• Книги

Мифологемы Терри Пратчетта

© Фото : Пол КидбиИзображение писателя Терри Пратчетта, автор Пол КидбиИзображение писателя Терри Пратчетта, автор Пол Кидби
28 апреля исполняется 65 лет сэру Терри Пратчетту, одному из популярнейших писателей современной Великобритании, автору знаменитого цикла "Плоский Мир" (Diskworld). Специально для РИА Новости колумнист журнала "Мир фантастики" Василий Владимирский вспоминает мифологические сюжеты и образы, наиболее любимые автором и кочующие из одного его романа в другой на протяжении нескольких десятилетий.

Колумнист журнала "Мир фантастики" Василий Владимирский специально для РИА Новости

28 апреля исполняется 65 лет сэру Терри Пратчетту, одному из популярнейших писателей современной Великобритании, автору знаменитого цикла "Плоский Мир" (Diskworld).

Писатель Терри Пратчетт

Как правило, книги Пратчетта строятся на ироническом переосмыслении и обыгрывании универсальных, широко распространенных в разных культурах мифологических сюжетов и образов (иначе говоря, мифологем) - но одним этим постмодернистским трюком искушенного читателя сегодня не проймешь. Тексты Пратчетта устроены хитрее. Писатель использует не столько мифологемы и архетипы в чистом виде, сколько их отражения в зеркале мировой литературы, от пьес Шекспира до цикла Роберта Говарда и его последователей о Конане, варваре из Киммерии. Среди мифологем, к которым обращается создатель "Плоского Мира", есть проходные, а есть и особенно любимые нашим юбиляром, кочующие из романа в роман уже не первое десятилетие. Некоторым из них скоро впору отмечать собственные юбилеи.

 

Плоский Мир

Как известно всякому уважающему себя читателю Терри Пратчетта, Плоский Мир покоится на плечах четырех слонов, которые в свою очередь стоят на спине Великой Черепахи А'Туина. Черепаха величественно плывет по безбрежным просторам космоса, но, куда она направляется и о чем думает, остается неразрешимой загадкой для всего прогрессивного человечества. Есть, однако, предположение, что А'Туин ищет самку своего вида. Найдет — тут-то и наступит Конец Света: ни одно королевство, ни одна республика Плоского Мира не переживет такого потрясения основ. Собственно, Diskworld — главное место действия одноименного цикла, начатого Пратчеттом в 1983 году, вместилище бессчетного множества чудес и диковинок. А еще — привет классикам англо-американской science fiction, обожающим описывать рукотворные конструкции космического масштаба, в первую очередь Ларри Нивену с его "Миром-Кольцом" (Ringworld, 1970).

Где мы можем его встретить: во всех романах цикла "Плоский Мир".

© Джош Кирби

Иллюстрация Джоша Кирби к книге Терри Пратчетта "Творцы заклинаний"

 

Смерть

Обложка книги "Мор, ученик Смерти", автор Терри Пратчетт, 1987

Первое, что нужно знать читателю о персонифицированной смерти, одном из любимых героев Терри Пратчетта, — то, что Смерть Плоского Мира - существо мужского рода. Мрачный Жнец сентиментален, но в силу служебного положения вынужден тщательно это скрывать. Он не прочь пофилософствовать, а временами склонен к рискованным авантюрам, что при такой однообразной монотонной работе не удивительно. До одури любит кошек. С теми, кто способен его слышать, говорит ЗАМОГИЛЬНЫМ ГОЛОСОМ: в книгах Пратчетта реплики Смерти даются исключительно заглавными буквами. А еще он никогда не забывает, что рано или поздно ему придется придти за каждым: за грешниками и праведниками, правителями и героями, магами и богами, даже за самим Великим А'Туином — это располагает к меланхолическому взгляду на вещи. Родом же он, судя по всему, из классического фильма Ингмара Бергмана "Седьмая печать" (Det Sjunde Inseglet, 1957) — по крайней мере, отсылки к этой картине рассыпаны по текстам Пратчетта щедро.

Где мы можем его встретить: романы "Мор, ученик Смерти" (Mort, 1987), "Мрачный Жнец" (Reaper Man, 1991), "Роковая музыка" (Soul Music, 1994) и др.

 

Ведьмы

Обложка книги "Ведьмы за границей", автор Терри Пратчетт, 1991

Иногда кажется, что все ведьмы современной англо-американской фантастики пришли к нам из шекспировского "Макбета": "Когда нам вновь сойтись втроем / Под ливень, молнию и гром?.." В отличие от коллег по литературному цеху, Терри Пратчетт происхождение своих ведьм не скрывает. В первых книгах серии его героини так и шпарят цитатами из Великого Барда. Но не забывает писатель и о другом прототипе, триединой и трехликой Белой Богине, девочке-женщине-старухе британского поэта и культуролога Роберта Грейвса. Правда, придется учесть, что и этот ёмкий образ сформировался не без влияния Шекспира с тремя его безымянными ведьмами, мрачными служительницами ночной богини Гекаты.

Где мы можем их встретить: романы "Творцы заклинаний" (Equal Rites, 1987),  "Вещие сестрички" (Wyrd Sisters, 1988), "Ведьмы за границей" (Witches Abroad, 1991) и др.

 

Герои

Обложка книги "Интересные времена", автор Терри Пратчетт, 1995

Герой — ключевая фигура любого эпоса, от "Гильгамеша" до "Калеваллы", от "Иллиады" до "Смерти Артура". Героев в Плоском Мире, естественно, полным-полно, но самый харизматичный и брутальный из них, безусловно, Коэн-варвар. Когда-то в молодости он давал жару: истреблял чудовищ, спасал красавиц из лап некромантов и грабил караваны. Сейчас, одряхлев, он чаще вспоминает минувшие дни, но если "припрет", готов тряхнуть стариной так, что мало никому не покажется. Герои эпосов редко доживают до старости — как правило, они погибают молодыми или становятся жертвами вероломного предательства, достигнув благородной зрелости. Та же традиция закрепилась и в современной героической фэнтези: среди множества рассказов, повестей и романов, написанных о Конане-варваре Робертом Говардом и его последователями, нет ни одного произведения о пожилом герое, страдающем атеросклерозом и подагрой. В своих романах о Коэне Терри Пратчетт с успехом исправляет эту давнюю несправедливость.

Где мы можем их встретить: романы "Интересные времена" (Interesting Times, 1995), "Последний герой. Сказание о Плоском Мире" (The Last Hero. A Discworld Fable, 2001), рассказ "Мост троллей" (The Troll Bridge, 1992) и др.


Волшебники

Обложка книги "Цвет волшебства", автор Терри Пратчетт, 1983

Стать волшебником в Плоском Мире способен далеко не каждый. Считается, что овладеть магическим искусством в совершенстве может восьмой сын восьмого сына, готовый к тому же до конца своих дней остаться девственником — это обязательное условие для поступления в Незримый Университет, где готовят лучших в мире волшебников. Не удивительно, что в стенах Университета царит атмосфера раннего пубертата, хотя многим из его обитателей по возрасту пристало скорее нянчить внуков, чем устраивать друг другу мелкие пакости или учинять молодежный бунт. Любой пратчеттовский волшебник по сути — вечный студент, школяр, даже если отпустил седую бороду по пояс. Добравшись до края Плоского Мира, добившись благосклонности правителей и предотвратив Конец Света, рано или поздно он непременно вернется в стены Незримого Университета — единственного места, где чувствует себя как дома.

Где мы можем их встретить: романы "Цвет волшебства" (The Colour of Magic, 1983), "Безумная звезда" (The Light Fantastic, 1986),  "Посох и шляпа" (Sourcery, 1988) и др.

Книги
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена