Гениальный фокусник Стравинский

Основа музыки Стравинского – ритм. Он был космополитом, любопытным гением с широчайшим кругозором, дорожившим человеческим общением. А если подбирать метафору к жизни Игоря Стравинского, она в первую очередь должна отражать непрестанное движение...

Ирина Ролдугина

Он был космополитом, любопытным гением с широчайшим кругозором, дорожившим человеческим общением. Он встречался с Джоном Кеннеди и папой римским Иоанном XXIII, дружил с Пикассо, Кокто, Паулем Клее, работал с Дягилевым, Бакстом и Нижинским. Он писал музыку, исполнял музыку и дирижировал своей музыкой. Родился в Ораниенбауме, неподалеку от Петербурга, умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции.

Биография Игоря Стравинского

Если подбирать метафору к жизни Игоря Стравинского, она в первую очередь должна отражать непрестанное движение. Нащупать ее легче, перебирая в голове его сочинения, – скольжение по стилям и формам с использованием невероятной ритмики, точнее, ритмики невероятного напряжения и концентрации. Вероятно, подходящей метафорой может быть пространство железнодорожного вокзала, но только не нынешнего, предельно технологичного, а вокзала прошлого, с его смешением множества ритмов и скоростей. Кстати, Стравинский очень любил путешествовать.

130 лет со дня его рождения, а умер Игорь Стравинский, в общем-то, недавно, в 1971, то есть некоторые сорокалетние успели побывать его современниками, а их родители и вовсе жили с ним в одну эпоху. Сам он сменил несколько эпох – родился в императорской России, вернулся спустя почти пятьдесят лет в Советский Союз, где его торжественно встречала министр культуры Екатерина Фурцева и партийный композитор Тихон Хренников. Теперь уже советское время пыталось его догнать – музыка Стравинского долгие годы была в СССР под запретом, и в то время, когда для остального мира он был классиком, российские оркестры не знали ни одной его партитуры.

Игорь Стравинский. «Фейерверк», фантазия. Запись 1962 года

"Фейерверк". Запись 1962 года по трансляции из Большого зала Московской консерватории. Исполняет Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижирует – Игорь Стравинский

Композитор Игорь Стравинский (справа на заднем плане) с семьёй.

Небольшого роста "яйцеголовый денди" с выпученными глазами, резкими отрывистыми движениями, остроумный экстраверт, он покорял людей своей энергетикой и напором. Его музыка, при всем ее разнообразии, сочеталась с его образом идеально, вот как описывал его друг композитор Николай Набоков (кузен Владимира Набокова): "Его музыка отражает его характерную упругую походку, синкопированное покачивание головой, то, как он пожимает плечами, и эти неожиданные остановки в середине разговора, когда, как танцор, он замирает в балетной позе и подчеркивает свой аргумент широкой и саркастической улыбкой".*

Игорь Стравинский. Русская из балета "Петрушка". Запись 1962 года

Русская из балета "Петрушка". Запись 1962 года по трансляции из Большого зала Московской консерватории. Исполняет Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижирует – Игорь Стравинский

Композитор Игорь Федорович Стравинский с женой Екатериной Носенко

Он был страшно любопытен и находился в постоянном поиске идей. Русский фольклор, латинская литургия, греческая мифология, современная ему французская поэзия, английская, сменяя друг друга, служили Стравинскому материалом для балетов, симфоний, опер. Он не только с легкостью и эффектностью фокусника тасовал музыкальные жанры, формы и стили, будучи уже зрелым композитором, на шестом десятке лет он заинтересовался нововенцами (Шенберг, Берг, Веберн) и молодым европейским авангардом на абсолютно новом уровне, что в конечном итоге предопределило очередной стилистический поворот. Конечно, Стравинский был прекрасно знаком с творчеством Шенберга, они обменивались колкостями и кто из них был более язвительным - открытый вопрос, Стравинский "отца атональности" называл "модернистски припудренным Брамсом", что после смерти Шенберга не помешало Стравинскому пересмотреть свои взгляды и взять додекафонный метод на вооружение. В результате спустя пару лет после смерти Шенберга Стравинский написал септет - первое полностью додекафонное произведение, открывшее "серийный период" творчества (1954 – 1968).

Стравинский. Вступление из балета «Весна священная». Запись 1981 года

Вступление из балета "Весна священная". Запись 1981 года. Исполняет большой симфонический оркестр ВРиТ, дирижер Владимир Федосеев.

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский

Основа музыки Стравинского – ритм. Последовательно сочиненные им в течение трех лет балеты "Жар-птица", "Петрушка" и "Весна священная" оглушают даже нынешних слушателей, уши которых казалось бы, просто в силу разницы времен, гораздо более искушены и подготовлены к музыке, укутанной в эти сложнейшие, непредсказуемые ритмические рисунки. Кстати, именно поэтому Стравинского обожали джазовые музыканты, считавшие его своим. Музыкальный критик New Yorker Алекс Росс в своей книге "Дальше – шум. Слушая XX век", недавно переведенной на русский, приводит замечательные примеры этой взаимной страсти: "Джазовые музыканты вставали с кресел, когда начинала звучать музыка Стравинского: композитор говорил на понятном им языке. Когда в 1949 году Чарли Паркер выступал в Париже, он отметил это событие использованием в соло Salt peanuts первых нот "Весны священной". Двумя годами позже, играя в Нью-Йорке в клубе Birdland, король би-бопа заметил за одним из столиков Стравинского и немедленно вставил в Koko мотив из "Жар-птицы", заставив композитора поперхнуться коктейлем от восторга".

Стравинский был интересен всем и сам был постоянно чем-то увлечен и заинтересован. Его кредо было растворено в его музыке – скольжение по эпохам, жанрам и стилям, без сращивания раз и навсегда с уже освоенным материалом; и на первый взгляд, казалось бы, абсурдно приписываемый ему афоризм "хороший композитор не подражает – он крадет", кажется справедливым и точным. Космополитизм Стравинского, который он пестовал, постоянно разъезжая с одного континента на другой, возможно, спас его творческую жизнь – он в отличие от своего коллеги Сергея Прокофьева не соблазнился идеей возвращения в СССР, хотя она и не была для него столь же реалистичной. В то время как более молодой Прокофьев в сталинской России бронзовел и превращался в монумент самому себе, Стравинский жил полной, но главное свободной творческой жизнью.

Поганый пляс Кащеева царства из балета «Жар-птица». Запись 1984 года

Поганый пляс Кащеева царства из балета "Жар-птица". Запись 1984 года. Исполняет Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер – Дмитрий Китаенко

Композитор Игорь Стравинский (в центре) на приеме, устроенном в честь его прибытия в СССР

Жизнь Стравинского, полная расхожих киношных клише в виде профессиональных драм, столкновений характеров, неожиданных поворотов, бестолково экранизирована лишь одним, полностью выдуманным эпизодом романтической связи Стравинского и Коко Шанель. Возможно, профессиональные сценаристы еще не сообразили, как из этого яркого, насыщенного массива выбрать и разработать одну сюжетную линию. Картина, которую в своем дневнике описывает композитор Сергей Прокофьев, друг и соперник Стравинского, одновременно может сойти и за один из кадров будущего фильма, и за обезоруживающее доказательство невозможности его придумать: "После спектакля Стравинский повез меня к принцессе Murat, у которой большой вечер в честь Русского балета: Дягилев, Стравинский, Ларионов, великий князь Дмитрий Павлович, Пикассо и несколько молодых французских композиторов, и миловидная молоденькая композиторша, и пропасть других. Много говорили, а потом много шумели и прыгали. В три часа ночи Стравинский сидел под роялем со своим врагом Кокто, на рояле визжал граммофон и кто-то дубасил по клавиатуре, а Дягилев, кажется, с хозяйкой дома танцевал lancier. Я один сохранял спокойствие".**

 

*Алекс Росс "Дальше – шум. Слушая XX век". Москва, 2012
**Сергей Прокофьев "Дневник. 1919 – 1933, часть вторая". Париж, 2002

Аудиозаписи произведений Игоря Стравинского предоставлены ФГУП "Фирма Мелодия"

Музыка
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена