Рейтинг@Mail.ru
Итальянский аристократ Медиоланум - РИА Новости, 26.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Итальянский аристократ Медиоланум

Читать ria.ru в
Милан, пожалуй, можно назвать самым аристократичным городом Италии. Порой кажется, что город и люди, шагающие по его улицам, - это разные понятия, что североитальянский красавец лишь терпеливо смотрит свысока на человеческую суету. Но это не спесь, это, скорее, стыдливость, завуалированная показным высокомерием.

Милан, пожалуй, можно назвать самым аристократичным городом Италии. У жителей страны он ассоциируется с символом прогресса и достатка. И действительно Милан больше похож на европейские столицы, чем на другие итальянские города, здесь не бросается в глаза полусонное спокойствие южных улиц и площадей, а кажется, что все заняты делом — горожане перемещаются со скоростью, близкой к нормальной для делового человека, а не для итальянца.

За столиками открытых кафе отдыхают только туристы, которых, кстати, гораздо меньше, чем во Флоренции или Риме. Разница между приезжими и аборигенами столь отчетлива, что ее замечают даже голуби на Соборной площади. Опытные птицы стаями слетаются к туристам, не обращая внимания на самих миланцев — знают, что от местных корма ждать не приходится, у них и руки-то заняты портфелями и мобильными телефонами.

Порой кажется, что город и люди, шагающие по его улицам, — это разные понятия, что северо-итальянский красавец лишь терпеливо смотрит свысока на человеческую суету. Но это не спесь, это, скорее, стыдливость, завуалированная показным высокомерием.

Краткая летопись Милана

Знаменитый историк Тит Ливий пишет, что Милан был заложен кельтами под предводительством Беловезо в Паданской низменности, на пути, соединяющем Апеннинский полуостров с землями франков. Этот факт подтверждает даже само название города — Mediolanum, где medio — "середина", а plano — "равнина", то есть "стоящий посреди равнины".

Еще в III веке до н.э. римляне обратили внимание на удачное стратегическое положение Медиоланума. Действовали в соответствии со сформулированным еще Юлием Цезарем хрестоматийным принципом "Пришел, увидел, победил", сделав город в 224 году до н.э. важным форпостом для защиты от варварских племен. Местным жителям такая смена власти не понравилась, и они при первой же возможности оказали поддержку войскам Ганнибала, вторгшимся на Апеннинский полуостров со стороны Альп. Но надежды на независимость рухнули вместе с разгромом Карфагена, и уже в 197 году до н.э. римляне вернули утерянное господство.

Процесс превращения кельтского города в римский проходил довольно безболезненно, и вскоре Милан стал административным центром, лежащим по другую сторону реки По. За короткое время политическое и экономическое значение города выросло настолько, что именно здесь император Константин провозгласил в 313 году свой знаменитый эдикт, позволявший свободно исповедовать христианство. После основания Константинополя и разделения Римской империи на Западную и Восточную Милан был объявлен столицей старой, западной части страны. В конце IV века н.э. епископом города был избран Амвросий, прославившийся тем, что мудрыми политическими действиями сумел погасить религиозные распри между верховным духовенством.

После переноса столицы Западной Римской империи в Равенну Милан потерял на время прежне политическое значение, что, естественно, повлекло за собой и ослабление его экономики. С этого момента хозяевами города поочередно становились остготы, лангобарды, франки. После смерти франкского короля Карла Великого для Милана начинается новый период возрождения, во время которого северо-итальянский город завоевывает статус свободной коммуны. Одновременно с обретением свободы будущая столица Ломбардии укрепляет и расширяет сферу влияния, присоединяя к собственным владениям города Комо, Лоду, Павию, Пьяченцу и Тортону.

В 1158 году Милан был захвачен войсками Фридриха I Барбароссы. Местные жители оказывали упорное сопротивление очередным захватчикам, но к марту 1162 года Фридрих, добивавшийся полной власти на севере Италии, практически сравнял с землей непокорный город. Впрочем, Милан достойно выдержал очередное испытание, и в апреле 1167 года в Понтиде была основана Северная Лига. Этот союз городов во главе с Миланом был призван оказать совместное сопротивление захватчикам. 29 мая 1176 года в битве при Леньяно войска Лиги одержали знаменитую победу, следствием которой стало официальное признание Фридрихом Барбароссой независимости коммун Ломбардии.

Более 130 лет Миланом управляло семейство Висконти, в эти годы город стал столицей достаточно сильного и влиятельного государства, а после того как один из представителей этого клана Джан Галеаццо в 1385 году получил титул герцога, вотчина Висконти стала именоваться Миланским герцогством.

Уникальная коллекция: код да Винчи не на бумаге, а в действии
Уникальная коллекция: код да Винчи не на бумаге, а в действии
Наивысшего расцвета Милан достиг в период правления Лодовико Мороро, который привлек в город многих выдающихся деятелей культуры и искусства того времени. С 1482 по 1499 годы здесь работал Леонардо да Винчи.

В XVI веке вся Италия стала полем битв между европейскими державами. На обладание Миланом более других претендовали Франция и Испания. В конце концов Миланское герцогство оказалось под властью испанцев — это было самое длительное присутствие иноземцев на земле Ломбардии, которое продлилось с 1535 по 1713 годы. После испанцев и вплоть до 1796 года здесь хозяйничали австрийцы, чье господство оборвалось триумфальным явлением Наполеона Бонапарта, провозгласившего Милан столицей Цезальпийской республики, подчиненной Франции, но имеющей права на развитие собственной политики и культуры. Со временем, после пресечения очередной попытки австрийцев вернуть себе земли на севере Италии, Бонапарт предоставил республике статус национальной — единственной среди всех итальянских государств.

После падения империи Наполеона, Ломбардия вновь была присоединена к Австрийской империи. В середине XIX века одно за другим вспыхивают восстания против иноземного господства. 8 июля 1959 года король Италии Витторио-Эмануэле II и французский король Наполеон III с триумфом вошли в столицу Ломбардии, это означало, что отныне миланские земли стали частью нового итальянского королевства.

Готика по-итальянски

Не будет преувеличением сказать, что самым прекрасным и значительным памятником города является Дуомо — Миланский собор. Холодная, возвышенная готика, покорившая практически всю Европу, плохо приживалась на теплой итальянской земле. Так что Миланский собор остается практически единственным примером этого стиля на Апеннинах, полностью соответствующим всем готическим канонам.

За два года до начала строительства Дуомо миланские земли получили статус герцогства, поэтому столичному городу такого ранга полагалось иметь соответствующее церковное сооружение. В 1387 году архиепископ Антонио да Салуццо повелел начать возведение собора, посвященного Деве Марии Рождающейся (Санта-Мария-Наченте), на месте церкви Санта-Мария-Маджоре, построенной в XI веке.

Автором проекта и первым строителем Дуомо выступил Симоне де Орсениго вместе с группой мастеров из Кампионе. За более чем пять веков строительства сменилось огромное количество архитекторов и скульпторов, но идея, заложенная первым мастером, во многом осталась неизмененной. Свою лепту внесли итальянские, немецкие и французские зодчие, но, безусловно, решающее слово оставалось за местными архитекторами. Когда известный французский мастер Жан Миньо начал критиковать сооружение, то встретил решительный отпор со стороны итальянских зодчих Бернардо да Венеция и Бертолино да Новара и вскоре был отстранен от работ. После этого случая над Миланским собором трудились только итальянцы.

Дуомо, несмотря на обилие изящных деталей, представляет собой удивительно гармоничное сооружение, что весьма характерно для французской готики, однако классические схемы в итальянском исполнении претерпели значительные изменения, во многом утратив характерные черты французской архитектуры. Италию, а затем и всю Европу уже покорил новый стиль Возрождения, его сменило очередное направление в искусстве — барокко. Мода менялась, а зодчие Миланского собора неуклонно придерживались готического направления. Строительство Дуомо было закончено только в конце XIX века.

Символ объединения Италии

Прямо от Соборной площади начинается знаменитая галерея, названная в честь первого короля объединенной Италии Витторио-Эмануэле II. Она была построена между 1865 и 1977 годами как символ единства страны, второе подобное сооружение — галерея Умберто — находится в Неаполе. Миланский пассаж стоил жизни своему создателю Джузеппе Монгони, который сорвался со строительных лесов во время работ.

В плане галерея представляет собой крест, увенчанный многогранным куполом из металла и стекла. Пройдя по ней от Соборной площади до конца, попадаешь на пьяцца делла Скала перед знаменитым оперным театром.

Резиденция великого Сфорца

Если от Дуомо прогуляться по улице Данте, то в конце этого короткого маршрута попадаешь непосредственно к стенам легендарного Кастелло-Сфорцеско. Начало его строительства, вероятно, относится к середине XIV века, когда Галеаццо II Висконти приказал возвести замок рядом с городскими стенами. Имя первого архитектора затерялось в веках, но известно, что над созданием и украшением кастелло в разное время трудились такие мастера, как Филиппо Брунеллески, Джованни да Милано, Филарет, Гадио да Кремона и др.

Уже к XV веку замок по праву считался самым роскошным в северной Италии. Но своего настоящего великолепия он достиг при Лодовико Моро, который пригласил в качестве архитекторов Донато Браманте и Леонардо да Винчи.

У замка, названного именем одного из владельцев Франческо Сфорца, была нелегкая судьба: он был и тюрьмой, и оборонительным сооружением, и резиденцией великих герцогов Милана, его разрушали и бомбили, достраивали и восстанавливали. В конце XIX века крепость дошла до такого состояния, что городские власти стали серьезно подумывать о полном ее сносе, но, к счастью, Историческое общество Ломбардии запретило трогать "сердце Милана".

© Фото : Общественное достояние"Тайная вечеря"
Тайная вечеря

Где искать "Тайную вечерю"

Неподалеку от замка Сфорца, на развилке улиц Алеманья и Боккачио стоит церковь Санта-Мария делле Грацие — яркий пример зодчества переходного периода между готикой и Ренессансом. Это сооружение, возводившееся в 1466-1490 годах, являет собой результат удачного сочетания тосканских и ломбардских архитектурных традиций. В 1492 году, то есть сразу после окончания строительства, новый синьор Милана Лодовико Моро задумал полностью переделать новую церковь и с этой целью назначил главным архитектором Донато Браманте. Строительные работы были завершены в 1497 году, когда Лодовико перезахоронил там останки своей жены Беатриче д'Эсте.

Незадолго до окончания второго этапа строительства, в 1496 году синьор Моро поручил Леонардо да Винчи роспись внутренней часть церкви и прилегающего к ней монастыря с трапезной. История создания "Тайной вечери" окружена множеством догадок и вопросов, ходит немало рассказов о том, как Леонардо создавал это произведение. Неутомимый экспериментатор, к сожалению, использовал нетрадиционную технику, он писал не маслом, а темперой на двухслойном гипсовом основании. Время достаточно быстро показало, как ошибся великий маэстро, — уже в 1568 году Вазари увидел вместо прекрасной фрески "тусклое пятно".

Благодаря усилиям реставраторов мы с вами еще имеем возможность оценить это гибнущее произведение, но есть надежда, что и наши потомки смогут увидеть творение Леонардо на стене трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие.

Сколько бы ни писали о столице Ломбардии, Милан открывается каждому путешественнику с особой стороны, словно это не один населенный пункт, а бесконечное множество городов, отраженных в глазах всякого, кто пожелает его увидеть.

Ирина Нехорошкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала