"Турецкая мечта" воплотилась в пути Коча из подмастерьев в миллиардеры

Турецкая мечта воплотилась в пути Вехби Коча из подмастерьев в миллиардеры
Династия Кочей начала свою историю в Анкаре около ста лет назад. В начале ХХ века Кочи занимались торговлей, однако трамплином в будущей коммерческой жизни Вехби Коча стал ремонт крыши первого турецкого парламента.

АНКАРА, 2 янв – РИА Новости, Алена Палажченко. Турция имеет свою легендарную династию миллиардеров, не менее знаменитую в стране, чем династии Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов и многие другие.

Это династия Кочей, которая начала свою историю в Анкаре около ста лет назад, в первые годы создания Турецкой Республики. Эта фамилия не только синоним финансового успеха, с ней связаны многие социальные, образовательные и культурные проекты Турции, среди которых открытие крупных технических музеев в Анкаре и Стамбуле.

Музей Коча в Анкаре

Где рождаются миллиардеры

Анкара – когда-то небольшой городок с древней крепостью, точный возраст которой ученые не установили до сих пор, была одним из центров на знаменитом Шелковом пути. Возле самой цитадели в 1522 году был построен караван-сарай Ченгель-хан, где уставшие путники могли получить кров, еду и отдых для своих верблюдов. А днем здесь разворачивался роскошный рынок.

В XVI-XVII веках Анкара получила статус перекрестка путей международной торговли, а Ченгель-хан стал один из четырех крупнейших и самых дорогих караван-сараев того периода. Даже в начале XX века у цитадели по-прежнему был оживленный центр торговли и магазинов. Как раз в это время в одном из магазинчиков появился юный подмастерье Вехби Коч, которому было суждено стать главным коммерческим лицом Турции на несколько десятилетий.

"Я родился в 1901 году в районе Кечиорен в Анкаре. Анкара тогда была настоящей деревней. В моем детстве у нас не было ни воды, ни электричества, а только печь, которую топили углем. После Первой мировой войны еда была роскошью – не было ни хлеба, ни сахара, ни чая. Если удавалось достать чай, пили его с пекмезом (сироп из винограда). Ели руками, только у моего дедушки была собственная вилка и нож. Хлеб пекли на весь околоток раз в 10 дней. Помню первый автомобиль в Анкаре, на котором приехал один торговец из христиан. Вся Анкара повалила на улицу смотреть на это чудо. Тогда только 2-3 "бизнесмена" могли себе позволить ездить на поезде в Стамбул и привозить оттуда товар на продажу", — пишет Коч в своей книге "Вехби Коч: документы и воспоминания из личного архива".

Школа маленького Вехби представляла собой ветхое здание, где заучивали наизусть Коран. Но там он проучился несколько лет, после чего из-за сложного материального положения вынужден был начать работать, чтобы помогать семье.

Начало долгого пути 

После 1910 года отец Вехби Кочзаде Хаджи Мустафа Эфенди с тремя приятелями решили заняться торговлей: выкупать у крестьян пшеницу и ячмень и перепродавать ее крупным оптовикам. Перед домом они продавали привезенные из Измира инжир, виноград, мыло.

Юный Вехби был при отце, но работа казалась ему скучной. По его просьбе отец отдал мальчика на обучение к тестю, Садуллаху Эфенди, который держал мануфактуру в старинном районе Анкары у цитадели, в древнем Ченгель-хане. Садуллах получал товар от брата из Стамбула и продавал его с другими братьями.

"Ченгель-хан очень старый, он до сих пор сохранился, но еле стоит. Магазин Садуллаха Эфенди всегда был полон крестьянами, товар тоже был рассчитан на их нужды. Особенно хорошо закупались у него крестьяне на свадьбы – тогда выручка была очень хорошей", — пишет Коч.

По его словам, братья так доверяли друг другу, что любой мог взять любую сумму из кассы, затем возвратить, никто никого не контролировал, и баланс в кассе всегда совпадал.

"Я проработал там 5 месяцев. В месяц я получал три лиры. Когда мне давали расчёт, насчитали 15 лир. Но за время работы я относил домой какие-то вещи и брал в долг. В итоге мне на руки выдали 375 курушей. Вот такая у меня была стажировка, когда мне было то ли 13, то ли 15 лет. Затем я вернулся в школу", — заканчивает он.

В 1917 году Вехби открыл собственный магазин в Анкаре. Торговля в небольшом городке, давно потерявшем былое величие, приносила мало денег и удовлетворения. Как вдруг волей основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка Анкара неожиданно превращается в столицу нового государства. Закончилась освободительная война, в Анкаре объявляется создание республики, начинается строительство и бурное развитие города. Для Вехби с его жаждой предпринимательства открывается необъятное поле деятельности.

Музей Коча в Анкаре

Ремонт крыши парламента 

Трамплином в его будущей коммерческой жизни стал ремонт крыши первого турецкого парламента в Анкаре, которую Коч сделал со смекалкой и недорого.

"Это здание было в аварийном состоянии. Благодаря простым анкарцам строение подремонтировали, вычистили. Но никак не могли справиться с крышей — не хватало черепицы и денег. И тогда один предприимчивый молодой человек обошел все дворы и купил за небольшую плату по одной штуке нужное количество черепицы и покрыл ею крышу парламента. Этого молодого человека звали Вехби Коч", — рассказал спикер Великого национального собрания Турции Бюлент Арынч на церемонии празднования 80-летия основания государства в 2003 году

Молодого предпринимателя заметили. Его бизнес начал расширяться. В 1926 году он создал первый в Турции частный финансово-промышленный холдинг. К окончанию Второй мировой войны Коч отправился в США, где сумел договориться с General Electric о производстве электрических лампочек на территории Турции. Затем он ушел в политику. После занялся выпуском холодильников и другой бытовой техники. Затем Коч выиграл конкурс среди потенциальных агентов автогигантов Fiat и Ford на Ближнем Востоке и на представительство в Турции, занялся разработкой турецкого автомобиля, который появился в 1966 году, далее заинтересовался пищевой промышленностью.

Музей Коча в Анкаре

Баран как символ мужества и силы 

Koç с турецкого языка переводится как "баран". В отличие от русского, в турецком понимании это животное олицетворяет мужество, силу и обаяние. На логотипе холдинга изображены бараньи рога. Сегодня Koç Holding, который входит в список 500 крупнейших мировых корпораций, объединяет около ста компаний в различных сферах экономики.

В России из предприятий, входящих в корпорацию Koç Holding, наиболее известные сеть супермаркетов Рамстор, Япы Креди банк, гостиничная сеть Divan, производитель бытовой электротехники Arçelik, крупнейший турецкий автопроизводитель Ford Otosan. Оборот компаний холдинга составляет около 50 миллиардов долларов, на его предприятиях работает около 80 тысяч сотрудников.

В 1984 году Вехби передал управление конгломератом своему сыну Рахми, а тот в 2003 году – своему сыну Мустафе. На закате бизнес-карьеры Вехби основал свой фонд: давал деньги больницам, вкладывал средства в культурные и образовательные проекты, создал Университет Коча, где преподавание ведется по американской системе. Вехби Коч умер в возрасте 95 лет в 1996 году.

Возрождение Ченгель-хана

С историей бурной жизни турецкого бизнесмена и развитием основанного им крупнейшего холдинга Турции можно познакомиться с сердце Анкары – в том самом магазинчике Ченгель-хана, где он работал будучи 13-летний мальчиком. Историческому караван-сараю не повезло: торговая жизнь турецкой столицы сместилась к современному центру в район Кызылая, и древнее здание было окончательно заброшено в конце 1990-х.

"Koç Holding решил приобрести это здание для создания музея в 1994 году. Оно для нас уникально по нескольким причинам: это мемориальное и культовое место, откуда началась империя Кочей. Плюс здание является знаковым для археологии и архитектуры, и само по себе представляет неизмеримую культурную ценность", — рассказывает корреспонденту РИА Новости директор музея Мине Софуоглу.

В 2005 году была закончена двухлетняя масштабная реставрация. Главным принципом реставраторов было сохранить первоначальное состояние здания. Это удалось в полной мере. Единственным новшеством стало остекление площади внутреннего дворика. В апреле 2005 года музей был открыт для посетителей как филиал Фонда музейного дела и культуры Рахми Коча.

"Благодаря нашей реставрации Ченгель-хан до сих пор стоит и является одним из немногих зданий 500-летней давности, который есть в Анкаре в первозданном виде", — подчеркивает директор музея.

Состояние караван-сарая до реставрации можно увидеть в видеоклипе "Пиджак Ахмет-бея" (Ahmet beyin ceketi) одного из самых известных турецких рок-исполнителей Барыша Манчо (Barış Manço), который снимался в развалинах старого здания.

"Это был очень известный клип, но никто не знал, где он снимался, думали, что где-то в Стамбуле. И только когда мы вплотную занялись ремонтом Ченгель-хана и изучили здесь каждый уголок, поняли, что съемки проводились именно здесь", — рассказала собеседница агентства.

Музей Коча в Анкаре

Легенда о спасении Турции от дефолта 

С именем Коча связаны почти фантастические истории, которые разносит молва. Например, о том, как в 1950-х Турция годах погрязла в долгах перед европейскими странами. Дело принимало опасный оборот, турецкие политики не знали, как выйти из ситуации — денег в казне на погашение долга не было.

И тогда Коч поинтересовался: "А сколько надо заплатить? Столько-то миллиардов? Нет проблем, вот деньги, расплачивайтесь".

"Мне неизвестно об этом случае, но легенд и мифов о Коче много, и это показывает, какое он занимал место в истории нашей страны", — замечает Софуоглу.

Мемориальная лавка миллиардера 

Сегодня посетителей встречает древний, но крепкий османский караван-сарай со сводчатыми потоками, опорными стенами, построенными в тройной кирпичной кладке по "римской технологии", перемежающимися со слоями из грубо отесанного камня. Крыша хана покрыта традиционной для Турции глиняной черепицей, посередине прямоугольный двор, где сейчас располагается ресторан.

Лавка Садуллаха Эфенди, в которой начинал трудовую жизнь Вехби Коч, тщательно и с любовью воссоздана по воспоминаниям самого Вехби Коча, документам, а также инженерным изысканиям во время реставрации. По своей сути это "маленький Рамстор", где продается всё – от гвоздей до овса и тканей. Все экспонаты магазинчика относятся к началу ХХ века и точно передают атмосферу старого турецкого крытого рынка.

Кроме, собственно, мемориальной части музейного комплекса туристы могут потеряться в крошечных каменных кельях – бывших комнатах для отдыха путешественников, где сегодня располагаются технические "новинки" XIX-XX веков, собранные семьей Коча и, главным образом, сыном основателя династии Рахми.

Все началось с игрушечного поезда 

"Рахми Коч, единственный сын легендарного Вехби, начал интересоваться техническими игрушками и новинкам с 9 лет. Началось с того, что отец привёз ему из Германии игрушечный поезд – с него он и начал собирать свою коллекцию. Жаль, сам поезд не сохранился. В 1950-е годы Рахми побывал в техническом музее Генри Форда в Детройте, после чего загорелся идеей создать похожий музей в Турции. Рахми Коч сегодня — почётный президент музея, два-три раза в год он обязательно приезжает к нам в гости", — рассказала Софуоглу.

В музее насчитывается около четырех тысяч экспонатов – три экспонируется и ещё тысяча в запасниках. Самый старый экспонат – это астролябии, датируемые 1600 годом. Остальные относятся к XIX-XX векам. На нижнем этаже открыта выставка – аптека, врачебные кабинеты начала XX века, состоящие полностью из оригинальных экспонатов, мебели, запечатанных лекарственных препаратов, которым более ста лет.

"95% экспонатов оригинальные, собранные и переданные музею семьей Коча, только 5% — пожертвованные дарителями. Мы проводим здесь образовательные программы для школьников, временные выставки", — говорит собеседница агентства.

Больше всего этот музей интересен детям. Помимо удивительных технических игрушек, здесь полностью воссозданы интерьеры турецких ремесленников прошлого века, лавочки которых, впрочем, мало изменились с тех пор. Поражают живые до невозможности восковые фигуры мастеров, которые были заказаны руководителями холдинга в ателье музея Мадам Тюссо в Великобритании. Здесь же можно послушать первую в истории запись голоса изобретателя фонографа Томаса Эдисона.

Второй технический музей Коча, который входит в десятку крупнейших технических музеев мира, находится в Стамбуле. Там есть планетарий, настоящая подводная лодка и своя железная дорога, по которой, к восторгу юных посетителей, можно прокатиться на допотопном паровозе около километра. Но этот музей достоин отдельного рассказа, так что продолжение следует.

В мире





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.