Автомобиль ГАЗ М-20 "Победа"

© РИА Новости / Павел ЛисицынПерейти в фотобанкАвтомобиль ГАЗ М-20 Победа во время старта мотопробега Марш знамени Победы в Екатеринбурге. АрхивАвтомобиль ГАЗ М-20 Победа во время старта мотопробега Марш знамени Победы в Екатеринбурге. Архив

ГАЗ М-20 "Победа" — первый советский послевоенный легковой автомобиль, выпускавшийся в период с 1946 года по 1958 год Государственным автозаводом имени Молотова (с 1957 года — Горьковский автомобильный завод).

"Победа" отечественного автопрома. Автомобиль ГАЗ-М-20 в архивных кадрах

В "Победе" были воплощены передовые технологические, дизайнерские и эксплуатационные решения. ГАЗ М-20 стал знаменит, прежде всего, благодаря оригинальной форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое сопротивление. Дизайн машины открывал новую тенденцию в тогдашней автомобильной моде, подхваченной в последующие два-три года многими мировыми автопроизводителями. "Победа" стала первым советским автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом "бескрылой" формы. Машину также отличали независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, навеска дверей на передних петлях, V-образное лобовое стекло. В комфортабельном салоне с отопителем свободно размещались пять человек. Для обеспечения дополнительного комфорта все "Победы" комплектовали радиоприемниками.

Именно на этих автомобилях впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы.

Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля завод в Горьком (ныне — Нижний Новгород) получил в декабре 1941 года. Требовалась замена знаменитой довоенной "эмке" ГАЗ М-1.

Работы возглавил создатель "эмки", главный конструктор завода Андрей Липгарт (1898-1980). В начале февраля 1943 года на совещании в Москве он представил несколько перспективных моделей, в том числе, автомобиль с рабочим названием ГАЗ-25 "Родина". В ноябре 1944 года начались испытания его опытного образца.

Машина выглядела очень современно и динамично, сильный наклон лобовых V-образных стекол усиливал эффект. Художник Вениамин Самойлов переосмыслил кузов трофейного Opel Kapitän и создал обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами, получившую название fastback: седан с плавно нисходящей линией крыши и багажником, совмещенным с салоном по форме, но изолированным по компоновке. Форма была не только красивой, но и практичной: колеса не выступали за крылья, и даже на грязных грунтовых дорогах кузов оставался сравнительно чистым.

19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы, машину показали в Кремле, и 26 августа вышло постановление Государственного комитета обороны о серийном выпуске нового автомобиля "Победа" с 28 июня 1946 года.

Поначалу машины делались практически вручную, до конца 1946 года собрали всего 23 штуки. Конструкцию постоянно модернизировали, например, внедрили новые сплошные колесные диски. 28 апреля 1947 года серийный образец был запущен в массовое производство. Однако спешка дала себя знать. Уже в октябре 1948 года выпуск "Побед" был остановлен из-за жалоб. Основная масса машин попала к чиновникам и военным высокого ранга, и им новинка не понравилась из-за тесноты, слабой динамики и частого заводского брака. В салон проникала пыль и дождевая вода. Автомобиль плохо разгонялся и расходовал много топлива. Низкий потолок не позволял человеку даже среднего роста сидеть в шляпе или шапке, не говоря о полковничьих папахах.

В итоге "Победе" усилили кузов, установили уплотнители и печку, модернизировали карбюратор. Пухлые подушки диванов были срезаны на пять сантиметров по высоте. После новой демонстрации в Кремле в июне 1949 года доработанная "Победа" с 1 ноября пошла на конвейер.

При этом процесс усовершенствования машины не прекращался. В 1950 году она получила коробку передач с синхронизатором, а рычаг переключения скоростей был перенесен с пола на рулевую колонку. Появились модификации: модель М-20А стала первой, массово поступившей на службу в такси. От базовой "Победы" она отличалась обивкой сидений, наличием таксометра и комплектацией салона. Внешние атрибуты такси — "шашечки" по бортам и зеленый световой сигнал свободной машины — впервые появились именно на "Победах".

С 1949 года до 1953 года выпускалась также модель ГАЗ М-20Б с открытым кузовом (кабриолет), сегодня считающаяся величайшим раритетом.

В начале 1950-х годов "Победы" появились на дорогах Западной Европы — первыми на них стали ездить офицеры, работавшие в Союзнической миссии в Вене. Машина с успехом экспонировалась на международных выставках и ярмарках. В 1951 году в Польше наладили выпуск точной копии "Победы" под маркой "Варшава". Начался экспорт автомобилей, поначалу в страны социалистического лагеря.

К 1955 году, когда на смену "Победе" второй серии пришла новая модель, было выпущено порядка 160 тысяч автомобилей.

В ходе модернизации 1955 года "Победа" получила новую облицовку радиатора, более привлекательную обивку салона, новое рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала и радиоприемник с антенной над лобовым стеклом. Была в очередной раз увеличена мощность двигателя — до 55 лошадиных сил. Автомобилю присвоили индекс М-20В.

В том же 1955 году с освоением целинных земель стали выпускать полноприводную модификацию машины М-72.

По сути, "Победа" стала первым массовым советским автомобилем, появившимся в открытой продаже. В дальнейшем, при цене в 16 тысяч рублей, она заняла нишу между "Москвичом" (9 тысяч) и представительским ГАЗ-12 ЗиМ (40 тысяч).

Производство "Побед" прекратилось 31 июля 1958 года.

Всего их было выпущено 235 тысяч 999 штук (в том числе, 14222 кабриолета и 37492 такси).

На смену "Победе" пришла ставшая не менее знаменитой "Волга" ГАЗ М-21.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Справки
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена