• Театр

Легенды Анны Павловой

Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном...

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Балерина Анна Павлова с лебедем

Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном. Этому лебедю подрезали крылья, чтобы не летал высоко. Зато его хозяйка парила, порхала, кружилась по сцене, "то стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет". Со дня рождения Анны Павловой 12 февраля исполняется 130 лет.

"Никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов - только красота и воздушное скольжение, такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий", - описал первые впечатления от спектакля Павловой Серж Лифарь, русский танцовщик, впоследствии глава балетной труппы Гранд-Опера. А вот дальше "моцартовски одаренная" балерина неприятно поразила Лифаря: он заметил в ее игре "что-то от кривлянья". То, что она местами явно переигрывала, видно и на ее фотопортретах: глаза томно полуопущены или мелодраматично отведены в сторону.

Диссонансы актерской манеры Павловой видел и Сергей Дягилев, организатор легендарных "Русских сезонов", пропагандировавших русское искусство за рубежом. Впрочем, импресарио многое прощал балерине до тех пор, пока она не покинула его антрепризу.

"Все мы вышли из шинели Дягилева", - говорит Ролан Пети, подразумевая под местоимением «мы» современных европейских хореографов. Его слова относятся и к Анне Павловой. Во всяком случае, международная слава балерины началась именно с дягилевских "Русских сезонов".

И все-таки Павлова пустилась в "свободный полет" уже в 1910 году, выдержав лишь один балетный сезон дягилевской антрепризы - 1909 года.

Причин для "самоопределения" у Павловой было несколько. Во-первых, она не собиралась делить балетный трон с другими примами. Павлова отчетливо помнила уроки "единовластного правления", преподанные Матильдой Кшесинской. Та безраздельно царила в балете Мариинского театра, и ее власть пошатнулась только с появлением в труппе нескольких юных талантов, в том числе самой Павловой. Во-вторых, независимая и капризная Анна считала Дягилева чересчур авторитарным импресарио.

Была и третья причина разрыва с Дягилевым. Возлюбленный балерины, барон Виктор Дандре, растратил на ее наряды для дягилевских спектаклей огромную сумму и оказался в тюрьме. Подписав контракт с театральным агентством "Брафф" в Лондоне, Павлова тотчас же получила аванс и вызволила Дандре из тюрьмы.

Балерина казалась на сцене нездешней, эфемерной. Но у этой хрупкой женщины был несгибаемый характер, который помог ей сначала прийти в балет, а затем царствовать в нем. Выросшая в бедности незаконная дочь прачки и банкира, Павлова поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища и поначалу считалась там "гадким утенком". Мускулистые юные балерины посмеивались над субтильной однокашницей. И только педагог, Павел Гердт, пояснил начинающей танцовщице, что ее сила - в ее же хрупкости. Девочка умела танцевать одухотворенно и легко, могла перевести на язык движений любую эмоцию. В 1899 году Павлова была принята в Мариинский театр и вскоре начала танцевать Жизель, Раймонду, Аврору ("Спящая красавица"), Никию ("Баядерка"), Китри ("Дон-Кихот"), Пахиту. В самом начале ХХ века она начала гастролировать по России.

И вот уже партнер Павловой по спектаклям Михаил Фокин, вдохновившись ее пластикой, воздушностью и драматическим талантом, создает для нее балеты: "Виноградную лозу" в 1906 году, "Шопениану" и "Павильон Армиды" в 1907 году, "Египетские ночи" в 1908 году. Публика восприняла Фокина и Павлову как новаторов, освобождающих балет от шаблонов, вдыхающих в него новую жизнь.

Анна Павлова в этюде "Умирающий лебедь"

Главный шедевр - "Лебедя" на музыку из "Карнавала животных" Камиля Сен-Санса - хореограф создал в 1907 году всего за несколько минут, вместе с Павловой. И эту трепетную миниатюру по сей день танцуют лучшие балерины мира - она известна под названием "Умирающий лебедь".

В 1910 году Павлова создала собственную труппу и стала вместе с ней гастролировать по странам и континентам. Вместе с Павловой русский балет взошел на мировую сцену, а во многих странах стали зарождаться национальные балетные театры. Именем русской танцовщицы назовут духи, пирожные, даже самолет. Ей будут покровительствовать европейские монархи и подражать красавицы всего мира, от США до Индии. Газетчики будут бесконечно публиковать ее фотографии и сочинять небылицы.

Однако цена павловской легенды была неимоверно высока. Балерина два десятилетия давала по 8-9 спектаклей в неделю, позволяя себе отдых лишь раз в году - 31 декабря. Ее гастроли проходили и на великих балетных сценах, и в бывших сараях (так было в Австралии). Свою балетную миссию она определяла так: "Заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы".

В Петербурге Павлова в последний раз гастролировала в 1914 году. После революции она посылала на родину провизию и лекарства, деньгами поддерживала юных артистов балета. Новым домом ее стала Англия. Вместе с мужем Виктором Дандре балерина обосновалась в особняке, увитом плющом, недалеко от Лондона. Там она продолжила творить легенду под названием "Анна Павлова", создав для нее ультраромантические декорации - с "лебединым озером" (на пруду поселили несколько белоснежных птиц), кустами роз и скульптурами. Балерина немного переборщила с бутафорией. Впрочем, публика прощала ей абсолютно все, даже намеренную "театральщину".

В 1931 году, во время очередных гастролей, Анна Павлова простыла в холодном поезде. Врачи не смогли побороть ее плеврит. Она не дожила до своего пятидесятилетия. По легенде, перед смертью она просила "приготовить ее костюм лебедя". Спустя годы выйдут книги и фильмы о ней. "Моя Павлова" - назовет один из своих балетов Ролан Пети. Анна Павлова станет одной из великих легенд искусства ХХ века.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Театр
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена