На распутье: останется ли российское государство социальным?

Отказ от социального государства влечет самые негативные фундаментальные последствия для будущего России, считает член Зиновьевского клуба Павел Родькин.

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Переломным моментом исторического развития России, свидетелем которого сегодня мы являемся, стала возможность отказа от социального государства как одного из главных достижений ХХ века. Против социального государства выступают не только либеральная оппозиция, но и представители правительства, элиты и политического класса, продвигающие целый комплекс неолиберальных реформ.

В этом заключается главное противоречие эпохи Владимира Путина: триумфальное возвращение государства во внешнюю политику и мировую историю, с одной стороны, и постепенный, но последовательный уход государства из экономики и социальной сферы в пользу частного капитала, с другой. Данная проблема не может не волновать, так как носит она как сугубо бытовой, так и фундаментальный, цивилизационный характер.

Политика неконкурентоспособности государственного сектора

Центральным мифом неолиберальной идеологии является превосходство частного сектора над государственным. Такая ситуация является результатом сознательной политики неконкурентоспособности самого государства.

Обществу навязываются услуги частного бизнеса, происходит его выдавливание в частную медицину, образование, пенсионное обеспечение, ЖКХ и т.д. и т.п. Государственная сфера при этом сокращается под предлогом неэффективности и издержек, которые якобы тянут вниз государство, она становится непрестижной и малооплачиваемой. Это та социальная реальность, с которой гражданин России сталкивается каждый день.

Но частный бизнес не может осуществлять масштабной социальной проектной деятельности. Возьмем, например, благотворительность в царской России: русский торговый и промышленный капитал активно занимался благотворительностью, оставив после себя солидное наследие. Но эта деятельность не смогла решить проблемы массовой безграмотности, отсутствия всеобщей доступной медицины и хоть как-то предотвратить социальную революцию.

Эти проблемы были решены только в советском социальном государстве, работавшем на пользу общества, что в конце концов стало основой человеческого капитала, который демонстрирует поразительную конкурентоспособность на мировом уровне даже сегодня. К слову, сегодня обществу предлагается фактически подменить государственную социальную политику точечными частными благотворительными проектами, которые должны вести и распределять НКО.

Государство отказывается от социальных обязательств, отдавая свои полномочия бизнесу и лишая таким образом общество альтернативы. При этом государство поддерживает частный сектор, если речь идет, например, о финансовом секторе: постоянно спасает банки, принимает законы и раздает заказы в пользу ТНК.

Такая политика приводит к тому, что главной функцией государства становится охрана интересов частного капитала от постоянно возникающих в капиталистическом обществе социальных бунтов и "внешних" конкурентов. Глобализация, впрочем, внесла свои коррективы: война, действительно, стала вестись не между странами, а элитами против собственных традиционных обществ.

Антигосударство XXI века

Современное общество часто описывается в терминах постиндустриального, постфордистского, неолиберального, а для описания феномена современной войны Умберто Эко, например, прибегает к понятию неовойны. Подобного рода определения ситуации современности и ее рефлексии свидетельствуют прежде всего о том, что все "новое" фактически является всего лишь деформацией старого.

Концепция традиционного государства подвергается сегодня радикальному пересмотру, в проектах будущего такое понятие просто отсутствует. На Западе мутация и разрушение этой конструкции уже обернулось деградацией общества в Европе и небывалой эксплуатацией в США.

Возникающее неогосударство, или, точнее, антигосударство как новая насильственная стадия трансформации традиционных обществ, позиционирует себя как значительный шаг вперед. На деле общество теряет все социальные завоевания ХХ века, которые произошли благодаря русской революции 1917 года. Мы становимся свидетелями колоссальной социальной регрессии.

Антигосударство не только перераспределяет власть внутри политических и общественных институтов, но и отчуждает все природные ресурсы, физическое пространство и человеческую жизнь в пользу надгосударственных и надобщественных структур сверхобщества. Государство — это власть общества, делегирующего властные полномочия институтам и аппарату власти через политическую систему. Антигосударство — власть сверхобщества, которое никак не контролируется и не выбирается обществом.

Проблема заключается в том, что этот сценарий реализуется не только на Западе, но и в России. Правда, с меньшей интенсивностью, но с той же неумолимой последовательностью.

Конец солидарной цивилизации?

Социальное государство является основой солидарной экономики, солидарного общества и, наконец, солидарного цивилизационного проекта (об этом достаточно подробно и развернуто пишет Владимир Лепехин). От этого конкурентного преимущества Россия готова отказаться так же легко, как когда-то в 1990-е годы она пыталась отказаться от геополитических интересов.

Но, в отличие от внешней политики, общественное переустройство куда как глубже и невозвратно. Подчинено оно не внутренней стратегии и идеологии развития страны, а встроено в глобальную концепцию неолиберального "конца истории", который в социальном отношении вышел на завершающую стадию и в России.

Общество теряет участие в процессе управления и не распоряжается собственной судьбой. Власть переходит к частному капиталу, который не выбирается и на который уже невозможно оказывать ни влияния, ни давления. Девизом нового дивного мира неолиберальной экономики в буквальном смысле становится: нет денег — умирай!

Любая альтернатива, любой иной, не частный субъект власти, сознательно уничтожается или превращается в собственную противоположность. Общество становится предоставлено самому себе и попадает в тотальную и бесчеловечную сверхвласть транснационального капитала, организованного в сложные и закрытые структуры сверхобщества.

Россия вновь оказывается на историческом распутье, когда большинство достижений солидарной социальной системы уже утрачены, но когда еще можно свернуть с пути окончательного инферно (так определял тип капиталистического общества советский писатель-фантаст Иван Ефремов). Этот выбор означает борьбу за выживание общества на тех основаниях, которые были заложены в социальном государстве прошедшего ХХ века.

Зиновьевский клуб
Комментарии
27 пользователей оставили 63 комментария
Cttepan Kyi, он правильно говорит. Речь идет о том, что могут быть уничтожены те остатки социального государства, которые еще сохраняются (конечно, они еще есть: и в медицине, и образовании, и записаны в Конституции). Но могут быть уничтожены. Или, наоборот, усилены.
Какой страшный новый мир неолиберальной экономики! Такого нам не надо!
 



Наверх
Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена