Рейтинг@Mail.ru
Великий немой в Приморье: помним, любим, смотрим - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Великий немой в Приморье: помним, любим, смотрим

© РИА Новости / Алексей ДёминПриморский киноман-энтузиаст и создатель проекта "Синематека" Дмитрий Рыкунов
Приморский киноман-энтузиаст и создатель проекта Синематека Дмитрий Рыкунов
Читать ria.ru в
Киноман-энтузиаст и создатель проекта "Синематека", в рамках которого показывают ленты начала века, Дмитрий Рыкунов рассказал РИА Новости о том, чем немые фильмы лучше звуковых, где в 1990-х можно было посмотреть боевики и эротику, а также о том, как киноманы превращаются в актеров и режиссеров.

ВЛАДИВОСТОК, 28 дек — РИА Новости. Международный день кино ежегодно отмечается 28 декабря. Киноман-энтузиаст и создатель проекта "Синематека", в рамках которого показывают ленты начала века, Дмитрий Рыкунов рассказал РИА Новости о том, чем немые фильмы лучше звуковых, где в 1990-х можно было посмотреть боевики и эротику, а также о том, как киноманы превращаются в актеров и режиссеров.

Ночные кинопоказы и рождение "Синематеки"

С Дмитрием Рыкуновым мы встречаемся в музее имени Арсеньева, где он работает старшим научным сотрудником. Он ведет меня на третий этаж в комнату с кирпичными стенами, горой еще не расставленных плетеных стульев, белым экраном и старым пианино в углу. В "Синематеке" все как встарь, через пару дней зрители будут смотреть немое кино под аккомпанемент тапера — на пианино в киноклубе играет один из местных музыкантов.

Кинозал
Выбор РИА Новости: главные события 2013 года в кино
Посмотрев, наверное, тысячи кинофильмов, Дмитрий Рыкунов решил поделиться ими с другими. Тогда ему в голову пришла идея организовать киноклуб. Пока он не приобрел официальный статус, это были ночные встречи в стенах музея, где фильмы показывались на обычном телевизоре, который висел под потолком над обитыми красным войлоком деревянными креслами.

Стать зрителем на одном из таких показов довелось и мне. Когда рассказываю об этом Дмитрию, он одобрительно кивает, видно, что ему интересно услышать оценку публики. В студенческой юности те киновстречи казались странными, но интригующими. На целую ночь с десяток человек собирались в темном зале, чтобы за раз посмотреть пять или шесть кинолент. Этот показ был больше пяти лет назад и, к сожалению, мы с Дмитрием не можем вспомнить, какие именно фильмы смотрели в тот вечер, кроме имени одного из режиссеров.

"Мне хотелось показать другим людям ленты, которые не увидишь в кинотеатрах. Кстати, один из фильмов, которые я тогда представлял, была лента иранского кинорежиссера Мохсена Махмальбафа. Я очень люблю его фильмы за глубину. Однако, когда его показывали в обычных кинотеатрах, в зале набиралось всего пять человек. Я даже слышал, как киномеханики решают, включать фильм или нет", — рассказывает Дмитрий.

Черно-белое кино и разноцветная современность

Со временем киноклуб Дмитрия Рыкунова приобрел официальный статус и за несколько лет от зала с советскими креслами "Синематека" эволюционировала до мини-кинотеатра. Наш разговор неожиданно прерывает одна из работниц музея. Вопрос деловой: речь идет о количестве стульев, которые понадобятся для мероприятия в музее и одновременно для предстоящего кинопоказа в "Синематеке".

"В "Синематеку" ходит немного зрителей, но все это люди увлеченные. Из 18 человек большую часть могут составить представители старшего поколения. Некоторые из них уже знакомы с немым кино и немного разбираются в фильмах и актерах, кроме гениального Чарли Чаплина. Один из них, любитель драм, поблагодарил за то, что ему приоткрылся мир комедий", — рассказывает Дмитрий.

"Особый случай" французского кино: пять историй Клода Лелуша
В поиске старых кинофильмов Дмитрию Рыкунову помогают подшивки газет начала XX века. Занимаясь научной работой, он просматривает архивные материалы, где и находит упоминания о том, что смотрели кинозрители почти 100 лет назад. Многие фильмы, которые показывали тогда, сейчас можно найти в интернете, главное знать, что именно ты ищешь.

По словам Рыкунова, один из его самых любимых жанров — это немые комедии. Немногие идут дальше знакомства с Чарли Чаплином, а ведь картины Бастера Китона или Гарольда Ллойда открывают для зрителей необычные грани старого киноюмора. Дмитрий признается, что юмор в этих фильмах интеллектуальнее и ярче, чем у других образчиков жанра, потому Китон и Ллойд нравятся ему больше.

Пик карьеры американских актеров Бастера Китона и Гарольда Ллойда пришелся на первые три десятилетия XX века. В те годы они были не менее популярны, чем знаменитый Чарли Чаплин. Зрителям Бастер Китон запомнился, как "комик без улыбки" за умение с невозмутимым лицом разыгрывать любые нелепые ситуации в фильмах. Гарольд Ллойд же, напротив, чаще появлялся на экране в образе неуклюжего интеллигента в очках.

"Режиссеры прошлого были первопроходцами, как Колумб, и не боялись экспериментировать. Их фильмы быстро находят отклик в сердцах зрителей, потому что в них разыгрываются ситуации из реальной жизни, в которые может попасть каждый. Из-за этого их фильмы и были такими смешными", — рассказывает Дмитрий.

Фильм ужасов за 15 копеек

"Кино я увлекся еще в детстве. Меня всегда привлекали серьезные фильмы. Помнится, неизгладимое впечатление произвела лента 1964 года "Председатель" с Михаилом Ульяновым в главной роли. В ней рассказывалось о том, как вернувшись с фронта главный герой восстанавливает родное село", — рассказывает Дмитрий Рыкунов.

Кадр из фильма Малефисента
Кино-2014: Библия Аронофски, космос Нолана и колдунья Анджелины Джоли
По телевизору в 1970-80-х годах смотреть было особо нечего, и молодежь потянулась в кинотеатры. Как раз в районе, где жил Дмитрий Рыкунов, открылся кинотеатр "Нептун", ставший для детей и подростков одним из любимых мест отдыха.

По словам Рыкунова, школьником он с товарищами несколько раз в неделю бегал на просмотры фильмов. С билетами проблем не было, один утренний поход в кино, самый дешевый, стоил 15 копеек. Примерно столько же в то время стоило мороженое. Только иногда из-за этого приходилось пропускать занятия. Один из первых советских ужастиков, ленту "Вий", Дмитрий увидел, прогуляв уроки в школе.

"Тогда же, в юности, во мне родилась любовь к немому кино. Помимо "Вия" в кинотеатре я как-то раз посмотрел фильм "Здравствуйте, я ваша тетя" с Калягиным. Там в одном из моментов показывают отрывки из старых кинофильмов. Если Чарли Чаплина знали все, то я тогда открыл для себя Бастера Китона и Гарольда Ллойда", — рассказывает он.

Где в 1990-х смотрели эротику

Еще глубже в мир кино Дмитрий Рыкунов погрузился с появлением во Владивостоке первых видеомагнитофонов. Моряки привозили из-за границы технику, а самые предприимчивые устраивали домашние кинопоказы для широкой публики. В городе открылись видеосалоны, где можно было посмотреть фильмы, которых не было в кинотеатрах.

"Видеосалоны были очень популярны в 1990-е годы, ведь там можно было увидеть эротику вроде "Греческой смоковницы", боевики с Брюсом Ли или Чаком Норисом и различные фильмы ужасов — это было кино, раньше неизвестное, недоступное. На одном из таких просмотров я впервые увидел ужастик "Пятница 13-е", — рассказывает Дмитрий.

Однако жизнь видеосалонов оказалась коротка — со временем люди стали массово покупать видеомагнитофоны и смотреть кино дома. Дмитрий тоже обзавелся собственной техникой и регулярно стал ходить в Дом культуры железнодорожников, где с лотков торговали видеокассетами. Он до сих пор с теплотой вспоминает тамошних продавцов.

© РИА Новости/Аврора . Елена Рузлева, Михаил ЧупрасовГде хранится история: видеоэкскурсия по архиву кинофотодокументов
Где хранится история: видеоэкскурсия по архиву кинофотодокументов

"Это были энтузиасты с отменным чутьем на хорошие кинофильмы. До сих пор помню одного из продавцов, который откуда-то по договоренности вез кассеты, нелицензионные, подписанные простыми белыми наклейками с названием. Однако он всегда мог посоветовать хороший фильм и подсказать, на какой записи качество лучше всего", — отмечает Дмитрий Рыкунов.

Как бывшие кинозрители становятся актерами

Должность старшего научного сотрудника в музее Дмитрий Рыкунов совмещает с преподаванием. Три года в Академии искусств он ведет курс, посвященный истории кино. Большая его часть — просмотр фильмов различных режиссеров, а завершается обучение зачетом. Рассказать, к примеру, о Ларсе фон Триере, непросто, но молодежь справляется.

"Мне очень приятно видеть, когда мои студенты открывают для себя что-то новое в мире кино. Бывает, задаешь им посмотреть фильмы и рассказать о сербском режиссере Эмире Кустурице. Некоторые открывают его для себя впервые и начинают смотреть. Это очень интересно, как молодежь понимает и реагирует на фильмы мэтров", — рассказывает Дмитрий.

По его словам, некоторые из выпускников постепенно решаются на различные роли в театре и кино, совершенствуют свое артистическое мастерство. Преподавателю-киноману интересно наблюдать, как вчерашние зрители становятся актерами,а некоторые из них даже решаются снять свою собственную ленту.

© РИА Новости . Константин ВасильевВладивосток встретил Эмира Кустурицу переполненным концертным залом
Владивосток встретил Эмира Кустурицу переполненным концертным залом

"Я стараюсь поддерживать связь со своими студентами. Некоторые из них даже ушли дальше меня, и приходится просматривать все больше фильмов, чтобы не отставать. Один из тех, кто раньше посещал "Синематеку", по слухам, готовится снять свой фильм. Я пока не знаю подробностей, но очень интересно, что это будет за картина", — отмечает Дмитрий.

На прощание он зовет меня на ближайший кинопоказ. Стулья еще не расставлены, но зал уже готов к тому, чтобы утонуть во тьме и открыть будущим зрителям путь в мир немого кино. Спускаясь к выходу из музея, я невольно вспоминаю мистера Ферста из фильма "Человек с бульвара Капуцинов", ни с того ни с сего хочется обернуться и прокричать вслед моему собеседнику: "Дмитрий! Заряжай!".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала