Финансовый кризис в Греции

Ситуация в Греции. Архивное фото
Подробно о финансовом кризисе в Греции читайте в справке РИА Новости.

23 апреля 2010 года Греция официально обратилась за финансовой поддержкой к Евросоюзу и Международному валютному фонду, так как страна была не в состоянии самостоятельно справиться со своими долгами.

Совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро, причем только в 2009 году страна одолжила около 80 миллиардов евро, или 30% ВВП.

Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 13,6% ВВП.

2 мая 2010 года министры финансов 16 стран еврозоны на внеочередной встрече в Брюсселе утвердили пакет финансовой помощи Греции со стороны ЕС и МВФ в размере 110 миллиардов евро. 80 миллиардов из них взял на себя Евросоюз, в том числе около 22 миллиардов – Германия, крупнейшая экономика еврозоны. Принято решение, что кредиты стран-членов зоны евро будут носить двусторонний характер.

В свою очередь, греческое правительство взяло на себя обязательство добиться за три года сокращения государственных расходов на 30 миллиардов евро.

Помощь Греции МВФ и ЕС выделили на пять лет, с предоставлением кредитов в течение 3,5 лет под льготные 5% годовых и последующей их выплатой в 2014 и 2015 годах.

В марте 2011 года власти ЕС решили продлить срок погашения Грецией финподдержки до семи лет и сократить процентную ставку на один пункт.

Кредиты финподдержки предоставлялись Греции траншами. Ежеквартально, прежде чем дать одобрение на очередную порцию средств, миссия "тройки" посещала Афины и оценивала успехи властей в проведении программы "затягивания поясов". Эксперты давали свое заключение, на основании которого Еврогруппа (министры финансов стран еврозоны) и МВФ принимали решение о предоставлении кредитов.

Взамен на финансовую помощь Греция обязалась проводить жесткую политику экономии государственных средств, поставив перед собой цели по ряду макроэкономических показателей. Главным условием было сокращение бюджетного дефицита.

По итогам 2010 года Греция не вполне уложилась в рамки бюджетного дефицита, который составил 23,1 миллиарда евро против 21,9 миллиарда, запланированных в меморандуме с кредиторами. Вместе с тем, по сравнению с показателем 2009 года в 36,2 миллиарда евро дефицит сократился почти на 64%.

Дефицит удалось сократить за счет урезания госрасходов, включая зарплаты и пенсии, а также за счет небольшого роста собираемости налогов.

В середине 2011 года власти страны приняли дополнительный план сокращения расходов на 28 миллиардов евро до 2015 года, а также в разы увеличили план по приватизации – до 50 миллиардов евро. Реализация правительством страны жестких мер экономии и программы приватизации ряда государственных предприятий сопровождалась с весны 2010 года забастовками и массовыми демонстрациями.

С весны 2010 года Греция добилась успеха в сокращении расходов и бюджетного дефицита, но это привело к падению ВВП и росту долга по отношению к экономике: последний показатель составлял около 190% ВВП. Кроме того, она не смогла вернуться на рынки долгосрочных и среднесрочных заимствований, что повлекло необходимость предоставления стране второго пакета внешней помощи.

Внеочередной саммит лидеров региона единой европейской валюты 21 июля 2011 года одобрил этот пакет на сумму около 160 миллиардов евро, из которых 109 миллиардов евро планировалось предоставить из официальных источников, а оставшиеся деньги должны были внести частные инвесторы за счет добровольной пролонгации долгов страны. Было разработано четыре вида пролонгации ее облигаций, которые были предложены инвесторам. Они заключались в обмене обязательств Греции с приближающимися сроками погашения на более долгосрочные бонды (до 30 лет) с разными вариантами ставок (от 4% до 6,8%). Причем повышенные ставки предлагались при обмене бумаг с дисконтом – по 80% от номинала. Этот план предполагал списание частными инвесторами примерно 21% долгов Греции. Однако процесс добровольного вовлечения частных инвесторов затянулся. Ухудшившаяся с лета ситуация в Греции сделала очевидным необходимость увеличения объема списаний долга.

В конце февраля 2012 года международные кредиторы в лице ЕЦБ, ЕК и МВФ договорились выделить стране второй пакет финпомощи в размере 130 миллиардов евро.

Кроме того, была достигнута договоренность с частными кредиторами о списании находящихся на их балансах долгов страны объемом в 100 миллиардов долларов.

Кредитное соглашение с Евросоюзом предполагало серьезное сокращение расходов бюджета страны. В 2012 году дополнительное снижение расходов должно было составить 3,3 миллиарда евро, или 1,5% ВВП. Крупнейшая статья сокращений — лекарства для государственных больниц, примерно один миллиард евро. Минимальная заработная плата, составлявшая 750 евро, была сокращена более чем на 22%. В течение четырех лет Греция должна была уволить 150 тысяч госслужащих, при этом в стране безработица превышала 20%, или один миллион человек, а падение ВВП в 2011 году оценивается минимум в 6,5%.

Не менее ста тысяч греков вышли протестовать против сопровождающих кредиты мер экономии, в Афинах и других городах произошли массовые беспорядки, поджоги и грабежи.

В июле 2013 года парламент Греции принял дополнительные меры экономии, предусматривающие помимо увольнений сокращение дефицита бюджета, изменения в налоговой сфере, в системе муниципальных служб и образования.

Во время голосования возле здания парламента проходил многотысячный митинг, в котором участвовали учителя, школьные охранники, муниципальные полицейские, служащие местных органов власти и безработные.

Второй пакет помощи Греции должен был истечь 28 февраля 2015 года.

20 февраля Еврогруппа достигла соглашения продлить кредитную программу для Греции на четыре месяца в обмен на реформы. Греция со своей стороны обещала сближение с нормами Евросоюза в банковской, налоговой и других сферах. План по оказанию помощи стране был продлен до 30 июня.

По двум программам помощи Греция получила от кредиторов 240 миллиардов евро и ее долг превысил 320 миллиардов, обслуживать который страна не в состоянии.

В 2015 году Греции необходимо выплатить кредиторам в общей сложности 22,5 миллиарда евро. Из них на долю выплат по кредитам МВФ приходится 8,7 миллиарда евро, еще 6,7 миллиарда евро – выплаты по долгам перед Европейской комиссией.

В настоящее время Греция ведет переговоры с ЕС и МВФ об урегулировании долга.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Справки

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.