по другим источникам 7,92 и 6,98 метра); наибольший диаметр 2,72 метра; массу доставляемого груза до 2300 килограммов, в том числе в грузовом отсеке до 1300 килограммов и в отсеке компонентов дозаправки до 1000 килограммов, время полета до 3-4 суток и время полета в составе орбитальной станции до 30 суток (по другим источникам 60 суток); высоту орбиты 200-350 километров.

"Прогресс" выводился на орбиту с помощью той же ракеты-носителя, что и "Союз". После выполнения программы полета и отделения от орбитальной станции в расчетное время включалась его двигательная установка, в результате торможения "Прогресс" входил в плотные слои атмосферы над заданным районом Тихого океана и прекращал существование. Спускаемого аппарата корабль не имел.

Первый грузовой корабль "Прогресс-1" был запущен с космодрома Байконур 20 января 1978 года в 11 часов 25 минут по московскому времени. Как только отделилась последняя ступень ракеты-носителя, по команде с Земли раскрылись антенны радиотехнических систем и выдвинулась в исходное положение штанга активного стыковочного агрегата. В течение первых суток проверялась работоспособность бортовых систем и, прежде всего, системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки. Заключительной операцией первых суток полета была коррекция орбиты корабля. На вторые сутки полета был проведен последний этап коррекции орбиты, что позволило к концу вторых суток завершить формирование монтажной орбиты грузового корабля с параметрами, необходимыми для сближения и стыковки со станцией. В начале третьих суток полета началось автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Центр управления полетом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции "Салют-6", благодаря телевизионному репортажу с борта станции и постоянной радиосвязи непрерывно контролировали ход операции. 22 января в 13 часов 12 минут по московскому времени произошла сцепка стыковочных агрегатов грузового корабля и станции "Салют-6", а затем стягивание стыковочных агрегатов. Были состыкованы электро- и гидроразъемы системы дозаправки топливом, после чего система электропитания корабля была подключена к системе электропитания станции и экипаж смог управлять системами корабля со станции "Салют-6".

Корабль "Прогресс-1" доставил на станцию "сухие" грузы массой около 1,3 тонны (запасы воды и пищи для экипажа, научную аппаратуру, сменные блоки системы жизнеобеспечения) и дополнительное топливо для двигательной установки станции "Салют-6" (массой одну тонну).

25 января космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко приступили к переноске грузов из космического грузовика и дозаправке станции топливом. Хотя станцию можно было дозаправить и по командам с Земли, но было принято решение производить дозаправку силами экипажа станции. Специалисты Центра управления полетом следили за ней и при необходимости давали консультации.

Герметичный грузовой отсек позволял космонавтам работать внутри него без скафандров и переносить грузы на борт орбитальной научной станции. После разгрузки космического грузовика космонавты разместили в "Прогрессе-1" материалы и оборудование станции, отработавшие ресурс, и различные отходы.

Несмотря на то, что эти операции выполнялись в орбитальном полете впервые, все прошло в полном соответствии с программой, и 3 февраля работа была закончена.

4 февраля экипажу был предоставлен день отдыха, а 5 февраля первый грузовой корабль выступил в роли и первого космического буксира: была проведена коррекция орбиты станции с помощью системы управления и двигательной установки грузового корабля. 6 февраля корабль "Прогресс-1" был отстыкован от станции. 8 февраля после схода с орбиты космический грузовик вместе со всем содержимым сгорел над акваторией Тихого океана в плотных слоях земной атмосферы, не засорив околоземное космическое пространство.

"Прогресс-1" был первым из серии транспортных грузовых кораблей "Прогресс", летная эксплуатация которых показала их высокую надежность и эффективность. "Прогресс" первой серии эксплуатировался до 1990 года. Было осуществлено 42 успешных запуска, из них 12 к станции "Салют-6", 12 к станции "Салют-7", 18 к станции "Мир".

В дальнейшем на орбиту вышли модернизированные грузовые корабли "Прогресс М", "Прогресс М1", "Прогресс М-СО1", "Прогресс М-М", которые обладали более совершенными возможностями по сравнению с предшествующими модификациями.

В настоящее время эксплуатируются корабли новой серии "Прогресс МС". В них установлена единая командно-телеметрическая система с дополнительным телеметрическим каналом, новая командная радиолиния, благодаря которой зоны радиовидимости кораблей расширены до 70% от длительности витка.

Транспортные грузовые корабли серии "Прогресс" позволяют восполнять запасы расходуемых грузов орбитальных станций, в том числе запасы кислорода, воды, продуктов питания, одежды для экипажа, а также запасы топлива и газов для их объединенных двигательных установок, доставлять целевое оборудование для проведения космических экспериментов, монтажных и ремонтных работ, а также посылки для экипажа, удалять накапливаемые на борту различные отходы, проводить коррекции орбит станций, осуществлять космические эксперименты и исследования в автономном полете. В настоящее время они используются для транспортно-технического обеспечения Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Обсудить
Рекомендуем