Да здравствует война в ЦИМе

Театральный сезон 2011-2012 (241)
Центр им. Вс. Мейерхольда
Шестые мейерхольдовские встречи, которые стартовали в ноябре в ЦИМе (Центр имени Вс. Мейерхольда) и завершатся 20 декабря, на этот раз посвящены не той или иной режиссерской персоналии, как это было прежде, а представлению режиссерских имен современного польского театра.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера", специально для РИА Новости.

Шестые мейерхольдовские встречи, которые стартовали в ноябре в ЦИМе (Центр имени Вс. Мейерхольда) и завершатся 20 декабря, на этот раз посвящены не той или иной режиссерской персоналии, как это было прежде, а представлению режиссерских имен современного польского театра. Этот театр сегодня – один из самых непредсказуемых, смело экспериментирующий, нападающий на мифы и свои собственные, и новые европейские.

Президент ЦИМа Валерий Фокин, еще будучи студентом щукинского училища, формировался под влиянием польского театра: его кумиром был (и остается) Ежи Гротовский. Великий реформатор мирового театра даже приезжал в семидесятые в Москву, смотрел спектакль Фокина по Достоевскому и наставлял молодых адептов.

Возможно, с тех пор польская театральная культура для основателя ЦИМа – в своем роде Мекка. Оттуда идет ветер перемен. Из шести чествований современной режиссуры в ЦИМе дважды премия уходила польским режиссерам: в 2006 году – Кшиштофу Варликовскому и в 2008 году – Кристиану Люпе, а в этом году площадка отдана под четыре спектакля четырех режиссеров из разных городов Польши. Институт Адама Мицкевича (Варшава) помог осуществить эту программу.

Шестые Мейерхольдовские чтения покажут актуальный польский театр>>

Спектакль "Да здравствует война!!!" хотели привезти в Москву еще в прошлом сезоне на фестиваль "Золотая маска" в рамках программы "Польский театр в Москве". Однако это не удалось по весьма любопытной причине. Российская сторона непременно настаивала на том, чтобы в Москву прибыл автор текста, демистификатор (так называют его польские критики), журналист, известный в Польше своими левыми убеждениями Павел Демирски. Оказалось, что у Демирски нет зарубежного паспорта, который он и не собирается получать в знак протеста. В ЦИМе условий не ставили, и театр из шахтерского городка, где польский режиссер Моника Стшемпка осуществила эту постановку, приехал в Москву.

Этот спектакль расправляется со всеми клише истории Польши довоенного и послевоенного времени. Думается, что шахтерский город выбран создателями спектакля не случайно. Остается только догадываться, каковы там реакции зрителя, который видит на сцене двух совершенно голых мужиков. Один из них играет Станислава Миколайчика, польского государственного и политического деятеля, премьер-министра правительства Польши в изгнании в 1943-1944 годах. Голый премьер пьет чай в компании еще одного голого, вероятно, поляка и одетого русского, со звездой Героя СССР на кителе (не Сталина ли?). Сталина, сделавшего Миколайчика пешкой в политической игре монстров. У Демирски он комичен, ничтожен, жалок. Когда голый Миколайчик сообщает одетому вождю народов, что поляки дойдут до Берлина, советский тиран высокомерно переспрашивает: "У вас есть евреи-продюсеры?".

Голый Миколайчик в своей речи излагает не план действий, а сценарий для Голливуда. Возможно, между риторикой польского политика и последовавшей в спектакле пародией на знаменитый польский телесериал "Четыре танкиста и собака" есть своя внутренняя идеологическая связь.

Театр Provisorium покажет свою версию "Братьев Карамазовых" Достоевского на Шестых Мейерхольдовских чтениях

Один пребывает в мифологии. Другие творят мифологию о том, как четыре танкиста и одна собака победили фашизм.

В спектакле даже есть Шарик, которого играет пожилой актер, его дразнят "сталинский пес", он воет, рычит. Этот ли сериал – не фарс о войне, которому в форме гротеска и фарса противопоставляет свое понимание войны Демирски? Начать хотя бы с того, что такое быть танкистом во Вторую Мировую. Это давить гусеницами живые тела, превращать в фарш человеческое тело. В спектакле то и дело возникают титры, обозначающие те или иные реальные исторические события войны, за которыми встают воспоминания не о четырех танкистах и собаке, а о людских потерях, о кровавом месиве.

Демирски намеренно противопоставляет цинизм войны лаковому безмятежному мылу. Вот четыре танкиста в гостях. Накрыт чопорной хозяйкой скромный стол. Четыре танкиста держатся из последних сил и пьют чай из чашечек с блюдечками, словно позируют перед камерами. Но настает момент истины. Они все-таки тащат хозяйку в кладовую и по очереди насилуют. Один из танкистов то ли чернокожий, то ли вечно в саже, которую не отмыть. В завершение всего его играет актриса. Это – окончательная издевка, сатирический акцент, добавленный режиссером: если вы верите в такие телеверсии о войне, то поверьте и в это.

Абсурд, гротеск, язвительная пародийность управляют этим спектаклем, который мог возникнуть только в нашем времени как знак тотального негодования. Правда не только потеряна, но нет и потребности восстанавливать эту самую правду. Остается протест, горький смех, выворачивающий на изнанку все и всех, чтобы очнулись от псевдобытия.

Спектакль «После птиц/After the birds»

Театр из польского городка Валбжих так формулирует свой вызов: "Спектакль "Да здавствует война!!!" – это наша попытка обрести дистанцию по отношению к польским историческим мифам и политике государства относительно истории, создаваемым очередными государственными и политическими деятелями".

Однако спектакль – не только отчаянная пародия. В финале вдруг пробивается нота безысходной тоски и грусти. Внуку нужна история про медальку – говорят актеры в спектакле. Может он оттого и не приходит к тебе, что нет ни медальки, ни мифа? Потребность мистифицировать историю у человечества глубока, поэтому да здравствует вечная война против этой живучей потребности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Театр
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.