"Ставангер": тесный ад из Лиепаи

В рамках проекта "Новая пьеса" фестиваля "Золотая Маска" показали спектакль театра из Лиепаи "Ставангер" в постановке Константина Богомолова – взяв за основу своего сценического сочинения пьесу Марины Крапивиной, режиссер создал герметичный мир тесного, статичного ада.

Анна Банасюкевич

В рамках проекта "Новая пьеса" фестиваля "Золотая Маска" показали спектакль театра из Лиепаи "Ставангер" в постановке Константина Богомолова – взяв за основу своего сценического сочинения пьесу Марины Крапивиной, режиссер создал герметичный мир тесного, статичного ада.

"Золотая Маска" - 2013: гид по фестивалю >>

Марина Крапивина написала историю о женщине, уставшей от личной несостоятельности и решившейся попытать счастья в Норвегии. Попытка оказалась неудачной – так и не привыкнув к новому человеку, к чужому образу жизни, она возвращается домой.

Богомолов сделал главную героиню латышкой, максимально приблизив историю к мироощущению лиепайских актеров. Все, приехавшие из постсоветского пространства, для западного человека – русские. Если о России они слышали, то о какой-то Латвии уже нет, по крайней мере, далеко не все. "Я - латышка" - "Но это ведь все равно где-то в России?" - "Это в Латвии!" - подобные разговоры идут рефреном. Остроумно высмеянных, взаимных, причем, стереотипов в спектакле достаточно – если Латвия это в России, то Норвегия, в свою очередь, населена троллями, и это – обыденность. Кто-то отдергивает занавеску, за окном – странная фигура в лохматом рыжем парике. "Кто это?" - удивляется Кристина – "Тролль, в Норвегии полно троллей" - невозмутимый ответ.

На сцене – стеклянный прямоугольник комнаты – холодный безупречный быт европейского дома: плита, в духовке какое-то мясо, стол, тумбочка, холодильник и так далее. На стене – плазменный экран, на него проецируют видео с камеры. Томас, норвежский мальчик с задержкой в развитии, снимает с рук все, что придется, фиксируя камеру то на фрагменте попсового постера с пляжным видом, то на лицах персонажей.

© РИА Новости, Алексей Куденко
Спектакль "Ставангер (Pulp people)" в постановке Константина Богомолова

В этот тесный аквариум режиссер поместил всех персонажей пьесы одновременно, презрев линейность сюжета – особой разницы между Норвегией и Латвией не наблюдается, везде один ад. Вполне реалистичную историю, написанную Крапивиной, Богомолов превратил в мрачноватый абсурд, где экспрессивным составляющим плохого фильма ужасов сделана прививка обыденности, невозмутимости восприятия. Этот стык – когда сюжетостроение зомби-комикса вправлено в эстетику драматического нарратива – высекает неумолимый юмор, приятие правил игры. Все детали сюжета пьесы здесь будто увидены сквозь увеличительное искажающее стекло, но так и просящееся на язык определение "галлюциногенный трип" здесь было бы неуместным - слишком трезво и строго здесь подан, например, рассказ таксиста, изобилующий невероятными, вроде, подробностями. Развод, ревность дочери к новой жене отца, попытка убийства – для театра это было бы слишком пошло, если бы не выглядело вот так: Яна пыталась столкнуть Кристину  под поезд, но промахнулась, угодила под поезд сама. Ей отрезало голову, но врачи спасли девушку – просто пришили ей голову бабушки, которая была смертельно больна и решилась на благородную жертву. Яну играет актриса в возрасте, у нее на шее – ортопедический воротник. Она старше отца, но до шестидесяти лет врачи запретили ей смотреть в зеркало, чтобы не лишиться рассудка. С этой историей зарифмован рассказ Кристины о детях, рождающихся стариками. Кристина рассказывает об этом за бутылкой пива своей подруге-трансвеститу, глядя в плазму – на экране они видят себя, комментируют – "что за дурацкий сериал…".

© РИА Новости, Алексей Куденко
Спектакль "Ставангер (Pulp people)" в постановке Константина Богомолова

Норвежка Агнесс кормит своего сына кашкой из героина и советует поскорей умереть, стюардесса на вопрос таксиста, как прошел полет, отвечает – "хорошо, разбились". Смерти вроде как и нет, есть жизнь, которая, в общем-то, та же смерть – разбившаяся стюардесса с черной повязкой на глазу танцует свой эротичный танец–инструкцию по безопасности пассажиров и обольстительно повторяет "я жива". Еще здесь есть пластмассовая голова, есть похороны, на которых покойник сидит на кровати до тех, пока уставшие родственники не отправляют его куда подальше в справедливом возмущении – "ты же умер, вали отсюда". Покойник раскланивается.

Над стеклянной коробкой квартиры – бегущая строка. Красные буковки – и авторский комментарий, и то, что не высказано героями, тайные, вполне плотские желания, и строчки веб-чата. Кристина переписывается с норвежским женихом – страсть обличена в форму куцых безликих слов. Личная встреча меняет мало – вместо романтики постоянное чувство неловкости. Люди в спектакле Богомолова безнадежно далеки друг от друга, социальный аутизм, тотальная идиосинкразия здесь доведены до предела. Кристина садится на унитаз – вслух она проговаривает слова ауторенинга, наращивает уверенность, а сверху бегут ее мысли – о том, как всю жизнь ей неловко справлять нужду, ведь неприличные звуки доносятся до окружающих.

© РИА Новости, Алексей Куденко
Спектакль "Ставангер (Pulp people)" в постановке Константина Богомолова

В пьесе Марины Крапивиной есть тема болезни норвежского жениха Одда – бывший наркоман и социопат, он постепенно сходит с ума: везде ему мерещатся заговор и опасность. В спектакле Богомолова этой сюжетной линии нет, здесь одновременно нормальны и ненормальны все – ведь "норма" понятие вполне подвижное. Настоящую свободу здесь обретает только умирающий инвалид – тесть Кристины, прикованный к стулу, способный только на то, чтобы подавать сигналы: зеленая лампочка – есть, красная – в туалет. Для этого персонажа Богомолов написал отдельный монолог – Сергей Петрович в исполнении молодого актера  вдруг распрямляется – тогда, когда никого нет дома. Он говорит про ненависть, которая связана с родными и близкими, про то, что не стыдно только тогда, когда никого нет. Один из самых сильных моментов спектакля – его предсмертный победный танец – в такт легкомысленной песенки с рефреном I'm happy again он покачивается с ночным горшком в руках, раскидывая по стенам шлепки коричневой субстанции.

© РИА Новости, Алексей Куденко
Спектакль "Ставангер (Pulp people)" в постановке Константина Богомолова

В "Ставангере" Богомолова ад – не только снаружи, он и внутри, на уровне физиологическом. Выхолощенность чувственная выражена в буквальной разобранности человека за запчасти. В сцене секса Одд увесистой дрелью сверлит деревяшку в руках Кристины, а ее подруга таскает за собой два красных надувных шарика – новая грудь, результат пластической операции. Тело – только средство для достижения определенных целей, бесчувственное и не важно – настоящее или искусственное.

Театр
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена