Десять основных положений нового закона об образовании

Законопроект об образовании (47)
В классе. Архив

Новый закон "Об образовании в РФ" вступает в силу с 1 сентября. Он заменит два базовых закона — "Об образовании" (1992 год) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 год). Работа над проектом закона началась еще в 2009 году, и все это время не утихали споры как в политическом и профессиональном сообществах, так и среди граждан. Корреспонденты редакции "Общество" РИА Новости выбрали 10 принципиальных положений нового документа.

1. Школьное образование остается бесплатным

Школа. Архив
Правительство утвердило правила оказания платных услуг в образовании
По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов

Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.

3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет

Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников

Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования

Дети в детском саду
Рожков: мифы о законе "Об образовании" до сих пор не развенчаны
Дошколка станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы. Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.

6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе

По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся

Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

8. Изменяется система профессионального образования

Студенты в аудитории
Специальности сокращают в классификаторе, а не в вузах
Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным.

9. Учителя получают особый статус

Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года. По документу им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Педагогические работники, которые проживают в сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ. Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

Справки
Обсуждение
6 пользователей оставили 8 комментариев
  • Термин "потребности" означает не только индивидуальные потребности в обучении тому или иному предмету на том или ином уровне. Более широкое и базовое его значение - это система потребностей, начиная с физиологических и кончая духовными. При неудовлетворении низшего уровня потребностей, высшие не формируются. Иными словами, если обучение мешает ребенку спать, есть, двигаться, находиться на свежем воздухе, то обучение тормозится - это психологический закон. И не учет этого закона ведет к провалу в образовании.
    10:09
    26.08.2013
  • "расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ."_______
    1) Средняя заработная плата в субъекте - это на ставку (согласно Росстату)_______ 2) Почему зарплата учителя, работающего в СРЕДНЕМ по РФ 1,377 стаки (рабочая неделя = 49,6 часа) сравнивается со средней зарплатой в субъекте._________3) Врать не надоело?
    16:59
    26.08.2013
  • 11-е положение, сделавшее осуществимой многовековую мечту всех двоечников:
    "Допускается перевод студентов на следующий курс с задолженностями".
    Это положение было введено при 3-м чтении без обсуждения. Любопытно, что при 3-м чтении из проекта выкинули положение "Максимальный размер заработной платы работника образования не ограничивается".
    00:02
    27.08.2013
  • А кто эти заповеди будет исполнять? По данным муниципальных образований Красноярского края на 07.06.2013 в общеобразовательных учреждениях Красноярского края насчитывается 1317 вакансий учителей (в прошлом году около 1000), из них в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, - 839 вакансий, что составляет 64% от общего количества вакансий (более половины учительства края старше 40 лет).

    Наиболее востребованными являются учителя:

    Иностранного языка – 251 вакансия;

    Начальных классов – 200 вакансий;

    Математики – 151;

    Русского языка и литературы – 107;

    Физической культуры – 107;

    Физики – 81;

    Истории – 79;

    Технологии – 65;

    Музыки – 56;

    ОБЖ – 41;

    Информатики – 39;

    Биологии – 38;

    Химии – 36;

    Географии – 31

    Изобразительного искусства – 19;

    и т.д. Я в прошлом году оформила педпенсию, уволилась и работаю индивидуально с детьми (ИП). Зарабатываю в 2 раза больше, а нагрузка уменьшилась раз в 40. Ничем заманить в школу не могут. Я считаю, что сегодня педагогам школ и д\с надо платить от 50.000 руб
    17:14
    28.08.2013
  • 9) Все дошкольное образование, закон сводит к зарплате воспитателей. В экономическом обосновании к записано, что экономия бюджета составит 200млрд. руб. на детях. В то время как на олимпиаду идет 1500 млрд. руб. на чемпионат 1300 млрд. руб. один саммит – 660 млрд. руб.
    01:24
    29.08.2013
  • 13) Это переход на платные детсады. Как говорят депутаты ГД, этот закон на перспективу. Через пару лет мы получим то же, что и в ЖКХ, будем платить не только 100% за детсад, но и 200 и 300 частнику за «дополнительное» образование, а уже вышел закон, что можем платить и за основное образование. «Стандарт» дошкольного образования да же минимума не определяет. Мы теряем последнее завоевание социализма, доступные и бесплатные детсады, то, за что проливали кровь наши деды, в войне с фашистами.
    01:31
    29.08.2013
  • «Дошколка станет первым уровнем в системе непрерывного образования»
    Но почему - то эта ступень становится необязательной. Половина детей России не посещает детсад, это 5 миллионов детей не имеют возможности посещать детсад, и этот закон никак это не оговаривает и не исправляет. Уже 10 лет Президент дает поручения ликвидировать очередь на детсады и ни одно из низ не выполнено! Новое майское поручение Путина по обеспечению всех трехлеток местами в детсаду с 1 января 2016 года так же будет провалено. Для этого надо обеспечить местами 3 млн. детей, по финансированию 1500 млрд. руб. Но правительство выделило на всех всего 50 млрд. руб. и 200 пообещало до 2016 года. В результате в Екатеринбурге в Кировском районе города закрываются все спортзалы, намерены закрыть ясли до 3 лет и дальше уплотнять детсадовские группы. Главный санитарный врач, своим маленьким письмом, сделал санитарные нормы по 2 кв. м. на ребенка РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМИ, главное, что бы во время проверки в группе было не менее 2 кв.м. на ребенка. Главное теперь вовремя открыть форточку! Можно и 30 и 40 детей теперь набить в группу, собрать деньги. Все равно ходить будут 20-25 как по старым санитарным нормам. В Екатеринбурге в год рождается 20 тыс. детей, для обеспечения всех трехлеток в течении четырех детсадовских лет надо 80 тыс. мест. А мест в городе 49 тыс. из них 4 тыс. заняты льготниками до 3 лет. Для трехлеток остается 45 тыс. мест. Следовательно для выполнения майского поручения Путина по детсадам надо ввести 35 тыс. мест, а по Дорожной карте планируется ввод только 17 тыс. мест. Вся очередь на детсады в Екатеринбурге ПОСЛЕ майского распределения по электронной очереди составляет 58 тыс.! А для решения проблемы федеральная власть выделяет крохи, 1,2 млрд. руб. это всего 2,5 тыс. мест! И так во многих городах страны, в том же Новосибирске!
    19:04
    29.08.2013
  • Ученье – свет

    Славно жить на белом свете…Но, толкаясь у крыльца,
    Прибежали в избу дети, второпях зовут отца.
    «Тятя, тятя!» «Что за тема?» Те рыдают и галдят:
    «Снова школьную систему реформировать хотят!»

    «Что, опять?!» «Да в том и дело! В том и горе, что – опять…»
    «Ну, так что ж – пора приспела: сколько ж можно не менять…
    Сколько можно – по старинке, древним дедовским путём…
    Мы же все теперь на рынке – на почти что мировом!

    Не в застое нынче все мы, чтобы так, из года в год,
    По устойчивой системе образовывать народ!
    Мы хотим без выкрутасов, нервотрёпок и потерь:
    Поучились десять классов – пусть одиннадцать теперь.
    А чтоб не разбаловаться, не расслабиться вконец –
    Перейдём и на двенадцать» – отвечает им отец.
    Так с экрана и в газете разъясняют без конца.

    Прибежали в избу дети, второпях зовут отца.
    «Эх, ну что за наказанье! Что опять пугает вас?»
    «Говорят, теперь экзамен ликвидируют как класс!
    Министерство воду мутит, или злая вражья месть,
    Но – ЕГЭ отныне будет выявлять, каков ты есть».

    Тот глядит глазами лоха, и ответ его таков:
    «Ну, ЕГЭ – не так уж плохо. Где ж тут происки врагов?
    Ты раскрытыми глазами в ситуацию вглядись:
    Раньше был себе экзамен. Хоть ты в доску расшибись,
    Хоть в шпаргалки, хоть в зубрилки, хоть посредством «Отче наш» –
    А порою без бутылки ни за что его не сдашь!

    А дебил, или дебилка, или полный идиот,
    С пятизвёздочной бутылкой – беспрепятственно сдаёт.
    Ведь коррупция заела бюрократию страны.
    А ЕГЭ – другое дело. Там – как в бане, все равны.

    Хочешь быть миллионером прямо на поле чудес –
    Отвечай таким манером: «Эта буква в слове есть».
    Знанья – тоже расчудесно, только это – так, слова.
    Тут же просто всё и честно, не нужна и голова.

    Ни смекалка, ни таланты не влияют здесь никак.
    Но кладут уже на лапу не какой-нибудь коньяк.
    Но кладут на это место не коробочку конфет –
    Чтобы выведать на тесты самый правильный ответ.

    Очень ценная реформа. Ясно разница видна:
    Поменяли вроде форму – увеличилась цена.
    Будут и жених невесту, и невеста жениха
    Выбирать согласно тесту. И не надо «ха-ха-ха»!
    Ведь наверно ж не верблюды правят нашею страной…
    Там сидят такие люди – не глупее нас с тобой!
    Там сидят не на диете – но и пашут, как Толстой.

    Прибегают в избу дети: «Тятя, лучше б уж застой!
    Ни ученья, ни покоя в просвещенье на Руси …
    Намудрят опять такое, что – святых хоть выноси!»

    «Ну и что тут за проблема? Нет проблемы никакой.
    Мы живем в такое время, что не снится нам покой.
    Глупо праздновать победу, не умнее и рыдать:
    В понедельник или среду всё изменится опять.
    Классов много будет. Мало. Поотменят их совсем…
    Было пять привычных баллов – станет девять, двадцать семь…

    Совершенствуй год от года свой закон из года в год –
    Вот и выйдет из народа образованный народ.
    А останется в народе исключительно одно:
    Управляемое вроде, и удобное… население».

    Прибежали в избу дети, второпях зовут отца…
    Славно жить на белом свете.
    Ламца-дрица, гоп-ца-ца.

    Виссарион Брыков
    15:28
    30.08.2013





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.