• Театр

Экскурсия по Венской опере: не свистите на сцене, за кулисами дракон!

Перед премьерой постановки оперы Моцарта "Волшебная флейта" в Венской опере венский корреспондент Андрей Золотов проверил, на месте ли торшер императора, узнал, кто такой "маэстро суджериторе" и почему нельзя свистеть на сцене театра. Об этом и многом другом в видеоэкскурсии РИА Новости.

Андрей Золотов

В воскресенье вечером перед известным всему миру главным подъездом Венской оперы будет особая, наполненная волнением суета – как и всякий раз перед премьерой. На сей раз публике будет представлена новая постановка оперы Моцарта "Волшебная флейта".

Впервые поставленная в 1791 году на другой венской сцене – в ныне не существующем Фрайхаузтеатре — эта опера и здесь, в "оперном доме на Рингштрассе", как называют его в Вене, звучит с первых дней его существования. Хотя открывали этот театр в 1869 году другой оперой Моцарта – "Дон Жуаном". За 144 года жизни театра "Волшебную флейту" сыграли здесь около тысячи раз.

"Настало время обновить нашу постановку "Волшебной флейты", говорит директор Венской оперы Доминик Мейер.

Именно в предпремьерные дни, когда гигантский дракон из "Волшебной флейты" уже ждал своего часа за кулисами, когда на сцене ставили свет для этого спектакля, а солисты занимались с дирижером и режиссером в одном из репетиционных залов, когда в мастерской театра дошивали последние сапоги для принца Тамино, корреспонденту РИА Новости показали и рассказали, как функционирует этот огромный и сложный организм – Венская опера.

Под взглядом императора

Когда публика поднимается по парадной лестнице, ставшей своего рода визитной карточкой театра, то перед ней – три обычно зашторенных окна. За ними – Чайный салон — бывшее фойе императорской ложи. Театр был спроектирован так, чтобы император Франц Иосиф – а именно по его указу 1857 года были снесены крепостные стены и валы Вены, а на их месте построена Рингштрассе с роскошными общественными зданиями, первым из которых стала Венская опера – мог открыть окно и смотреть, сверху вниз, на поднимающуюся в зал публику.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовОливер Ланг показывает окно, через которое император мог приветствовать поднимающуюся на спектакль публику. Венская опера
Оливер Ланг показывает окно, через которое император мог приветствовать поднимающуюся на спектакль публику. Венская опера

"Он не так уж любил оперу. В его день тезоименитства обычно ставили балет", — рассказывает завлит театра Оливер Ланг. По его словам, в Чайном салоне, который сейчас используется для отдельных встреч и церемоний, сегодня все так же, как было при императоре – чуть протертый штоф с двуглавыми орлами на стенах, роскошный торшер – подарок индийского махараджи.

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael PoehnЧайный салон в Венской опере
Чайный салон в Венской опере

Удар в сердце города

Однако только эта передняя часть здания – парадная лестница, Чайный салон и центральное фойе с балконом – сохранились в своей имперской роскоши. 12 марта 1945 года, в седьмую годовщину присоединения Австрии к нацистской Германии, на Вену был совершен налет американских бомбардировщиков, и две бомбы попали в здание оперы. О том, был ли этот удар в сердце города преднамеренным или случайным, здесь предпочитают не рассуждать. Говорят, что из-за стоявших перед этим морозов в театре замерзла вся вода и нечем было тушить возникший пожар. В результате зал, вся сценическая коробка, десятки комплектов декораций, тысячи костюмов были уничтожены. Это было сильным ударом по моральному духу города.

Но уже 24 мая 1945 года в оккупированной союзниками Вене было объявлено решение только что созданного нового австрийского правительства восстановить оперный театр. В течение 10 лет труппа играла на других сценах города, пока шли работы на Рингштрассе, и 5 ноября 1955 года, через полгода после провозглашения второй Австрийской Республики, театр был торжественно открыт. Это воспринималось как символ возрождения Австрии.

Новый старый театр

Театр изменился. Там, где когда-то была дирекция и работал с 1897 по 1907 год в качестве директора Придворной оперы ее великий реформатор Густав Малер,  сегодня находится Малеровский зал – большое боковое фойе со шпалерами на оперные сюжеты и портретом композитора. Здесь проходят выставки и концерты.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовНа сцене Венской оперы идет световая репетиция
На сцене Венской оперы идет световая репетиция

Зрительный зал в целом повторяет формы старого театра, но стал гораздо скромнее по своему убранству. Тут 1709 сидячих мест и 567 – стоячих.

Стоячие места продаются каждый день за час двадцать до начала спектакля, по одному в руки, за почти символическую цену – 3 евро в партер и 4 евро на галерку – и позволяют любому желающему побывать на любом, даже самом престижном спектакле – надо лишь постоять час-другой в очереди.

После восстановления сцена была увеличена и модернизирована. За главной сценой глубиной 24 метра теперь расположились еще 23 метра  арьерсцены, которая служит для смены декораций. Общая площадь составила более тысячи квадратных метров. Под нею на глубине 11,5 метров – еще 500 квадратных метров служебного пространства. А сценическая коробка поднимается на 27 метров – высоту пятиэтажного дома.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовТаким образом выглядит сцена Венской оперы с верхней рабочей галереи
Таким образом выглядит сцена Венской оперы с верхней рабочей галереи

На сцене не свистеть!

Все это пространство занято десятками подъемных сооружений. Здесь около 700 разных прожекторов.

С тех времен, когда освещение в театре было газовым, рассказывает Ланг, в Венской опере сохранилась  любопытная примета – не свистеть на сцене. Дело в том, что в то  время свист означал утечку газа. "Если слышали свист, значит, надо было всем бежать со сцены", говорит завлит.

В каждом спектакле занято сегодня от 50 до 120 рабочих сцены. А всего их здесь около 200 человек. При взгляде с верхней рабочей галереи сцена производит впечатление грандиозного завода. Однако даже при таких гигантских размерах одновременно на сцене и за нею находятся декорации только к двум-трем текущим спектаклям.

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael PoehnРепетиция оперы Пуччини "Девушка с запада" (La Fanciulla del West) в Венской опере
Репетиция оперы Пуччини "Девушка с запада" (La Fanciulla del West) в Венской опере

За арьерсценой, с той стороны театра, которая выходит к знаменитому отелю "Захер", находятся большие ворота, куда заезжают грузовики, привозящие со склада декорации. Самый "тяжелый" спектакль – "Нюрнбергские майстерзингеры" Вагнера. Его декорации везут в 35 фургонах. Самый "легкий" — "Набукко" Верди – всего три грузовика.

Но для планирования репертуара важен не только объем декораций, но и насколько быстро их можно построить. Сейчас, например, в дни подготовки "Волшебной флейты", когда днем  идут репетиции нового спектакля, вечером в театре дают "Любовный напиток" Доницетти и "Мадам Баттерфляй" Пуччини – их декорации можно поставить всего за 2-3 часа.

Декорационные мастерские, как и новая репетиционная база, построенная точно по размерам основной сцены, находятся в другом месте – в бывшем венском арсенале. Склады декораций – вообще за городом.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовКостюмер Мария Гольдман показывает один из костюмов к спектаклю "Бал-маскарад". Венская опера
Костюмер Мария Гольдман показывает один из костюмов к спектаклю "Бал-маскарад". Венская опера

Чудо планирования

Такой гигантский и сложный механизм, как репертуарный оперный театр – это вообще чудо планирования. И не только для декораций. Разумеется, необходимо планировать исполнителей вокальных партий – а наиболее занятые из них знают свое расписание на годы вперед. Но им нужны еще и замены на случай болезни.

Оркестр Венской оперы – это фактически два оркестра. Потому что из его состава набирается всемирно известный Венский филармонический оркестр. Сначала музыкант должен пройти по конкурсу в оркестр оперы, а по прошествии трех лет он становится кандидатом в филармонический. Таким образом, большинство из 180 артистов оркестра оперы регулярно заняты еще и на выступлениях филармонии. И здесь уже планирование должно быть взаимным: в тот вечер, когда Венский филармонический на гастролях исполняет, допустим, Малера или Брукнера, требующих большого состава оркестра, в опере не может идти, скажем, Вагнер, также требующий около сотни музыкантов в оркестровой яме, объясняет Ланг.

"Если вы исполняете 25 опер, это нормально. Но когда их в репертуаре более 50, это становится сложно", говорит главный архивист театра Питер Полтун. В его хозяйстве в одном из дальних уголков лабиринта театральных коридоров и лестниц – ноты. И партитуры, и партии. Оперы исполняются с разными сокращениями, иногда в процессе репетиции принимается решение транспонировать музыку в другую тональность, чтобы было удобнее тому или иному певцу, и сотрудники архива должны иногда в течение нескольких часов изготовить новые ноты для всех музыкантов.

Пометки мастера

Здесь же хранятся и старые ноты, исторические партитуры с пометками великих дирижеров, работавших в Венской опере. Самые старые – партитуры Россини из предшественника нынешнего театра, Кэртнертортеатра – начало XIX века.

Полтун уходит в одну из задних комнат своей библиотеки и приносит старую партитуру. "Малер еще со времен своей работы в Гамбурге любил и поддерживал Чайковского, ставил "Пиковую даму" и "Евгения Онегина". Он принес эту любовь и сюда, в Венскую оперу. Перед вами – партитура "Евгения Онегина", по которой дирижировал Малер, с его пометками", рассказывает Полтун и с любовью показывает ноты, испещренные синим и красным карандашом великого дирижера и композитора начала ХХ века.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовРуководитель архивной службы театра Питер Полтун показывает партитуру "Евгения Онегина" Чайковского, с пометками Густава Малера, который работал над этой оперой как дирижер. Венская опера
Руководитель архивной службы театра Питер Полтун показывает партитуру "Евгения Онегина" Чайковского, с пометками Густава Малера, который работал над этой оперой как дирижер. Венская опера

А в это время в одном из репетиционных залов известный современный дирижер и пианист из Германии Кристоф Эшенбах и режиссер из Антверпена Моше Лейзер ведут одну из последних репетиций "Волшебной флейты" — под фортепиано.

Среди общего движения обращает на себя внимание неподвижно сидящий посреди зала человек с нотами. Это суфлер. Вернее, как его почтительно называют здесь итальянским термином, Maestro suggeritore. Это очень ценная профессия, поясняет Ланг. "Маэстро суджериторе" должны иметь дирижерскую квалификацию и при этом владеть как минимум четырьмя языками.

На репетициях они всегда сидят на одном месте в центре, чтобы артисты привыкали смотреть в их направлении из любой мизансцены. Бывали случаи, когда  дирижеру становилось плохо во время спектакля, и тогда "маэстро суджериторе" становился за дирижерский пульт, чтобы довести спектакль до конца.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовШляпный цех. Здесь делают шляпы, маски и… рыцарские шлемы. Венская опера
Шляпный цех. Здесь делают шляпы, маски и… рыцарские шлемы. Венская опера

Скоро премьера

Накануне премьеры большая часть костюмов уже в театре. Но последние элементы еще дорабатывают в мастерских компании Art for Art, занимающей три просторных этажа в соседнем с Венской оперой доме. Когда-то это были мастерские императорских, а затем государственных театров. Последние 12 лет это самостоятельная компания, работающая преимущественно по заказам австрийских федеральных театров — Венской оперы, драматического Бургтеатра и второго оперного театра города, Фольксопер.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовРуководитель костюмерных цехов Элизабет Биндер Нойрурер в закупочном цехе, где хранятся ткани для костюмов. Венская опера
Руководитель костюмерных цехов Элизабет Биндер Нойрурер в закупочном цехе, где хранятся ткани для костюмов. Венская опера

Здесь работают 120 мастеров, рассказывает руководитель мастерских Элизабет Биндер-Нойрурер, и лишь примерно половина из них – портные. Она водит по комнатам, где закупают ткани со всего мира, красят их, делают шляпы и рыцарские шлемы, маски, шьют сапоги, пояса и ножны для мечей. Есть бельевой цех, а есть цех, занимающийся изготовлением балетных пачек. Вот доделывается ожерелье для Царицы ночи, а на другом этаже дошиваются сапоги для принца Тамино.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовСапоги для принца Тамино – один из последних предметов реквизита к премьере "Волшебной флейты", который еще дошивают. Венская опера
Сапоги для принца Тамино – один из последних предметов реквизита к премьере "Волшебной флейты", который еще дошивают. Венская опера

"Художник по костюмам приходит к нам первый раз примерно за год до премьеры", говорит Биндер-Нойрурер. С этого момента, когда уже утвержденные руководством театра эскизы костюмов попадают в мастерские, начинается долгий и кропотливый процесс работы над обликом артистов. При этом каждый шаг подробно документируется. На каждый спектакль собирается несколько томов протоколов с образцами и артикулами использованных тканей, эскизами и лекалами. Это делается для того, чтобы через годы, когда в спектакль будут вводить нового артиста или костюм износится, его можно было бы в точности заменить.

"Сейчас здесь довольно пусто, — говорит руководитель мастерских, — большую часть костюмов уже увезли. Скоро премьера".

© РИА Новости / Андрей ЗолотовВсе костюмы строго документируются, чтобы их можно было через годы воспроизвести. Закройщица с одним из томов документации к спектаклю. Венская опера
Все костюмы строго документируются, чтобы их можно было через годы воспроизвести. Закройщица с одним из томов документации к спектаклю. Венская опера
Театр
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Познавательная экскурсия .Ролик почти профессионален, если не учитывать некоторую стилистическую небрежность рассказа. Очень рассмешили заключительные секунды ролика, где на сцене стояли балетные пары
и мужчины очень нелепо и смешно отставляли правую ножку назад. Кто придумал это мудрёное па?..))))
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена