ЦАМТО: Иран интересует построение комплексной системы ПВО с помощью РФ

Башня Азади, построенная на одноименной площади в Тегеране. Архивное фото
Министр обороны Ирана Хосейн Дехган посетит 15-16 февраля Москву, согласно данным источника в МИД РФ. Дехган планирует встретиться с помощником президента РФ по ВТС Владимиром Кожиным, вице-премьером Дмитрием Рогозиным и министром обороны Сергеем Шойгу.

МОСКВА, 15 фев — РИА Новости. Иран в сфере военно-технического сотрудничества с Россией, в первую очередь, интересует, возможность создания с российской помощью комплексной эшелонированной системы противовоздушной обороны (ПВО); это, вероятно, будет одной из главных тем переговоров в Москве министра обороны Ирана, заявил в понедельник РИА Новости директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.

Ранее источники в МИД РФ и посольстве Ирана сообщили РИА Новости, что министр обороны Ирана Хосейн Дехган посетит 15-16 февраля Москву. По данным источника в МИД, в ходе визита он планирует встретиться с помощником президента РФ по ВТС Владимиром Кожиным, вице-премьером Дмитрием Рогозиным и министром обороны Сергеем Шойгу.

Комплексная ПВО

По мнению Коротченко, Иран заинтересован не просто в закупке отдельных систем ПВО, а в построении комплексной эшелонированной системы противовоздушной обороны своей территории.

Зенитно-ракетный комплекс С-300. Архивное фото
ЦАМТО: мировая торговля оружием достигла уровня холодной войны

"Ирану нужны не просто закупки отдельных ЗРК и ЗРС, а комплексная система ПВО, предполагающая наличие систем малой, средней и большой дальности. Она может быть создана на российских технологиях и на российских "ноу-хау". Одним из важных элементов такой системы, помимо закупки ЗРК и ЗРС, является также приобретение крупной партии многофункциональных истребителей Су-30, относящихся к поколению 4++", — сказал Коротченко.

Он отметил, что Иран также заинтересован в создании "современной системы управления воздушным движением в своем пространстве".

"Россия может предоставить и такие технологии", — сказал Коротченко.

Единственный надежный партнер по ВТС

Визит иранского министра обороны, по словам главы ЦАМТО, очень важен "в свете двух обстоятельств – снятия санкций с Ирана и открывающегося окна возможностей по возобновлению широкомасштабного военно-технического сотрудничества".

"Иранское военно-политическое руководство прекрасно отдает себе отчет в том, что покупать оружие где-то еще (а не в России) – это значит подвергать себя очень серьезным политическим и техническим рискам. В любой момент Запад может заморозить эти контракты, а также поставку запчастей, с чем Иран уже сталкивался в предшествующие периоды. К тому же следует добавить известную историю, когда с началом войны в Персидском Заливе системы ПВО, которые Саддам Хуссейн закупал на Западе, по внешнему радиосигналу были полностью выведены из строя и обесточены. Иран должен помнить печальный пример Ирака", — сказал собеседник РИА Новости.

По его мнению, Москва в этой ситуации – "по существу безальтернативный партнер для Тегерана".

Разворачивание зенитно-ракетной системы С-300. Архивное фото
Коротченко: РФ может поставить Ирану улучшенные системы С-300ПМУ2

"В целом по мере поэтапного снятия оружейных санкций с Ирана РФ готова удовлетворить абсолютно любые потребности как иранской армии и флота, так и потребности Корпуса стражей исламской революции", — отметил Коротченко.

Борьба с ИГ

Другой вопрос, который, скорее всего, будет обсуждаться на переговорах Дехгана в Москве – это положение в Сирии и сотрудничество в борьбе с группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ).

"РФ и Иран выступают ключевыми игроками в урегулировании ситуации в Сирии политическими методами и в борьбе с ИГИЛ. Я полагаю, что российский и иранский министры обороны согласуют определенные шаги для того, чтобы максимально эффективно решать главную задачу – уничтожение ИГИЛ и восстановление мирной, послевоенной Сирии", — сказал Коротченко.

Военное сотрудничество

Дехган на переговорах с российским Минобороны также, вероятно, будет обсуждать вопросы военного сотрудничества, в частности, подготовку кадров и совместные военные учения.

"Я полагаю, что Россия могла бы осуществлять подготовку офицеров высшего иранского звена управления – например, на базе Военной академии Генштаба ВС РФ (ВА ГШ). Ирану нужны современны военные знания и опыт, который есть у России. Кроме того, Тегерану нужно осуществлять подготовку своих офицеров ПВО, поскольку страна уже закупает и намерена в дальнейшем закупать современные российские зенитные системы", — рассказал собеседник агентства.

Стороны, по мнению Коротченко, будут обсуждать и "расширение формата взаимодействия по проведению совместных военных учений — не только в зоне Каспия, но и в других регионах и акваториях".

Вертолет Ми-17. Архивное фото
РФ поможет Ирану оснастить центр ремонта гражданских вертолетов Ми-17

История ВТС

Активное военно-техническое сотрудничество между Россией и Ираном началось в 1990 году. По различным источникам, в 1990 году СССР поставил в Иран вооружения и военной техники на сумму от 733 миллионов до 890 миллионов долларов. ВТС базировалось на межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва должна была поставить Тегерану самолеты МиГ-29, Су-24МК, дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы противовоздушной обороны С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72 и боевых машин пехоты БМП-2.

В 1990-е годы Россия поставляла в Иран, в частности, МиГ-29, Су-24, авиационные ракеты, БМП-2 и Т-72, противотанковые управляемые ракеты (ПТУР 9М111) для БМП. Иран также получил три подводные лодки проекта 877ЭКМ на общую сумму 750 миллионов долларов. Объем торговли вооружения и военной техники России с Ираном оценивался в первой половине 1990-х годов в среднем в 500 миллионов долларов в год, что составляло примерно 85% общего импорта из России в ИРИ.

В июне 1995 года был подписан меморандум между премьер-министром России Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором, в соответствии с которым Москва обязалась не заключать новых контрактов на поставки обычных вооружений в Иран, а исполнение уже заключенных контрактов завершить к концу 1999 года. Россия не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты — 31 декабря 1999 года. В результате Москва недополучила 2 миллиарда долларов. Помимо этого, Россия была вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к вооружению и военной технике, которые она, согласно российско-иранским договоренностям, должна была поставлять до 2011 года.

Иран неоднократно давал понять России о желании восстановить военно-техническое сотрудничество, но действовавшее тогда российско-американское соглашение не позволило Москве сделать это. В ноябре 2000 года РФ официально уведомила американскую администрацию об отказе с 1 декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения. В ходе визита в Москву министра обороны Ирана в октябре 2001 года Россия и Иран подписали межправительственное соглашение о ВТС, которое юридически определило рамки дальнейшего взаимодействия в этой сфере.

В 2000-е годы Россия поставляла Ирану, в частности, боеприпасы и запчасти к МиГ-29 и Су-24МК, вертолеты Ми-171Ш, штурмовики Су-25УБК и Су-25УБТ, вертолеты Ми-17 для санитарной службы, БМП-2, управляемые артиллерийские снаряды "Краснополь-М", ЗРК "Тор-М1" (29 единиц).

В 2007 году Россия подписала контракт на поставку Ирану пяти дивизионов зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300ПМУ-1 в составе 40 пусковых установок на сумму около 800 миллионов долларов. Однако с принятием 9 июня 2010 года СБ ООН резолюции по Ирану, которая вводила против него санкции, в том числе запрет на передачу современных вооружений, началось сворачивание военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном.

Двадцать второго сентября 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции СБ ООН, которым предусматривался запрет использования территории РФ для транзитного перемещения (в том числе воздушным транспортом) вооружений в Иран, вывоз вооружений непосредственно с территории РФ, а также передача вооружений вне пределов страны с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом России.

Запрет касался практически всех видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН. Запрет распространялся, в том числе, на С-300ПМУ-1. В результате введения санкций российско-иранский контракт по С-300 был аннулирован. Республика после этого подала иск к "Рособоронэкспорту" в третейский суд Женевы (Швейцария). РФ предложила пойти на мировую, пообещав новые поставки ЗРК "Тор-М1Э".

Президент РФ Владимир Путин в апреле 2015 года подписал указ, который снимает запрет на поставку С-300 в Иран. В июне помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин сообщил, что Москва и Тегеран готовят контракт на поставку С-300. При этом он подчеркнул, что система С-300 претерпела изменения, улучшены тактико-технические характеристики. В ноябре глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов заявил, что контракт вступил в силу.

В мире
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.