• Кино

Фестиваль репрессированных фильмов советской эпохи: что смотреть

© Фото : предоставлено Киноклубом на ВинзаводеКадр из фильма Абрама Роома Строгий юношаКадр из фильма Абрама Роома Строгий юноша
В конце августа на Винзаводе стартует масштабный проект, посвященный репрессированным фильмам советской эпохи. В первую часть проекта "Полка. Освобожденное кино" вошли фильмы 1929-1953 годов. Почти за каждой "полочной" картиной стоит реальная драма, ведь поводы для вмешательства властей часто были просто абсурдными.

Наталья Попова

В конце августа на Винзаводе стартует масштабный проект, посвященный репрессированным фильмам советской эпохи. Почти 60 лет (с 1929 по 1985 годы) многие работы советских режиссеров были запрещены. В лучшем случае фильмы просто годами лежали на полке, в худшем - были перемонтированы или уничтожены. 

Подлинная история советского кинематографа

Актер Николай Черкасов в роли Ивана Грозного и актер Михаил Жаров в роли Малюты Скуратова в фильме режиссера Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный"

В первую часть проекта "Полка. Освобожденное кино" вошли фильмы 1929-1953 годов, отобранные программным директором фестиваля киноведом Евгением Марголитом. Фильмы, подвергшиеся цензуре, всегда имели особый статус: "запретный плод" всегда вызывает интерес, а почти за каждой "полочной" картиной стоит реальная драма, ведь поводы для вмешательства властей часто были просто абсурдными. По словам куратора фестиваля Ольги Паперной, раскрывая судьбы пострадавших фильмов в контексте эпохи, организаторы и гости фестиваля будут размышлять о феномене "полки" и постараются приблизиться к подлинной советской кинематографии. Картины, участвующие в фестивале, предоставлены собранием Госфильмофонда РФ. Откроет фестиваль фильм Абрама Роома "Строгий юноша".

В рамках фестиваля пройдут круглые столы по истории советского кино, читки запрещенных сценариев, так и не пущенных в производство, а также несколько специальных проектов. В понедельник, 29 августа, в круглом столе "Судьба полочного кино" примут участие его организаторы и участники: Евгений Марголит, Наум Клейман, Андрей Плахов, Ольга Паперная, Анна Гудкова, Андрей Шемякин, Александр Дерябин и многие другие.

Кинокритик Андрей Шемякин представит свой культурологический проект "Запретить значит разрешить: парадоксы советской киноцензуры". Историк анимации Георгий Бородин покажет "полочные" советские мультфильмы, в числе которых, например, "Межпланетная революция 1924 года и "Дядя Степа" 1939-го, и расскажет о них. Кроме того, тему киноцензуры переосмыслят и современные художники. Александр Петлюра, например, воссоздаст дух советского дворика в зеленом ангаре "Винзавода" и прочтет лекцию по истории советского белья, которое тоже находилось под гнетом идеологии.

Кадр из фильма "Колыбельная", реж. Дзига Вертов, Елизавета Свилова, 1937

Еще одна программа фестиваля, подготовленная креативным агентством Saatchi & Saatchi, будет посвящена советской рекламе. Парадокс рекламы в СССР заключался в том, что она рекламировала товары, которых нет, в стране, в которой все есть. Работали над рекламными роликами известные режиссеры, а снимались  популярные актеры, например, Михаил Боярский рекламировал мебель. На Винзаводе будут показаны две подборки роликов, снятых на ленинградских киностудиях с 1970-х по 1991-й годы. 

Что смотреть

С 29 августа по 20 сентября в Киноклубе на Винзаводе будут показаны 19 фильмов, каждый из которых будут представлять ведущие киноведы и специалисты по истории советского кино, среди которых Вячеслав Шмыров, Наум Клейман, Николай Изволов, Андрей Плахов и другие.

Расписание показов фестиваля на сайте Киноклуба на Винзаводе >>

 

Кинорежиссер Абрам Матвеевич Роом

"Строгий юноша", 1936 год

Режиссер - Абрам Роом.

Фильм Абрама Роома "Строгий юноша" по сценарию Юрия Олеши явно выбивался из "правильного" кино: здесь сны переплетаются с реальностью, а комсомольцы предстают в виде оживших античных статуй. В постановлении о запрете картины была указана такая формулировка: "Формалистические выкрутасы, безвкусная стилизация, погоня за внешней красивостью… эстетство… мистическая бесплотность форм".

Фильм будет показан 29 и 31 августа. Представит его киновед, историк кино Ирина Гращенкова.

 

 

"Гвоздь в сапоге", 1931 год

Режиссер - Михаил Калатозов.

В центре сюжета  рабочий, который во время маневров не успевает передать донесение из-за плохо вбитого гвоздя в сапоге. В результате его отряд "гибнет", а сам герой попадает под трибунал, где его судят истинные виновники – те, кто производит плохие сапоги. По одной из версий, фильм попал на полку якобы из-за того, что в кадр случайно попал военный объект – тбилисский арсенал. Калатозова допрашивало ГПУ, но, к счастью, для режиссера все закончилось всего лишь запретом фильма.

Фильм будет показан 30 августа. Представит его историк кино Сергей Каптерев.

 

"Шкурник", 1929 год

Режиссер - Николай Шпиковский.

Фильм "Шкурник" (другое название "Знакомое лицо") был снят Шпиковским по рассказу Вадима Охрименко "Цыбала" на студии им. Довженко. Эта черно-белая немая картина рассказывает о приключениях обывателя, кочующего в годы гражданской войны по всем фронтам и враждующим лагерям вместе с верблюдом, погонщиком которого он случайно становится. "Шкурник" был запрещен с формулировкой: "...гражданская война рассматривается в фильме только с точки зрения ее темных отвратительных сторон. Грабеж, грязь, тупоумие Красной Армии, местной Советской власти и т.д. Получился скверный пасквиль на действительность того времени". 

Фильм будет показан 1 и 3 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит. 

 

Кадр из кинофильма "Моя бабушка", режиссер Котэ Микаберидзе, 1929 г

"Моя бабушка", 1929 год

Режиссер - Котэ Микаберидзе.

Эта сатирическая комедия была дебютом грузинского режиссера Котэ Микаберидзе в кино. Сюжет сосредоточен на поисках "бабушки", у которой есть нужные связи, чтобы выбить теплое местечко. Рамки немого фильма были тесны для Микаберидзе, и действие своей картины он дополняет элементами мультипликации. Фильм настолько сильно высмеивал бюрократизм в советских госучреждениях, что немедленно был запрещен как "антисоветская картина" с "троцкистским отношением к загниванию советской системы".  

Фильм будет показан 4 сентября. Представит его искусствовед и кинокритик Кора Церетели.

 

"К счастливой гавани", 1930 год

Режиссер - Владимир Ерофеев.

Документальный фильм, рассказывающий о Германии 1930-х годов перед приходом к власти фашистов. После нескольких предварительных показов этот фильм был изъят из советского проката как "впадающий в противоречие с реальной действительностью в капиталистической стране в пору кризиса".

Фильм будет показан 7 сентября. Представит его киновед, историк кино Александр Дерябин.

 

"Гармонь", 1934 год

Режиссер - Игорь Савченко.

"Гармонь" - одна из первых советских музыкальных кинокомедий, снятая по одноименной поэме Александра Жарова. Главный герой – гармонист Тимошка – становится секретарем партийной ячейки и принимается наводить порядок в селе. В этом фильме сыграла свою первую большую роль Зоя Федорова, а одну из второстепенных сам режиссер. "Гармонь", как теперь известно, вызвала саркастическое отношение самого Сталина. Он даже просил Бориса Шумятского, руководившего тогда советским кино, "чтобы гадости, подобной "Гармони", больше не делать". 

Фильм будет показан 5 сентября. Представит его киновед, историк кино Николай Изволов.

 

"Прометей", 1935 год

Режиссер - Иван Кавалеридзе.

Главного героя - крепостного парня Ивася - пан сдает в солдаты, где тот становится сознательным борцом и, вернувшись в родное село, поднимает крестьянское восстание. Фильм сохранился не полностью. Считается, что он также был запрещен по личному указу Сталина. Кавалеридзе еще в 30-е годы приобрел репутацию "диссидента". "Прометей" - не единственный из запрещенных фильмов режиссера, а его самого от репрессий спасла только известность.

Фильм будет показан 5 сентября. Представит его украинский кинокритик, киновед и сценарист Сергей Тримбач.

 

Дзига Вертов на съемках фильма

"Колыбельная", 1936 год

Режиссер - Дзига Вертов.

Свой фильм Дзига Вертов, свято веривший в идеалы советской власти, посвятил пути страны, пройденному после революции и счастливой судьбе советской женщины. В фильме появлялся и Иосиф Сталин (это была первая картина с его участием). Вертов несколько раз перемонтировал свою работу, вырезая кадры с "врагами народа". Казалось, что все было выполнено идеологически верно, но через пять дней после выхода картина была снята с проката.

Фильм будет показан 7 сентября. Представит его киновед, историк кино Александр Дерябин.

 

 

"Дохунда", 1934 год

Режиссер - Лев Кулешов.

Драма Льва Кулешова о судьбе бесправного батрака, ставшего строителем новой жизни в советском Таджикистане. В основу сценария, написанного Осипом Бриком, лег одноименный роман Садриддина Айни. Фильм не был закончен, на половине работы его закрыли с формулировкой  "автор зря тратит государственные средства". Его восстановлением на основе фотографий с репетиций занимался киновед и историк кино Николай Изволов, который и представит фильм.

Фильм будет показан 9 сентября

 

 

"Женитьба", 1936 год

Режиссеры - Эраст Гарин, Хеся Локшина.

Дебютная лента супругов Гарина и Локшиной – экранизация  пьесы Гоголя - сочетала в себе кино и театральный спектакль. Фильм попал под молот кампании по борьбе с "формализмом". Негатив был смыт, а прокатные копии уничтожались. Реконструировать фильм на основе кадров из фильма и фотографий, сделанных во время съемок, как и "Дохунду" Кулешова, смог Николай Изволов, который и представит картину.

Фильм будет показан 9 сентября.

 

"Закон жизни", 1940 год

Режиссеры - Борис Иванов, Александр Столпер.

Сюжет фильма Иванова и Столпера, казалось бы, полностью соответствовал советской идеологии. Публицистическая драма о нравственном противостоянии разложившегося секретаря обкома и комсорга медицинского института была, по мнению современных критиков, реакцией на чистку в рядах комсомола, но реакцией запоздалой. Сразу же после выхода фильма в газете "Правда" вышла разгромная статья под названием "Фальшивый фильм", и чуть позже картина была снята с экранов.

Фильм будет показан 6 и 10 сентября. Представит его киновед, критик Вячеслав Шмыров.

 

Кинорежиссер Александр Иванович Медведкин

"Новая Москва", 1938 год

Режиссер - Александр Медведкин.

Фильм Александра Медведкина посвящен сталинскому плану реконструкции Москвы. По сути это комедия, главную коллизию которой составляют любовные перипетии юного конструктора Алеши, который в столице встретил свою любовь. Картина была раскритикована в газетах "Правда" и "Известия" и так и не вышла на советский экран.

Фильм будет показан 8 и 14 сентября. Представит его киновед, историк кино Николай Изволов.

 

 

"Моя Родина", 1933 год

Режиссеры – Иосиф Хейфиц, Александр Зархи.

Один из первых звуковых советских фильмов основан на реальных событиях 1929 года, повлекших за собой вооруженный конфликт между СССР и Китайской республикой, которой тогда руководил Чан Кайши. "Моя Родина" стал первым фильмом, снятым с экрана по личному распоряжению Сталина. Зархи и Хейфица после этого на несколько лет отлучили от кино.

Фильм будет показан 11 и 18 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.

"Счастье" ("Стяжатели"), 1934 год

Режиссер - Александр Медведкин.

Стилизованная под лубок философская сказка о нелегкой судьбе крестьянина-бедняка, который после революции становится колхозником. Гротескное, сатирическое "Счастье" не было принято критиками и зрителями,  и фильм быстро сошел с экрана.

Фильм будет показан 12 сентября. Представит его киновед, историк кино Николай Изволов.

 

"Славный малый", 1942 год

Режиссер - Борис Барнет.

Музыкальная комедия по повести Петра Павленко "Мстители", рассказывающая историю французского летчика, сбитого фашистами и попавшего в советский партизанский отряд. Почему фильм не вышел на экраны, видимо, так и останется загадкой, потому что документов, проясняющих мотивы его запрета, так и не найдено.

Фильм будет показан 13 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.

 

 

 

"Бежин луг", 1937 год

Режиссер - Сергей Эйзенштейн.

Фильм также был утрачен и в конце 1960-х реконструирован киноведом, директором Музея кино Наумом Клейманом и режиссером Сергеем Юткевичем как фотофильм. В основе сценария фильма, написанного Александром Ржешевским и Исааком Бабелем (было 2 варианта), история Павлика Морозова и коллективизации в стране. Эйзенштейн снимал картину почти два года, но при просмотре чернового варианта фильма (до полного завершения съемок оставалась всего пара недель) комиссия решила запретить фильм "ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности".

Фильм будет показан 14 и 16 сентября. Представит его киновед, историк кино Наум Клейман.

 

"Непокоренные", 1946 год

Режиссер - Марк Донской.

Единственный на протяжении многих десятков лет советский фильм, затрагивающий тему Холокоста. Главный герой – старый рабочий Тарас Яценко, оставшийся с маленькой внучкой на территории, оккупированной фашистами – становится свидетелем расстрела евреев в Бабьем Яру. Фильм получил главный приз на Международном кинофестивале в Венеции в 1946 году, но, тем не менее, в СССР был запрещен.

Фильм будет показан 15 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.

 

"Иван Грозный 2: Боярский заговор", 1945 год

Режиссер - Сергей Эйзенштейн.

Продолжение знаменитой ленты Эйзенштейна, посвященное борьбе Ивана Грозного с боярами, организовавшими заговор с целью убийства царя. За первый фильм режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию, а вторую часть "отец народов" запретил после просмотра.

Фильм будет показан 16 сентября. Представит его киновед, историк кино Наум Клейман.

 

 

Режиссер Всеволод Илларионович Пудовкин

"Убийцы выходят на дорогу", 1942 год

Режиссеры - Всеволод Пудовкин, Юрий Тарич.

Фильм снят по мотивам пьесы Бертольда Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи". Авторы фильма создают на экране образ "двух Германий", что не соответствовало утвержденному в то время "образу врага". Еще до показа высшему руководству был закрыт Художественным Советом студии. Картина не была выпущена в прокат и после смерти Сталина.

Фильм будет показан 17 сентября. Представит его российский кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог Майя Туровская.

Кино
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена