Летать по небу, изрыгать пламя и метать молнию...

© РИА Новости / Владимир ТрефиловПерейти в фотобанкСопредседатель Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня Ольга ЗиновьеваСопредседатель Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня Ольга Зиновьева
Только три эти способности, пожалуй, не вошли в новый профессиональный стандарт педагога, по которому, как планирует Минобрнауки РФ, все российские учителя будут работать с 1 января 2015 года, замечает Ольга Зиновьева.

Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Новый стандарт предполагает, что каждый школьный педагог должен свободно владеть иностранным языком и методикой обучения специального контингента (детей мигрантов и детей с ограниченными возможностями здоровья), разбираться в социальных сетях, работать с учениками разных возрастных категорий.

За последние два года наша "научно-педагогическая элита" ничего не придумала лучше, нежели превратить учителя в супергероя, спасающего мир и совершающего ежедневные подвиги не за страх, не за адекватное вознаграждение, а за совесть и волю к победе современной отечественной педагогической мысли. Как-то жалко и нелепо на фоне всего этого смотрится спекуляция разработчиков и проводников данного "интеллектуального" продукта на том, что якобы поручение на разработку "такого" стандарта дал президент РФ.

Президент РФ Владимир Путин никогда не давал задания, рассчитанные на халтурное, непрофессиональное исполнение, пагубное по последствиям для России.

Никто не спорит, стандарт нужен — хотя бы для того, чтобы ориентироваться в подготовке тех специалистов, которые формируют будущее государства, общества и, если угодно, мира.

Газета "Коммерсантъ" цитирует министра образования и науки Дмитрия Ливанова: "Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя… Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года". Просто вот так — возьмёт и заработает!

Как реакция на этот душераздирающий оптимизм и шапкозакидательство закономерно возникают некоторые вопросы:

1. Какое общество может предъявлять подобные требования? Ответ на данный вопрос позволит определить существование реального заказчика на образовательные услуги в лице общества.

2. Как выбиралась методика выявления, обобщения и систематизации этих требований?

3. Как определяется состоятельность и готовность крайне сырого и сомнительного документа, призванного в корне изменить государственные принципы формирования долгосрочной стратегии с опором на человеческие и социальные ресурсы, кроме постоянно и беспощадно дискредитирующего себя метода экспертных оценок и "большой удовлетворённости" Минобрнауки?

Профессиональный стандарт ценен прежде всего тем, что он определяет нижнюю планку квалификации, отсекая тем самым тех работников, которым не по силам вследствие самых разных обстоятельств обеспечить необходимые условия для их допуска к работе. Стандарт изначально не является идеальным образцом, профстандарт содержит минимум квалификации, несоответствие которой свидетельствует о непригодности работника.

Принципиально важно — какому учителю мы доверяем строительство будущего нашего общества, и в какой мере мы ему это доверяем: каковы его роль и место, какими должны быть его права и ответственность, какими ресурсами и возможностями нам необходимо его наделить. Однако непонятно, в чём замысел (или умысел?), подготовки и принятия заведомо "нереалистичных документов", вызывающих "большое удовлетворение" у руководства образовательной системы новой России.

Стандарт не может и не должен быть ни идеологическим, ни теоретическим документом, это — практический инструмент реформирования отечественной системы образования. Ведь если от совершенного учителя требуется воспитание совершенного ученика, значит, должен появиться новый образовательный стандарт в виде совершенного эталона!

Человек Сегодняшний не репетировать жизнь должен, витая в заоблачных иллюзиях утопического мироустройства в сослагательном наклонении, а полноценно жить, ежедневно приспосабливаясь к реальным условиям и обстоятельствам, улучшая свою популяцию и восстанавливая животворную среду, за которую он ответственен перед потомками.

Да, сегодня много нерешённых вопросов, замалчиваемых яркими конформистами и забалтываемых мутными схоластами, вопросов, без внятных и взвешенных ответов на которые интенсивно нарастающий мировой кризис традиционных ценностей всё больше будет раскалывать людей, деля их по политическому, экономическому, интеллектуальному, социальному и другим признакам.

Печально, но необходимо признать, что у нас нет стратегии, нам ни с одним ветром не по пути. А ведь образование — наиболее точный индикатор, определяющий диагноз современного общества и, как следствие, государственной власти, при котором хрупкое равновесие может быть легко нарушено необдуманными политическими решениями, подкрепляемыми "нереалистичными документами".

Нет у нас стратегии! Нам ничего не известно ни про роль и место образования в развитии государства, ни про миссию современного учителя, ни про реальное участие общества в создании единой информационно-образовательной среды. Рьяная софистика самопровозглашённых по кукушечно-петушиному (читайте русского баснописца Крылова) принципу экспертов, вялое сопротивление, а то и застенчивое безмолвие размножающихся в неволе представителей педагогической общественности, находящейся на грани полного исчезновения, — всё в совокупности упорно, планомерно, семимильными шагами ведёт государственную образовательную систему… в тупик.

Ну нет у нас стратегии! Поэтому говорить о том, каким должно быть качество образования, какими должны быть педагоги, а уж тем более измерять эффективность учебных заведений, одновременно истязая, по-рейдерски захватывая, обезглавливая и оскопляя их, тем более преждевременно. Сначала — цель, затем все остальное: содержание, методы, средства, участники, ресурсы и пр. Так уж принято, что вначале ставят елку, а потом вешают игрушки, а не наоборот.

Модернизация образования требует кардинального пересмотра стратегических ориентиров и должна начинаться с реформы высшего образования. Не школьного, не дошкольного, а именно с высшего, потому как оно изначально призвано являться институциональной основой интеллектуального развития общества и государства.

Отсутствие осмысленных подходов к реформированию высшей школы и, как следствие, чёткой программы модернизации высшего образования, закономерно и ожидаемо привело страну к социальному коллапсу, характеризующемуся, прежде всего, бесплодным брожением дилетантских инициатив на местах и дремучим застоем управленческого корпуса на разных уровнях.

Дисбаланс в структуре подготовки, формальный переход к уровневому образованию, нескончаемая реструктуризация сети образовательных учреждений, набор без отбора (без конкурса), устаревшая материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав щадящей квалификации, — всё это алармирующие признаки такой государственной системы высшего образования, которые указывают на необходимость ее реформирования.

Разросшиеся вузы с громоздкой и неповоротливой структурой управления, подобные великанам-мутантам из античной мифологии, внушают страх и трепет своими размерами и неповоротливостью в принятии решений. Кризис высшего образования сегодня — это кризис идей. Старые идеи, советские, уже неактуальны, по мнению либеральных экспертов, а новые, западные, неактуальны в принципе, ибо заимствование атрибутики не меняет сущностных характеристик.

Нужны новые, принципиально иные, подходы.

Нужен университет нового типа, новой формации.

Нужен университет, который не пародирует бездумно европейские вузы с их историей и традициями; который не тиражирует легковесно их программы и методику; который не выпускает в свет сотни и сотни нетрудоустраиваемых специалистов, пополняющих ряды безработных, как на Западе.

Нужен университет, способный взять на себя в качестве миссии институционализацию интеллектуального лидерства мировой академической элиты на формирование ценностей, смыслов и потенциала человека будущего; становление и развитие гражданского общества и экономики знаний; сохранение и пропаганду культурно-исторического наследия человеческой цивилизации; охрану и восстановление окружающей природной среды.

Сегодня, в эпоху глобализации, бессмысленно рассматривать университет вне широкого надгосударственного контекста; недопустимо и преступно причёсывать под одну гребенку всё накопленное человечеством за период его существования Знание, примитивизируя бесценные отличия разных культур и цивилизаций.

Погорячился, судя по всему, господин Ливанов с поспешающим докладом наверх о создании нового, очередного "интеллектуального" продукта.

Зиновьевский клуб
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена