МУЗЕЯМИ СМОЛЕНЩИНЫ: ИСТОРИЯ В ИСТОРИЯХ В КАНУН ЮБИЛЕЯ

/ Карина Ивашко /
Для Смоленска 25 сентября - особая дата.
День города.

День города. Но не условный день рождения, а память о важнейшем событии – освобождении от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году. Однажды здесь решили соединить празднование первого упоминания Смоленска в летописи (863 год) и день, когда город получил своё второе рождение.
В этом году Смоленск празднует 1155-летие. Но есть у горожан и жителей области ещё один весомый повод для гордости: 130-летие Смоленского государственного музея-заповедника. Ведь именно музей хранит память обо всём, что происходило здесь за более чем тысячелетнюю историю, а вместе с ней и богатое культурное наследие, с которым вас познакомят в 16 отделах и филиалах этого могучего музейного объединения.
Знаменитый «Теремок» княгини Тенишевой и Музей-усадьба Глинки, Художественная галерея и Музей скульптуры Конёнкова, Дом-музей Пржевальского… Каждый музей – особенный, но всюду – увлеченные служители красоты, хранители памяти о событиях и людях, прославивших родную землю.
«Мы ведём свою историю от трёх музеев, созданных на рубеже XIX-XX веков. Это историко-археологический музей, основанный местным краеведом Писаревым, художественный музей княгини Тенишевой и природоведческий музей, созданный в 1908 году учёными-естественниками Граве и Алексеевым. А сейчас мы - одно из крупнейших в России музейных объединений! Восемь музеев на одном «пятачке» в самом центре города, остальные по области! Более 600 тысяч экспонатов! Без нас, конечно, ни одно серьёзное событие на Смоленщине не обходится».
Тамара Орлова, замдиректора по науке СМЗ
• Исторический музей •
Начнём с Исторического музея – старейшего собрания региона. Именно он был открыт на Смоленщине первым, в 1888 году, местным краеведом и преподавателем смоленской гимназии Семёном Писаревым.
«В конце XIX века в России начался бум на создание музеев, а у нас это связано ещё и с археологическим бумом. В это время в стране стали активно строить железные дороги. В 1860-80-е годы были построены магистрали Москва-Минск, Орёл-Рига, и при их сооружении на территории Смоленской губернии обнаружили просто фантастическое число археологических памятников. Самый знаменитый – это Гнездовский археологический комплекс. Это самый большой в России комплекс курганов – языческих захоронений. Более пяти тысяч! Нигде в России столько курганов нет. Колоссальнейший объект раннего Средневековья»
Павел Тимашков, научный сотрудник музея
Обнаружилась находка просто: из-под лопат строителей железной дороги вдруг посыпались серебряные монеты. Тогда же начались археологические раскопки, и были найдены уникальные памятники IX-X веков: золотые монеты византийских императоров, серебряные арабские дирхемы, стальные мечи – оружие викингов-варягов, бронзовые, латунные украшения и единственная в мире корчага-амфора с древнейшей русской надписью.
«Ни один историк не пройдет мимо этих замечательных мечей! Меч – находка знаковая. Эти мечи – ровесники древнерусского государства, IX-X веков. За всю историю их найдено около 150 штук. Пять – у нас в музее, а всего на смоленской земле мы нашли 24 меча».
ПОДАРОК К СТОЛЕТИЮ – БЕСЦЕННЫЙ КЛАД!
Спустя век история повторилась. Будто в подарок к столетию музея на Смоленщине был найден ещё один потрясающий клад.
«Сенсацией в научных кругах стал Рачевский денежно-вещевой клад. Рачевка – это пригород Смоленска. В 1988 году человек купил там дом и, как водится, начал ремонт и взялся за лопату. На глубине полутора метров из-под лопаты вновь брызнули серебряные монеты. Клад XI века – это время Ярослава Мудрого – оказался потрясающим по объёму. Западноевропейские денарии – более 4,5 тысяч монет, серебряные слитки… Монеты Скандинавии, Испании, Англии… В них – всё о торговых связях Смоленска с миром. Но в одной Германии того времени было 60 монетных дворов! Откуда эта монетка? Всё надо выяснить! И до сих пор клад изучают ученые»
Павел Тимашков, научный сотрудник музея
Украшения из Рачевского клада.
От каменного века до раннего Средневековья, от монголо-татарского нашествия – до наших дней. Тысячи уникальных экспонатов. Даже подлинный скелет мамонта имеется! А ещё берестяные грамоты XIII века – средневековые смс, оружие русских витязей, фрески из несохранившихся древних храмов Смоленска…

• Художественная галерея •
Несколько минут пешком, и мы в Художественной галерее, расположенной в бывшем Александровском реальном училище – памятнике архитектуры позапрошлого века.
«Людей изумляет наше собрание: около 500 произведений, очень разнообразная коллекция – от древнерусского искусства до советского, шедевры русских и европейских мастеров. Есть редкие картины. Например, необычный по жанру Айвазовский – сухопутный зимний пейзаж. Три портрета общественной деятельницы, меценатки и неутомимой собирательницы русского искусства княгини Тенишевой – в музее представлена весомая часть её личной коллекции»
Дарья Иванова, заведующая музеем
ГОЛЛАНДЦЫ СТОЯЛИ В НАШИХ ЗАЛАХ НА КОЛЕНЯХ
«Что касается Голландии, Испании, Италии, то у нас представлены художники XV-XVIII веков очень высокого уровня. В основном, это картины из родовых смоленских имений, например, Барышниковых. У них здесь было две усадьбы – в Алексине и Николо-Погорелом. В госархиве хранятся списки того, что там было. Десятки картин, скульптур, предметов мебели, фарфора….»
Дарья Иванова, заведующая музеем
Барышниковы, Мещерские, Хлудовы… С богатыми имениями и достойными собраниями Смоленщине повезло. И если одни шедевры достались области из общего «котла» после распределения живописных коллекций в 1930-х между региональными музеями, то иные полотна, в том числе западноевропейских мастеров, и не покидали здешних мест.
«Голландцы – музейщики – перед живописью в наших залах стояли на коленях! Сказали: «У вас срез золотого времени!» Мы счастливы и очень гордимся этим»
Тамара Орлова, замдиректора по науке Смоленского музея-заповедника
Зал нидерландской, фламандской и голландской живописи.

• Музей скульптуры Сергея Конёнкова •
А вот мы уже в Музее скульптуры Сергея Конёнкова. Это здание всемирно известный мастер для своих «детей», как называл он собственные творения, выбрал сам. Было ему на тот момент 96 лет.
ВЕЛИКАН, БОГАТЫРЬ И СКАЗОЧНИК
«Это самый необычный в нашем городе музей. Мы вправе гордиться тем, что Сергей Конёнков наш земляк. Его родина – глухая деревня Караковичи, где он родился в 1874 году в огромной крестьянской семье – под одной крышей жили 26 человек. Сергей выделялся талантом: с пяти-шести лет рисовал, лепил. Родные, видя его способности, нашли возможность отправить его в гимназию в Рославль. Отучившись там семь лет, Сергей объявил родным: «Хочу ехать учиться в Москву на художника». Собрали семейный совет, и старший их рода – дядька Андрей решает: «Пусть хоть один из нас будет по-настоящему учён. Пошлёт Господь хороший урожай, выделим тебе 50 рублей, отправляйся – учись»
Любовь Тубен, старший научный сотрудник музея
Не рассказ, а былина! А великаны-скульптуры – герои не одной, а десятков былин. Даже Ленин, вышедший из ствола дерева, выглядит сказочным персонажем.
«В начале 20-го века скульптуры Конёнкова произвели фурор! Они были очень необычные, яркие, дерзкие! За свою очень долгую жизнь он был удостоен всех мыслимых и немыслимых наград, но в конце жизни у него появилась мечта – иметь музей своих скульптур в Смоленске. Он был влюблен в этот город! И был рад как ребенок, когда вопрос с музеем был решен. В 96 лет из своей мастерской в Москве он отбирает более сорока скульптур для будущего музея. Продумал всё: место для каждой работы, освещение, цвет стен, но не мог учесть того, что через два года его не станет. Увы, музей открылся уже без него – в 1973 году. Так что сегодня у нас свой юбилей - 45 лет»
Любовь Тубен, старший научный сотрудник музея
«А это самый поздний и самый необычный его автопортрет. Сергею Тимофеевичу исполнилось 90 лет, когда он его закончил. Когда я смотрю на него, меня всегда поражает, что человек в такие годы мог так работать с материалом! Он не потерял ничего – ни творческого заряда, ни восприятия мира... Смотрите, каким он себя видел в 90 лет! Великаном, богатырём, сказочником! На востоке говорят, что в старости на лице человека проявляется его душа. Сергей Тимофеевич был очень красив в старости. Здесь черты лица он изобразил верно, но как необычно остальное! Эти волосы, которые прорастают ветками деревьев, огромный торс, могучий разворот плеч, эти стволы – прямо бревна, длинные пальцы – все в дереве, любимом его материале. Он очень любил этот автопортрет, и когда отправлял его в Смоленск, поцеловал на прощание и благословил на долгую счастливую жизнь в этом музее»
Любовь Тубен, старший научный сотрудник музея
Конёнков, автопортрет

• Лен любит поклон •
«Смоленский лён» – ещё один филиал музея-заповедника и первый в России музей льна. Расположен он в Никольской башне смоленской крепостной стены. Тут свои истории…
«Музей наш не случайно находится в башне, названной в честь Николы Угодника. Крестьяне просили его дать богатый урожай, в том числе и льна, ведь Никола Угодник – покровитель земледелия и всех, кто работает на земле»
Лариса Захаренкова, заведующая музеем
Здесь можно не только смотреть и слушать, но и трогать, щупать, даже попробовать на зубок крохотные льняные семечки. Снопы льна, лохматые льняные «дреды», костроплиты из льняного стебля, которыми можно топить дома… Древние льномялки из древесных стволов. А ведь на вопрос, где у льна волокна, с лёту и не ответишь. Остаётся лишь дивиться пытливости наших первобытных предков, которые и волокно нашли, и применение ему.
«Лён очень трудоёмкая культура! Гораздо более трудоёмкая, чем хлопок и шерсть. Но он безотходный! Лён и оденет, и согреет, и от болезни исцелит. Тот же брезент делают из льна…
И это замечательно, что на Смоленщине возрождается льняное производство. Строится и льнозавод, и льнокомбинат в Сафонове, то есть полный цикл. А льняное поле! Какое оно красивое! В России есть поговорки: лён любит поклон; лён вымотает, лён и озолотит»
Лариса Захаренкова, заведующая музеем
Второй этаж башни отдан коллекции смоленского костюма и вышивки. Бесхитростные зазывные послания девушек-вышивальщиц поколения 1900-х умиляют: «Кого люблю – тому дарю»… Но есть и «погорячее»: «Коль не будешь ты со мною, застрелю тебя стрелою»

• Талашкино •
Утром едем в Талашкино, оно же Флёново, оно же историко-архитектурный комплекс «Теремок»
Гений места, гордость России, как называли эту неординарную женщину. Мария Клавдиевна Тенишева создала здесь особый мир художественный центр, в котором творили Врубель, Репин, Малютин, Рерих, Бенуа, Стравинский… Но началось всё со школы для крестьянских детей.
ПРООБРАЗ БУДУЩЕЙ РОССИИ. ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
«Владелицей Талашкино княгиня Тенишева стала в 1893 году, когда решила открыть сельскохозяйственную школу. Ей очень хотелось улучшить жизнь крестьян. В её школе учились дети всех сословий, в основном, из крестьянских семей. Готовили специалистов с начальным сельхозобразованием. Поэтому, помимо общеобразовательных предметов, здесь изучались и специальные: земледелие, садоводство, огородничество, рыбоводство, пчеловодство. Нужна была площадка большая, просторная для того, чтобы все необходимое обустроить. То есть всё Флёново фактически было территорией школы»
Тамара Назарова, научный сотрудник музея
В 1900 году во Флёново-Талашкино началось строительство храма Святого Духа. А в следующем году появился «Теремок» – сказочный домик, в котором располагалась библиотека. В имении на тот момент уже были музей пчеловодства, метеостанция, ягодник, огород, яблоневый сад, рыбоводное и иные хозяйства. Вдобавок к этому княгиня открывает художественные ремесленные мастерские – столярную, гончарную, вышивальную, где создаются предметы быта в русских традициях.
«Тенишева говорила так: «Для меня мое Флёново было прообразом будущей России». В своей маленькой сельской школе для крестьянских детей она заложила модель государства. Ведь на тот момент Россия была аграрной страной. Мы воспринимаем Талашкино как мекку для художников, композиторов, учёных, а это была мекка для детей. Здесь все были избранными – каждый, кто сюда пришёл. А её художественный центр?! Это целая философия! Есть два очень важных документа 1946 года. Представьте себе Смоленщину того времени, которую просто стерли с лица земли. Третьего августа Игорь Грабарь пишет письмо в смоленский облисполком с просьбой как можно быстрее принять постановление о сохранении и возрождении Талашкино. И уже через шесть дней оно было принято. Знаете, как терем реставрировали? Вот одну комнатку реставрируют, а в другой – люди живут, потому что и о них думали»
Тамара Исаченко, научный сотрудник музея
В прошлом году во флёновском храме завершили реставрацию мозаики Николая Рериха «Спас нерукотворный», украшающей портал.
Храм Святого Духа, Флёново.
«Впервые за сто лет реставрация была произведена! В храме воссоздали кирпичную кладку, отмостку, привели в порядок усыпальницу. Сейчас идёт поиск сделанных Рерихом эскизов внутренней росписи. Если всё сложится, возможно, нам восстановят утраченную роспись. Безусловно, эта огромная заслуга нашего губернатора Алексея Владимировича Островского, который приложил все усилия для того, чтобы на реставрацию были выделены средства – более 50 миллионов рублей. Сегодня храм открыт, мы принимаем посетителей и даже проводим концерты. Акустика потрясающая! Людям очень нравится»
Юрий Епифанов, заведующий комплекса

• Музей-усадьба Глинки •
Новый день – новое путешествие. Отправляемся в Новоспасское. Музей-усадьба Глинки встречает музыкой: из репродуктора льётся знакомая мелодия. Наш экскурсовод – Зоя Михайловна Перепёлкина не оставляет сомнений: знакомство с отчим домом знаменитого композитора будет интересным.
Миновав парадное, задерживаемся в комнате матери Глинки. А вы знали, что Михаила Ивановича могло и не быть, если б не смелая авантюра его бабки Фёклы Александровны?! Дело в том, что родители будущего композитора были троюродными братом и сестрой...
«Четырежды Иван Николаевич сватал Евгению, но получал отказ, поскольку родственные браки преследовались. Но Фёкла Александровна решила сделать по-своему. Ей давно нравилась молодая, образованная, тактичная, умная Женечка. И она уговорила Ивана, младшего сына, Евгению похитить – конечно, с согласия невесты. Романтическое похищение свершилось 30 мая 1802 года. Ранним утром Фёкла Александровна с сыном Иваном сели в карету, с собой взяли 12 верховых, и кони помчали их в Шмаково. В усадьбе все спали безмятежно, кроме Женечки – она всю ночь ждала своего суженого, одетая в свадебное платье, давно для этой цели приготовленное. Свою повседневную одежду она разбросала на берегу пруда, в котором каждое утро купалась, чтобы её не сразу хватились. В девять утра послали горничную пригласить барышню к чаю. В комнате её не оказалось – решили, что купается. На пруду увидели разбросанную одежду, барышни нигде нет – подняли крик, утонула! Баграми искали её тело, не обнаружили и, наконец, догадались, что это проделки новоспасской барыни. Тотчас же снарядили погоню, но не тут-то было! Фёкла Александровна всё предусмотрела: верховые ехали не зря, по её приказу они разбирали после себя мостки и переправы. И пришлось погонщикам несколько вёрст объезжать, дабы добраться до Новоспасского. Но всё было тщетно – обряд венчания свершился!»
Зоя Перепёлкина, экскурсовод
«Сестра композитора Людмила Шестакова писала, что, по рассказам матери, после первого крика новорожденного под окном ее спальни раздалась звонкая песнь соловья восхитительными трелями. Новорожденным был Михаил Иванович Глинка…»
И ВСЮДУ МУЗЫКА: ОТ ДЕВИЧЬЕЙ ДО ПТИЧЬЕЙ
Дальше тоже очень интересно. Историй здесь – не на одну книгу. Помните ли вы, что учителем Глинки был тот самый Кюхельбекер? Что композитор дружил с братьями Пушкиными, с Полиной Виардо… Знаете ли, что романс на стихи «Я помню чудное мгновение» молодого Глинку попросила написать Анна Керн? Но написал он его лишь спустя тринадцать лет, посвятив уже дочери Анны – Екатерине, в которую был страстно влюблён.

Этот музей как волшебная шкатулка: на каждом шагу – сюрпризы и открытия. И всюду музыка: от девичьей, куда маленький Глинка бежал, едва заслышав чудную русскую песню, до птичьей, где зрелый Глинка слушал певчих птиц, раззадоривая их подчас флейтой пикколо.
«Вся природа, все домашние радовались приезду Михаила Ивановича…» Великий композитор, основоположник русской школы, автор опер и симфоний, был жизнелюбом и острословом, романтиком и трудягой, любящим сыном и надежным другом.

Новоспасское покидаем с сожалением. Но впереди ждёт нечто неизвестное. Усадьба Барышниковых в Алексине! Вчерашние рассказы – «одни Барышниковы чего стоят!» - не дают покоя. Музейный мир тесен, а люди – отзывчивы. Художнику-фотографу музея-заповедника Андрею Нестерову удается найти нам провожатого: по пути в Алексино забираем в Дорогобуже директора местного историко-краеведческого музея Татьяну Московченко. С ее слов узнаем историю старинной усадьбы, строительство которой началось в конце XVIII века!
• Усадьба Барышниковых •
Строительство усадьбы началось в конце XVIII века
«Достаточно сказать, что здесь строили Матвей Казаков и Доменико Жилярди, и уже понятно, какие возможности были у Барышниковых. Усадьба была великолепна! Роскошный дворец, церкви Михаила Архангела и Андрея Стратилата, Андреевская крепость, которую Иван Барышников построил как игрушку для сына Андрея, хотя назначение её было весьма практичное – это был конный двор и складские помещения. А ещё музыкальный павильон, в котором сейчас находится почта, парные флигели. Бумажная фабрика, дома для рабочих – всё в едином ансамбле, огромный парк с каскадом прудов…»
Татьяна Московченко, директор историко-краеведческого музея г. Дорогобуж
СТО ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ… НО НАДЕЖДА ЕСТЬ!
В 1920 году в Алексино волею судеб попал писатель Михаил Пришвин. В то время в усадьбе была размещена колония для беспризорников. Художественные шедевры были вывезены, но предметы дворцового убранства ещё сохранились. Пытаясь спасти остатки роскоши, Пришвин создал в имении музей усадебного быта.
Главный усадебный дом в Алексине хоть и пострадал за минувшее столетие, но выстоял – не сгорел, не был уничтожен в годы войны. Есть ли сегодня у двухсотлетней усадьбы шанс на восстановление?
«Усадьба Барышниковых – объект культурного наследия федерального значения. Там 17 зданий и сооружений, и многие – в плачевном состоянии. Это очень масштабный памятник, и вложения на реставрацию требуются колоссальные. Речь идёт о средствах федерального бюджета, учитывая категорию собственности. У нас есть опыт привлечения федеральных средств на реставрацию наших памятников культуры – возьмем Талашкино, храм Святого Духа… В октябре, по информации министерства культуры России, стартует заявочная кампания на выделение средств на реставрацию. Перечень работ по реставрации усадьбы и сроки их выполнения уже определены совместно с нашим областным управлением Росимущества. Если всё получится, работы могут быть завершены к 2024 году. Но что дальше? Нужен пользователь! Это, пожалуй, самый острый вопрос для сохранения столь мощного объекта культурного наследия. Его необходимо решать»
Алексей Островский, губернатор Смоленской области
Так что чаяниям музейщиков, любителей отечественной истории и неравнодушных прагматиков, возможно, суждено сбыться. Удивительная мозаика Рериха тоже ожидала реставрации целое столетие. Из небытия в 1982 году возродилась усадьба Глинки – ровно через сто лет после того, как дом композитора был разобран и увезен (в 1882 году), а имение пришло в полный упадок. Из пепла, наконец, восстал и сам Смоленск, празднующий 25 сентября своё второе рождение.

• Смоленщина в годы Великой Отечественной войны •
Главным объектом внимания смолян в эти дни традиционно станет музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
Поскольку памятных дат много: 75-летие освобождения города от фашистов, 45-летие самого музея войны и 130-летие «старшего брата», отмечать будут широко – выставками, квестами, концертами. И по традиции – открытым доступом к боевой технике музея.
«Это наш праздник! Отметим его выставкой «Есть в городе моем музей». Она будет очень интересной! Представьте, макет памятника с орлами перед зданием нашего будущего музея Николай II утверждал! У нас много историй. Разных. Снимем ограждения во дворе боевой техники на радость детям. Нас любят, к нам идут. И мы этому рады!»
Людмила Макаренкова, заведующая музеем

© 2018 Специальный проект РИА Новости к 130-летию Смоленского государственного музея-заповедника
© Все фото и видео – Андрей Нестеров. Предоставлено ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник».
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена