Гришин: некачественное образование должно уйти

Ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин
"Государство абсолютно право, когда говорит, что вузов слишком много, и некачественное образование должно уйти с рынка образовательных услуг. Как и в каком масштабе это будет происходить - время покажет. Важно, чтобы остались хорошие вузы и филиалы. Важно, чтобы они готовили квалифицированных и компетентных выпускников", - считает эксперт.

Ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин в беседе с корреспондентом МИА «Россия сегодня» Юлией Осиповой высказал свое мнение по поводу оптимизации российского образования, повышения стоимости обучения и единой проверки знаний студентов.  

- Утверждена Концепция развития образования на 2016-2020 годы. Одна из основных идей — сокращение количества вузов и филиалов. Виктор Иванович, как Вы относитесь к такой перспективе?

— Я бы не сказал, что в этом состоит основная идея концепции. Прежде всего, законодательные и исполнительные органы власти озабочены качеством образования. Сокращение вузов – вторичная задача, которая диктуется сложной демографической ситуацией: с 2004 года количество выпускников 11-х классов уменьшилось более чем в два раза. Количество же вузов ежегодно росло и только последние два года чуть сократилось. Разумеется, концепция всеобщей доступности высшего образования привлекательна для нашего населения. Но потом ребята выходят из вузов, не получив серьезного профессионального образования, что представляется мне гораздо более серьезной потерей, чем "всеобщая дипломированность".

Государство абсолютно право, когда говорит, что вузов слишком много, и некачественное образование должно уйти с рынка образовательных услуг. Как и в каком масштабе это будет происходить — время покажет. Важно, чтобы остались хорошие вузы и филиалы. Важно, чтобы они готовили квалифицированных и компетентных выпускников. Не менее важно, чтобы сами выпускники быстро находили себе работу. 

Концепция написана не на пустом месте: она продолжает логику развития образовательных процессов прошлых лет, где заложено повышение качества образования, увеличение научных исследований в вузах, привлечение иностранных  студентов, преподавателей, исследователей. Мне видится, что государство весьма системно и последовательно решает проблемы, стоящие сегодня перед нашим образованием. 

- Но финансирование при этом урезает (с 259 до 233 млрд руб)… Как Вы думаете, насколько это будет ощутимо для высшей школы?

— Денег всегда не хватает, особенно в условиях кризиса. Рубль упал в цене, что естественно скажется и на зарплатах, и на покупательской способности преподавателей. Однако президент в своих предвыборных программах обозначил тренд на повышение зарплаты преподавателей к 2018 году в два раза по отношению к средней зарплате по региону. Как этот тренд увязывается с сокращением финансирования образования? Никак. 

Навигатор вузов программы «Глобальное образование"
Понятно, что кризис тяжело скажется на всех. Но я уверен, что инвестиции в человека — образование и здравоохранение — должны оставаться приоритетными для государства. Какое-то количество денег будет высвобождаться в результате сокращения вузов и процесса оптимизации, но они вряд ли позволят решить все проблемы высшей школы. 

- Раз мы заговорили о финансировании, не могу не спросить Вас о повышении стоимости обучения в связи с инфляцией. Учеба в РЭУ им. Плеханова подорожает?

— В связи с кризисом мы не подняли цены на образовательную  деятельность. Если бы мы это сделали, были бы не правы ни в политическом, ни в экономическом плане. Наши договоры со студентами имеют фиксированную плату: с первого курса и до конца учебы цена не меняется. Мы даже не стали увеличивать плату за обучение тех студентов, которые были переведены из других вузов, например, из РГТЭУ (Российский государственный торгово-экономический университет был объединен с РЭУ им. Плеханова). Для нас они уже стали нашими студентами.

Что касается первокурсников, вопрос пока остается открытым. Мы будем отслеживать экономическую ситуацию в России, ситуацию на потребительском рынке. Нам важно адекватно поднимать зарплату преподавателям. В связи с этим, скорее всего, для студентов первого курса мы повысим плату за обучение, но не более чем на заложенный процент инфляции (5,5 проц на сегодняшний день).

- Рособрнадзор заявил о том, что летом в десятках вузах пройдет процедура независимой оценки знаний студентов. Разве внутривузовской системы оценки знаний недостаточно, чтобы судить о качестве образования? Ваш вуз готов пройти такую процедуру?

— Такая оценка должна быть, хотя в западных вузах превалируют другие тенденции – каждый вуз имеет возможность выдавать собственный диплом. Но большинство европейских вузов в рамках рыночной либеральной экономики укрепили свои позиции с помощью собственных рейтингов, программ и преподавателей.

Российская же система оценки качества образования очень разношерстная: есть процедура аккредитации и лицензирования вузов, но полного представления о качестве знаний студентов она не дает. Между тем, пример ЕГЭ показал, что в едином образовательном пространстве должны быть единые стандарты качества. Лично мне было бы интересно сопоставить качество знаний студентов экономических вузов, таких как, ВШЭ, финансового университета и нас.

Однако весь мир уходит от индустриального образования с одинаковой для всех программой, переходя на индивидуальные траектории образования. Каждый учащийся, особенно магистр, выбирает себе дисциплины, исходя из собственных интересов и планов, а также запроса тех корпораций, которые ждут его на работу. 

Я думаю, здесь уместно говорить об экзаменах по фундаментальным дисциплинам. Дифференцированную же оценку может дать только сам рынок. В этом смысле важен регулярный мониторинг трудоустройства выпускников. 

- На Съезде российских ректоров господин Ливанов заявил о том, что во многих вузах в ближайшее время могут исчезнуть аспирантуры и магистратуры. Не ударит ли это по науке в целом?

— Не думаю, что ударит. Большая часть вузов наукой не занимается. 90-е годы привели к тому, что основная масса талантливых исследователей из образования и науки ушли в банковское дело и энергетические отрасли. Сейчас тренд меняется, но науку формировать очень не просто.

Сегодня государство в рамках ограниченных ресурсов приняло свою стратегию, сформировав перечень вузов, которым выделяются дополнительные средства на развитие научно-исследовательского потенциала. Получается это или нет? Пока сказать сложно. Готовить молодого ученого нужно не менее 10-15 лет. Только время покажет, насколько верна стратегия отбора вузов. Наш вуз грантов не получает, но мы четко понимаем, что если преподаватель не будет заниматься наукой, ему будет сложно ориентироваться в современной ситуации. 

Стоит продумать, есть ли смысл отдавать большие гранты небольшому количеству вузов, которые их сегодня получает – деньги кушают, а результат не очевиден. Государству необходимо ежегодно отслеживать эффективность научной деятельности. Выбор вузов должен быть динамичным: кто-то должен уходить, кто-то приходить.

- Можете назвать три наиболее проблемные зоны системы высшего образования, которые, по Вашему мнению, в ближайшие годы могут оказать стагнационное воздействие на процесс модернизации?

— В нашем вузе следует более высокими темпами развивать науку и решать инфраструктурные вопросы размещения зарубежных студентов в общежитиях. Третья проблемная зона, общая для всех российских вузов, связана с государственным финансированием образования и поддержкой нашего присутствия за рубежом.

- Вузов становится с каждым годом больше, растет число обладателей дипломов о высшем образовании. Но одновременно с этим, в стране наблюдается рост безработицы. Как Вы это можете объяснить?

— Рост безработицы связан не только с вузовским выпуском, но прежде всего с развитием экономики. Диплом сейчас не играет такой роли, как раньше. Каждый руководитель старается понять, что стоит за плечами нанятого сотрудника. Огромное количество частных вузов готовили своих выпускников для пополнения класса безработных.

Выпускники нашего вуза трудоустроены на 99.8 проц. (в вузе работает служба, которая отслеживает их трудоустройство). Они начинают подрабатывать с третьего-четвертого курса. К окончанию образовательной программы эти ребята готовы занять места в соответствующих фирмах. Еще через два года они выдвигаются на нормальные позиции с заработной платой 70-80 тыс руб.

- Виктор Иванович, назовите пять наиболее перспективных, на Ваш взгляд, специальностей на ближайшие 5 лет? 

— Мы полагаем, что в ближайшие годы во всем мире будет активно развиваться информатика, информационные системы, программирование, банки данных. Также будут нужны маркетологи социальных сетей. Возрастет потребность в специалистах по безопасности информационных систем.

Но я уверен, что и хорошие экономисты и финансисты не потеряют своей актуальности. Деньги появились не сегодня, в управлении ими происходят определенные перемены. Мы видим, что Центробанк в кризис оказался не подготовленным с профессиональной точки зрения. Мы должны готовить людей с более глубоким пониманием тех отраслей, где они будут работать. 


Говорит ректор
Обсуждение
2 пользователя оставили 2 комментария
  • Вот в саратовских детских садах сокращают логопедов и дефектологов. Дети не научатся нормально говорить. В школах программы неадекватны возрасту ребенка . Да и берут в школу детей раньше семи лет, когда дети еще не готовы к школьному обучению (в 7 лет созревает мозг). В ВУЗах, какие бы они не были, после всего этого, уже ничему не научишь
    10:57
    11.02.2015
  • "важен регулярный мониторинг трудоустройства выпускников".
    Мониторинг выпускников проводят все вузы, входящие в международные рейтинги. Только у российских вузов мониторинг "нерегулярный". Уж сколько лет идут разговоры об этом мониторинге. Уже ВШЭ по гранту МОН "исследовала" эту проблему. А мониторинга все нет. Что же ему мешает? Или кто?

    О смерти вузовской науки. Только что в Вестнике РАН опубликована статья об активности вузовской науки. Оказывается, она категорически не хочет умирать! Англоязычные базы данных утверждают, что половину научных статей публикуют преподаватели. В России умерли те науки, которые в СССР назывались "общественными" - прежде всего экономика и юриспруденция. Это именно тот случай, когда позволительно спросить, а были ли вообще у нас такие науки? Диссернет утверждает, что каждая 10-я диссертация в России списана, но в области экономики и юриспруденции размер "заимствований" гораздо выше.

    "Концепция написана не на пустом месте..." Речь может идти только об утвержденной в этом году Концепции развития образования. Знаменательно, что Концепцию писало не МОН, а минэкономразвития (т.е. экономисты) на деньги МОН. А как планируют экономисты (в МОН тоже экономисты)? То, что до 18-го года набор студентов будет продолжать снижаться, демографическая статистика знала еще в конце прошлого века. Но минвуз-то продолжал все это время "расширять сеть"! Кстати, а не продолжает ли оно и сейчас потихоньку раздавать лицензии? СМИ на эту тему молчат. Послушать бы мнение по этому вопросу г-жи Глебовой, которая "расширила сеть".
    19:33
    12.02.2015

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.