• Кино

7 киноработ Петра Тодоровского: о войне и любви

Режиссер Петр Тодоровский скончался сегодня, 24 мая 2013 года, в одной из московских больниц от осложнения после воспаления легких. Его судьбу не назовешь легкой, но пережитые трудности помогли ему снимать искренние и душевные фильмы. Он начинал работу в кинематографе как оператор, но пошел намного дальше, став и режиссером, и сценаристом своих картин. Проект Weekend РИА Новости выбрал семь киноработ режиссера, которыми восхищались критики и которые любили зрители.

Режиссер Петр Тодоровский скончался сегодня, 24 мая 2013 года, в одной из московских больниц от осложнения после воспаления легких. Его судьбу не назовешь легкой, но пережитые трудности помогли ему снимать искренние и душевные фильмы. Он начинал работу в кинематографе как оператор, но пошел намного дальше, став и режиссером, и сценаристом своих картин. Проект Weekend РИА Новости выбрал семь киноработ режиссера, которыми восхищались критики и которые любили зрители.

"Весна на Заречной улице" (1956)

Операторы – Петр Тодоровский, Радомир Василевский

Увидев на фронте работу военных кинооператоров, Петр Тодоровский решил, что, если останется жив, обязательно освоит эту профессию. Так и произошло. В 1949 году он поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека, а после окончания почти 10 лет проработал на Одесской киностудии.

Первой операторской работой Тодоровского стал фильм "Весна на заречной улице" (совместно с Радомиром Василевским). Лента, снятая молодыми режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым, стала одной из знаковых работ того времени. Сюжет ее знаком, пожалуй, каждому: это история любви между молодой учительницей русского языка и литературы Татьяной и ее взрослым учеником, сталеваром Сашей. История, снятая с теплотой и неподдельной откровенностью и честностью, именно этим в первую очередь покорила зрителей.

Фильм снимался в Запорожье на заводах Запорожсталь и Днепроспецсталь. И, как рассказывал когда-то Петр Тодоровский, помогали в съемках сами рабочие, ради красивого кадра нарушая правила, например, позволив ему снять огонь мартеновских печей. Советские критики высоко оценили работу актеров, режиссеров и операторов, в первую очередь Тодоровского, умело чередовавшего общие и крупные планы.

© РИА Новости
Актриса Нина Иванова в роли Тани, в роли Саши Савченко - артист Николай Рыбников. Кадр из художественного фильма "Весна на заречной улице".

"Любимая женщина механика Гаврилова" (1981)

Режиссер – Петр Тодоровский

В 1981-м году на экраны вышла комедийная мелодрама "Любимая женщина механика Гаврилова", снятая Тодоровским по сценарию Сергея Бодрова, с блистательной  Людмилой Гурченко в главной роли. Это история о 38-летней разведенной женщине и матери взрослой дочери Рите, которая снова собралась замуж. В назначенный день Рита приходит в дверям ЗАГСа, но так и остается стоять в нарядном платье в ожидании жениха, который не приходит ни в десять, ни в одиннадцать, ни в двенадцать часов. Фильм охватывает один день жизни Риты, когда она становится свидетельницей и участницей самых разных событий, как калейдоскоп, складывающихся в картину ее собственной жизни и характера – характера сильной, волевой и обаятельной женщины, чей юмор спасает даже в самой безнадежной ситуации.

© РИА Новости
Людмила Гурченко и Евгений Евстигнеев на съемках фильма "Любимая женщина механика Гаврилова" режиссера Петра Тодоровского

Фильм о женщине бальзаковского возраста и ее "женском счастье" получился одновременно грустным и смешным, легким и серьезным, местами печальным, местами ироничным. Снималась картина в Одессе, городе, где Тодоровский работал над многими своими фильмами. "И каждый раз мне помогал в этом одесский юмор", - говорил режиссер о любимом городе.

"Картина о любви вся - от и до. Бывает, когда любовь – это элемент роли, а это – от и до", - рассказывала о своей работе Людмила Гурченко, у которой эта роль стала одной из самых любимых у зрителей.

По словам актрисы, в картине она старалась "веселиться даже там, где это невозможно", чтобы трагедия становилась комедией.

"Военно-полевой роман" (1983)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

В одном из самых известных своих фильмов – "Военно-полевом романе" - Тодоровский затронул тему, над которой размышляли многие писатели и режиссеры послевоенного времени: на войне страшно, но еще страшней - возвращение к нормальной жизни, где бывшие фронтовики зачастую не могли найти себе места. Замысел будущей картины родился у Петра Тодоровского еще во время учебы во ВГИКе. Гуляя по центру Москвы, он случайно встретил жену своего комбата, в которую были влюблены все юные солдаты.

"В один промозглый зимний день, проходя мимо ЦУМа, слышу до боли знакомый смех с хрипотцой. Это - она, та самая, о которой я мечтал на войне. Но как не похожа на себя прежнюю! Ее нельзя узнать - только голос выдает. Она стоит, укутанная платками поверх телогрейки, в разношенных валенках, и хрипло выкрикивает: "Кому пирожки-и?". Женщина не узнала меня, и я ничего не сказал ей. Но забыть эту встречу не мог. Пытался представить ее судьбу после гибели комбата - одиночество, ожесточение, ребенок на руках... Долго-долго вынашивал я этот замысел...", - вспоминал режиссер.

© РИА Новости
Наталья Андрейченко в роли Любы в фильме "Военно-полевой роман"

Благодаря тому случаю и появился герой Саша Нетужилин (Николай Бурляев) – молодой солдат, который на фронте увлекся возлюбленной своего командира санитаркой Любой (Наталья Андрейченко) и встретил ее вновь через несколько лет после окончания войны. Саша женат, учится в институте и работает киномехаником, а Люба – бывшая фронтовая красавица – торгует пирожками на площади и воспитывает дочь от погибшего комбата. Нетужилин хочет помочь женщине, его сострадание понимает и деликатная жена Вера (Инна Чурикова), но понимает она еще и то, что Люба уводит у нее мужа. Вскоре в любовном треугольнике появляются новые герои – ухажер Любы Гриша (Всеволод Шиловский) и заместитель председателя исполкома Новиков (Виктор Проскурин).

Войны в фильме Тодоровского почти нет – его история о людях, состраданием к которым проникнута вся картина.

"Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой -теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. Не знаю, мне было 19 лет - возраст, когда ты впитываешь очень быстро и очень много… И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует", - рассказывал Петр Ефимович.

"Интердевочка" и "Военно-полевой роман". Фрагменты фильмов Петра Тодоровского

С особым вниманием автор относился к своим героям, в каждом из которых хотел подчеркнуть человеческое. "Про всех своих героев я одно знаю совершенно точно - они никогда не предадут. Никогда, что бы ни случилось. Верность - их естество", - говорил режиссер.

По нраву мелодрама пришлась не только советскому зрителю: на Берлинском фестивале, где состоялась премьера фильма, Инна Чурикова получила приз за лучшую женскую роль, а позже "Военно-полевой роман" был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший зарубежный фильм".

"По главной улице с оркестром" (1986)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

"По главной улице с оркестром" - картина про скромного преподавателя сопромата Василия Муравина (Олег Борисов), жизнь которого начинает трещать по швам: на работе на место завкафедрой ему предпочитают более прагматичного, хоть и ограниченного коллегу, а дома ждет непонимающая, ставшая почти чужой жена, которая обвиняет его в неспособности сделать карьеру и то и дело насмехается над единственной отдушиной – игрой на гитаре.

© РИА Новости
Олег Борисов в фильме "По главной улице с оркестром"

В образе героя есть автобиографические нотки – когда-то и сам Тодоровский был участником армейской самодеятельности, "замечательно играл на аккордеоне" и даже собирался поступать в консерваторию, но потом передумал и понес документы во ВГИК.

"Зимой в сапогах с металлическими подковками я приехал в Москву, зашел в консерваторию, а там…. интуиция подсказала, что не надо идти. Я решил, что попытаюсь поступить во ВГИК на операторский факультет – о чем не жалею", – рассказывал он.

В картине герою тоже приходится делать важный жизненный выбор: наступает момент, когда он понимает, что больше так продолжаться не может и бросает всю свою прошлую жизнь с семьей и работой, чтобы неожиданно найти поддержку в лице собственной повзрослевшей дочери Ксении (Марина Зудина).

В фильме на "музыкальную тему", конечно, очень важны песни. "В белом сне", "И все-таки мы победили", "Колыбельная" - музыку к ним, как и ко многим другим своим фильмам, "несостоявшийся" музыкант Тодоровский писал сам.

"Интердевочка" (1989)

Режиссер – Петр Тодоровский

"Интердевочку", снятую по повести Владимира Кунина в конце 1980-х, часто называют чуть ли не главным фильмом перестройки и первым вызовом советской системе. Фильм, в котором затрагивалась запретная тема, стал нетипичным и для самого режиссера-фронтовика. Тодоровский к тому времени имел репутацию независимого автора, самостоятельно выбирающего материал, но, несмотря на заслуги, финансировать его смелый фильм государство отказалось, в результате расходы поделили "Мосфильм" и шведский партнер Filmstallet AB.

© РИА Новости
Елена Яковлева и Томас Лаустиола на съемках фильма "Интердевочка" режиссера Петра Тодоровского.

Главная героиня Таня Зайцева (Елена Яковлева) – медсестра и валютная проститутка, которой неожиданно делает предложение руки и сердца ее шведский клиент (Томас Лаустиола). В мечтах о западной стабильности и комфорте Таня добывает необходимые справки и уезжает в Швецию, оставляя на Родине мать (Лариса Малеванная). За границей Таня начинает скучать, и единственным искренним собеседником для нее становится русский дальнобойщик Виктор (Мартиньш Вилсонс), с которым она отправляет подарки маме в Ленинград. Вскоре в СССР на Таню заводят дело по статье "спекуляция", и следователи рассказывают ее маме-учительнице об истинном источнике дохода дочери. Женщина собирается покончить с собой, однако соседка, вовремя почувствовавшая запах газа, спасает ее. В это время Таня по пути в аэропорт попадает в аварию и погибает. В конце фильма звучит русская народная песня "Бродяга", усиливающая трагичность финала.

"Я хотел сделать по-другому. Она несется на машине в аэропорт, начинается дождь, звучит трагическое танго. И в финале машина стоит на обочине: и туда ей дороги нет, и обратно. Мне казалось, что это было бы очень точно. Но тут все уперлись - и руководство, и Кунин - нет, жизнь должна ее наказать! Ну, думаю, черт с вами", - вспоминал Петр Тодоровский.

Одно из последних интервью режиссера Петра Тодоровского

"Интердевочка" стала не только одним из лидеров советского проката, но и была куплена многими зарубежными компаниями, а все члены съемочной группы впервые получили гонорары, сравнимые с европейскими.

"Анкор, еще анкор!" (1992 год)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

Фильм о жизни маленького провинциального гарнизона в первые годы после войны. Казалось бы, к 1992 году страна уже сделала все открытия и "повидала всякого", на экраны уже давно вышла "Интердевочка" Тодоровского и "Маленькая Вера" Пичула, но "Анкор" разделил зрителей на два лагеря. В одном картину называли "совершеннейшей пошлостью, безвкусицей и мерзостью", клеветой на советскую армию; а в другом – восхищались мастерством режиссера, сумевшего показать жизнь вчерашних фронтовиков такой, какой она была.

Герои фильма прошли войну, но продолжают жить по законам природы, у каждого из них свои желания, страсти и склонности, противостоять которым нет смысла. Полковник влюбляется в молодую женщину и становится двоеженцем, а его ординарцу нетрадиционная сексуальная ориентация не мешает быть преданным другом. Молодая "полковница" не устояв перед обаянием и молодостью лейтенанта, пускается во все тяжкие, а мужеподобная машинистка домогается любви ординарца. Жена капитана ради карьеры мужа ложится в постель с его начальниками при каждом удобном и неудобном случае, а интендант ежевечерне напивается до беспамятства и пишет письма с признаниями в любви потенциальным невестам, чтобы утром, протрезвев, забрать эти послания у почтальона.

Да, такая жизнь, возможно, недостаточно духовна, но без ссор, измен, метаний и крайностей она невозможна и искусственна.

© Мосфильм
Кадр из фильма "Анкор, еще анкор!"

"Риорита" (2008)

Режиссер и сценарист – Петр Тодоровский

В 2009 году Тодоровский представил свою последнюю работу: фильм "Риорита", по его собственным словам, совсем не похожий на то, что снимал раньше.

Это малобюджетное кино, название которому дал старый шлягер, снималось скромно без участия знаменитых актеров, и также скромно вышло на экраны (премьера состоялась 9 мая 2009 года на телевидении). Изначально сценарий назывался "На память о пережитых страхах" - эти слова написал Тодоровскому на фотографии фронтовой товарищ.

В центре сюжета белорусская семья Пичуговых, три сына и пожилой отец, попавшие на фронт в конце войны. Еще один герой картины - бывший надзиратель лагеря политзаключенных, персонаж отрицательный, которого даже война не смогла изменить.

"Война меня не отпускает, - рассказывал тогда журналистам Тодоровский. - Мне хотелось приоткрыть еще одну страничку об этой войне. О чем раньше, как мне кажется, не было сказано в наших фильмах".

© предоставлено киностудией "Мирабель"
Режиссер Петр Тодоровский на съемках фильма "Риорита"

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кино
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена