"Поэт в России - больше, чем поэт": стихи Евгения Евтушенко

Своими поэтическими учителями он называл Маяковского, Есенина и Пастернака. Вечера в Большом зале Политеха, где Евтушенко делил трибуну с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой и своей первой женой Беллой Ахмадулиной, стали символом хрущевской "оттепели" - наконец долгожданная свобода слова и творчества! Сегодня эстрадному поэту-"шестидесятнику" исполняется 80 лет.

Вечера в Большом зале Политеха, где Евтушенко делил трибуну с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой и своей первой женой Беллой Ахмадулиной, стали символом хрущевской "оттепели" - наконец долгожданная свобода слова и творчества! Сегодня эстрадному поэту исполняется 80 лет.

В то же время, в своих дневниках под общим названием "Мартиролог" режиссер Андрей Тарковский, по следам прочитанной поэмы "Казанский университет", так отзывался об ее авторе Евгении Евтушенко: "Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущев, и Брежнев, и девушки...". Отношения между "шестидесятником" от поэзии и "семидесятником" от кинематографа были натянутыми. Недолюбливал Евтушенко и его коллега, нобелевский лауреат и тоже эмигрант Бродский. "Трибуна" послесталинского периода считали подражателем Маяковского, его поэзию - легковесной и "попсовой". Однако в народе "громкого" Евтушенко действительно любили.

© РИА Новости
Евгений Евтушенко читает свои новые стихи на Пушкинском вечере поэзии в зале имени Чайковского, 1968 год

Евгений Александрович Евтушенко родился в 1932 (по документам - в 1933) году в Иркутской области на станции Зима в семье геологов (вторая профессия матери Зинаиды Ермолаевны - актриса). Проведший детство в Сибири, поэт именно с образом снега связывал понятия дома и Родины.

***

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

1965 год

Премьера одноименной рок-оперы по произведению "Идут белые снеги" состоялась в СК "Олимпийский" в 2007 году, композитором выступил Глеб Май. Примечательно, что в этом стихотворении присутствует отсыл к еще одному образу-символу, "сквозному" для патриотической поэзии Евтушенко, - к Волге, с ее фольклорными легендами и народными сказаниями о Стеньке Разине.

Волга

Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.

Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.

Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга Для России - это
гораздо больше, чем река.

А что она - рассказ не краток.
Как бы связуя времена,
она - и Разин, и Некрасов,
и Ленин - это все она.

Я верен Волге и России -
надежде страждущей земли.
Меня в большой семье растили,
меня кормили, как могли.

В час невеселый и веселый
пусть так живу я и пою,
как будто на горе высокой
я перед Волгою стою.

Я буду драться, ошибаться,
не зная жалкого стыда.
Я буду больно ушибаться,
но не расплачусь никогда.

И жить мне молодо и звонко,
и вечно мне шуметь и цвесть,
покуда есть на свете Волга,
покуда ты, Россия, есть.

1958 год

Первые поэтические опыты Евтушенко, позже опубликованные в восьмитомном собрании сочинений, датированы 1937-39 годами - то есть уже в пятилетнем возрасте мальчик пробовал себя в творчестве. Родители, а позже и школьные преподаватели, поддерживали эти начинания. В 1949 году стихотворения Евтушенко были впервые опубликованы - в газете "Советский спорт".

Поэты Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко
В нашем городе дождь (Э.Колмановский – Е.Евтушенко) Поет Майя Кристалинская

Важным этапом в становлении поэта стал переезд в Москву, вступление в Союз писателей в 1952 году (кстати, он стал самым молодым из принятых в ряды СП СССР) и учеба в Литературном институте имени А.М.Горького - правда, в 1957 году Евтушенко был отчислен с курса "за дисциплинарные взыскания" (выступил в защиту резонансного романа Дудинцева "Не хлебом единым"). Зато именно в ЛИТе сложился своеобразный "творческий тандем" будущих представителей "громкой" (эстрадной) поэзии: Рождественский-Евтушенко. Позже к ним присоединился еще один "трибун" - Вознесенский.

Свой первый поэтический сборник - "Разведчики грядущего" 1952 года - сам Евтушенко позже охарактеризовал, как "ходульно-романтическую книжку". Невысоко был оценен и последовавший альбом "Третий снег" (1955 год). "Настоящего" Евтушенко принято отсчитывать с третьей книги - "Шоссе энтузиастов" 1956 года. Именно в ней он осознает себя уже не подражателем достойных предшественников, а поэтом нового поколения - вскоре оно получит имя "шестидесятники".

Лучшим из поколения

Лучшие
    из поколения,
цвести вам -
        не увядать!
Вашего покорения
бедам -
      не увидать!
Разные будут случаи -
будьте сильны и дружны.
Вы ведь на то и лучшие -
выстоять вы должны.
Вам петь,
    вам от солнца жмуриться,
но будут и беды
             и боль...
Благословите на мужество!
Благословите на бой!
Возьмите меня в наступление -
не упрекнете ни в чем.
Лучшие
    из поколения,
возьмите меня трубачом!
Я буду трубить наступление,
ни нотой не изменю,
а если не хватит дыхания,
трубу на винтовку сменю.
Пускай, если даже погибну,
не сделав почти ничего,
строгие ваши губы
коснутся лба моего.

1957 год

Со мною вот что происходит... – читает Е. Евтушенко, 1961 г.

Помимо "собратьев по перу" Литинститут свел Евтушенко и с его первой женой - Беллой Ахмадулиной. Брак продлился недолго - с 1954 по 1958 год, но был плодотворным в плане творческого вдохновения. В числе любовной лирики "периода Ахмадулиной" и знаменитое "Со мною вот что происходит...".

 

 

 

***

                      Б. Ахмадулиной

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
   не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладет
и у другой меня крадет.
А той -
      скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
 у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
         нервных
               и недужных,
ненужных связей,
              дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
            приди,
                 нарушь
чужих людей соединенность
и разобщенность
              близких душ!

1957 год

Всего же Евгений Евтушенко официально состоял в браке четырежды - помимо Беллы Ахатовны, его супругами становились Галина Сокол-Луконина, его ирландская "фанатка" Джен Батлер и Мария Новикова.

***

Ты спрашивала шепотом:
"А что потом?
            А что потом?"
Постель была расстелена,
и ты была растеряна...
Но вот идешь по городу,
несешь красиво голову,
надменность рыжей челочки,
и каблучки-иголочки.
В твоих глазах -
                насмешливость,
и в них приказ -
                не смешивать
тебя
    с той самой,
                бывшею,
любимой
       и любившею.
Но это -
        дело зряшное.
Ты для меня -
             вчерашняя,
с беспомощно забывшейся
той челочкою сбившейся.
И как себя поставишь ты,
и как считать заставишь ты,
что там другая женщина
со мной лежала шепчуще
и спрашивала шепотом:
"А что потом?
             А что потом?"

1957-1975 года

Людей неинтересных в мире нет – читает Е. Евтушенко, 1968 г.

Евтушенко не довольствовался одними лишь малыми поэтическими формами - на его счету 19 поэм, в том числе "Бабий Яр", "Коррида", "Под кожей статуи Свободы" (к слову, поставленная Театром на Таганке в 1972 году), столь не полюбившийся Андрею Тарковскому "Казанский университет", "Снег в Токио", "Непрядва", "Мама и нейтронная бомба", "Фуку!" и, конечно, "Братская ГЭС". Последняя предварялась самоценной "Молитвой перед поэмой", ставшей своего рода гражданским манифестом Евгения Евтушенко.

© РИА Новости, Борис Кауфман

 

Молитва перед поэмой

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей -
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне
                 глыбастость,
                      буйство,
                              бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
              сквозь время прорубясь,
сказать о нем
              товарищам-потомкам...

1964 год

Родина моя (Э.Колмановский – Е.Евтушенко) Поет Людмила Зыкина, 1977

В этом предисловии поэт не только отдал дань своим предшественникам и - в той или иной степени - учителям, но и продемонстрировал свое владение словом, стилем, рифмой - широким инструментарием, позволившим в рамках одного стихотворения воссоздать и язык Пушкина, и язык Маяковского.

Кстати, сам Евтушенко не скрывал своего стремления к творческой преемственности: "Как поэт я всегда хотел соединить в себе что-то от Маяковского и от Есенина. И я очень многому научился у Пастернака. Я учился у него исторической нравственности".

Нашли отражение в творчестве поэта и его многочисленные путешествия с погружением в быт и культуру других стран и народов - Евтушенко объехал все континенты, кроме Антарктиды.

Любовь по-португальски

Ночь, как раны, огни зализала.
Смотрят звезды глазками тюрьмы,
ну а мы под мостом Салазара -
в его черной-пречерной тени.

Оказал нам диктатор услугу,
и, ему под мостом не видны,
эмигрируем в губы друг к другу
мы из этой несчастной страны.

Под мостом из бетона и страха,
под мостом этой власти тупой
наши губы - прекрасные страны,
где мы оба свободны с тобой.

Я ворую свободу, ворую,
и в святой уворованный миг
счастлив я, что хотя б в поцелуе
бесцензурен мой грешный язык.

Даже в мире, где правят фашисты,
где права у людей так малы,
остаются ресницы пушисты,
а под ними иные миры.

Но, одетая в тоненький плащик,
мне дарящая с пальца кольцо,
португалочка, что же ты плачешь?
Я не плачу. Я выплакал все.

Дай мне губы. Прижмись и не думай.
Мы с тобою, сестренка, слабы
под мостом, как под бровью угрюмой
две невидимых миру слезы...

1967 год, Лиссабон

Багульник (В.Гамалия – Е.Евтушенко) Поет Валентина Толкунова, инструментальный ансамбль (1975)

В 1991 году поэт заключил преподавательский контракт с университетом в штате Оклахома - и с тех пор с семьей проживает в США. В 1993 году на английском вышел фундаментальный исследовательский труд Евтушенко - антология русской поэзии 20 века, включившая более 875 персоналий, двумя годами позже "Строфы века" были изданы и на русском. Помимо литературоведческой деятельности и непосредственно писательских трудов (к 2003 году на территории бывшего СССР вышло более 130 книг автора, включая прозу, мемуары и публицистику), Евтушенко увлекал и кинематограф - еще в 1963 году он выступил в качестве сценариста к фильму "Я - Куба", и фотография - с выставкой своих работ "Невидимые нити" он ездил в Италию и Великобританию, и эстрада - на счету Евтушенко десятки популярных песен, в том числе "А снег идет" из кинофильма "Карьера Димы Горина", "Нас в набитых трамваях болтает..." из "Служебного романа" и, конечно, посвященная исполнителю Марку Бернесу "Хотят ли русские войны?".

© РИА Новости, Илья Питалев
Поэт Евгений Евтушенко на своем творческом вечере в Политехническом музее, 2012 год

Хотят ли русские войны? (Э.Колмановский – Е.Евтушенко) Поет Марк Бернес

***

                   М. Бернесу

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

1961 год

 

Смотрите также

"Вроде просто: найти и расставить слова": стихи Роберта Рождественского >>

"Я - голос": стихи Андрея Вознесенского >>

 

Подготовила Вера Матвеева

 

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

Майя Кристалинская исполняет песню "В нашем городе дождь". Автор текста (слов): Е. Евтушенко. Композитор (музыка): Э. Колмановский

Людмила Зыкина исполняет песню "Родина моя" (1977). Автор текста (слов): Е. Евтушенко. Композитор (музыка): Э. Колмановский.

Валентина Толкунова, инструментальный ансамбль исполняют песню "Багульник"). Автор текста (слов): Е. Евтушенко. Композитор (музыка): В. Гамалия

Е. Евтушенко читает стихотворение "Людей неинтересных в мире нет", 1968 г.

Е. Евтушенко читает стихотворение "Со мною вот что происходит..", 1961 г.

Марк Бернес исполняет песню "Хотят ли русские войны?". Автор текста (слов): Е. Евтушенко. Композитор (музыка): Э. Колмановский.

Книги
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена