Рейтинг@Mail.ru
Реальная пропаганда - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реальная пропаганда

Читать ria.ru в
Российскому обществу только предстоит преодолеть предрассудки и пропагандисткие мифы против пропаганды, замечает эксперт Зиновьевского клуба Павел Родькин.

Павел Родькин, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Специфически негативное восприятие и отношение к пропаганде, которое бытует сегодня в российском обществе, стало препятствием для коммуникации между государством и обществом. Выходом из этой ситуации является возвращение общества в качестве субъекта пропаганды, перезапуск реальной пропаганды, которая в свою очередь означает возвращение России в реальную историю.

Пропагандистский образ пропаганды в России

Сегодня в России продолжает формироваться негативное представление о пропаганде, уже само это слово вызывает настороженность. Такое восприятие сложилось вследствие действия внедренных в общественную и политическую повестку мифов.

Во-первых, пропаганда представляется как чисто российский феномен, будто в других странах пропаганда отсутствует, как на государственном, так и на корпоративном уровнях, будто на Западе существуют только объективные новости и честная реклама.

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии
Война фальсификатов вокруг Второй мировой
Поданая таким образом картина мира, действительно, выглядит ужасающе: Россия в ней ведет информационные войны, манипулирует сознанием своих граждан и обманывает весь цивилизованный мир. Очень точно это описал Александр Зиновьев: "в течение всей советской истории советским людям со стороны государственной идеологии прививалась негативная картина Запада. Ничего преступного и аморального в этом не было. Это обычное дело в реальной истории. Ведь и на Западе даже без единой государственной идеологии массам населения прививались и прививаются с удвоенной силой теперь идеологически тенденциозные и ложные представления о Советском Союзе и о коммунистическом обществе вообще. Теперь же произошёл беспрецедентный перелом в отношении к Западу даже в сфере официальной идеологии. Она ринулась в другую крайность, причём с ведома высшей власти страны, по ее указаниям"

Во-вторых, пропаганда приравнивается к дезинформации, лжи, манипулированию, оболваниванию и т.п. При этом "неудобные" новости, фото и видео свидетельства объявляются в свою очередь пропагандой и отрицаются как реальные.

Позитивные функции пропаганды, например, донесение и популяризация ценностей, принципов и идей того или иного общества полностью исключаются. Подобная установка обосновывается историческими отсылками к пропаганде фашистской Германии.

В-третьих, пропаганда воспринимается как исключительно политический инструмент. В тоже время, игнорируется и выводится из-под подозрения система корпоративной пропаганды (маркетинг, брендинг, реклама, пиар), роль и значение которой в потребительском обществе оказывает не менее мощное воздействие на все человечество.

В-четвертых, пропаганда мыслится только в рамках СМИ. Другие формы влияния на социум (например, книги, очерняющие историю страны) выводиться из области пропаганды, наделяются алиби "свободы слова".

Все вышеперечисленное позволяет: во-первых, создать негативный образ государства, отделив его от общества стеной "лжи" и недоверия, а во-вторых, сделать незаметной и некритической для понимания содержательную часть пропаганды, — идеологию. Таким образом, отрицание права на пропаганду (причем именно собственную пропаганду) разрушает и девальвирует государственные коммуникации.

Идеология — реальная пропаганда

Логотип ОБСЕ. Архивное фото
Политолог: пропаганда мешает узнать о нарушениях Киевом прав человека
Даже очистив пропаганду в России от пропагандистских же конструкций и штампов, мы не придем к пониманию реальной пропаганды, ее функций, структуры, механизмов и т.д. Институты пропаганды — не более чем инструменты идеологии.

Реальная идеология камуфлируется. Во многом так происходит, потому что она часто слишком антигуманна; так за современной западной пропагандой стоит плохо скрываемая физиологическая русофобия.

Реальное воздействие, которое может сплоить или разрушить общество, оказывает именно идеология в форме пропаганды. Не механическая пропагандистская, а идеологическая обработка населения в холодной войне обусловила крах СССР.

Как указывает Зиновьев: "советская официальная идеология обнаружила полную неспособность отстаивать положительные достижения своего общественного строя и критиковать дефекты западного, оказалась неподготовленной к массированной идеологической атаке со стороны Запада. В стране началась идеологическая паника".

Таким образом, важнейшим элементом идеологии является общество. Именно общество должно стать не только пассивным объектом пропаганды, как принято считать, но и ее действующим субъектом, чтобы быть защищенным от внешних пропагандистских и менталитетных вирусов.

Общество как объект и субъект пропаганды

Реальным субъектом пропаганды является общество. Эффективность пропаганды обеспечивается не только ее содержанием, а, прежде всего, принятием ее людьми. В этом смысле пропаганда может транслировать любой вздор и даже откровенную ложь, но если общество ее разделяет, то она действует.

Так советская пропаганда на определенном историческом этапе стала проигрывать западной. Происходило это потому, что, несмотря на весь объем пропаганды и развитые институты, люди перестали верить в советскую пропаганду (и ее содержание — идеологию) и разделять ее.

Над ней откровенно смеялись. Но по объективным социальным законам образовавшийся вакуум был заполнен внешней пропагандой, что в конечном счете привело общество к катастрофе. Что стало причиной такого разрыва с обществом?

Советская пропаганда отстала от послевоенного уровня образования и развития общества, которое в СССР достигло значительных высот. Пропаганда соответствовала довоенному состоянию, поэтому не могла быть адекватно принята обществом качественно иного уровня.

Интересно отметить, что современная западная пропаганда и ее субъекты внутри России повторяют этот разрыв, апогей которого произошел в конце 80-х. Западная пропаганда сегодня осталась на интеллектуальном уровне некритической оценки действительности 90-х и воспринимается в лучшем случае как очередной "псакинг".

Общество ушло вперед, в буквальном смысле выстрадав реальное понимание многих социальных и экономических процессов. Тот же путь еще предстоит преодолеть украинскому обществу.

Перезапуск пропаганды как возвращение в историю

Собственной настоящей системы пропаганды у России еще нет, пока она только формируется. Чтобы этот процесс состоялся, необходимо решить следующие позитивные задачи:

1) вернуть пропаганду на институциональном уровне в общественную повестку;

2) наполнить ее социальными, культурными и политическими смыслами (идеологией);

3) повысить уровень пропаганды одновременно с уровнем общества, чтобы избежать нового разрыва с ним.

Последняя задача особенно сложна, многомерна и актуальна, так как снижение уровня общественного сознания приводит либо к его оглуплению, либо к тоталитаризации. Таким образом, переход к реальной пропаганде знаменует собой переход к реальной истории, остаться в которой для России означает вопрос выживания.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала