Программа космических исследований Вояджер

Зонд "Вояджер-1" покинул Солнечную систему (8)
Вояджеры у границы Солнечной системы. Архив
Межпланетный зонд НАСА "Вояджер-1", запущенный 35 лет назад, пересек границу гелиосферы и стал первым в истории искусственным объектом, покинувшим Солнечную систему.

Вояджер (Voyager) — программа космических исследований по изучению Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, в которой участвовали два беспилотных космических зонда, "Вояджер-1" и "Вояджер-2", запущенные в 1977 году с промежутком в 16 дней с космодрома имени Кеннеди (мыс Канаверал, Флорида, США). В 1979 году они передали на землю ценнейшие снимки Юпитера с близкого расстояния. Затем зонды пролетели мимо Сатурна и сфотографировали структуру его колец.

Межпланетный зонд НАСА Вояджер-1
Космический зонд впервые в истории вышел за пределы Солнечной системы
Для осуществления этой миссии корабли были построены с расчетом на 5 лет работы. Но в процессе полета, когда планируемые цели были достигнуты, выяснилось, что возможен пролет вблизи еще двух далеких планет-гигантов — Урана и Нептуна. Летом 1989 года "Вояджер-1" стал первый космическим аппаратом, исследовавшим данную планету. Voyager 2 прошел в 4950 км над северным полюсом Нептуна. Он обследовал его "старые" луны Тритон и Нереиду и добавил к списку его спутников еще шесть (диаметром от 400 до 50 км). Он заметил также, что Нептун окружен тройкой совсем разреженных колец, и зафиксировал на Тритоне мощные газовые гейзеры высотой в несколько километров.

Пока корабли летели через Солнечную систему, многие их функции были перепрограммированы, так что "Вояджеры" стали обладать большими ресурсами, чем те с которыми они стартовали. Пятилетний срок службы растянулся на 12 лет и более. В результате были исследованы все планеты-гиганты Солнечной системы, 48 их спутников, системы их колец, их магнитные поля.

Цена проекта, включая запуск, управление полетом и ядерные батареи, поставленные министерством энергетики США составила 865 миллионов долларов. Дополнительные 30 миллионов были выделены на Межзвездную миссию — продолжение полета за пределы Солнечной системы. В 1990 году программа полета "близнецов" получила название "Межзвездная миссия Вояджеров". Была поставлена задача расширения исследований НАСА в Солнечной системе за пределы окрестности внешних планет, на внешних границах сферы влияния Солнца и за его пределами. Расширенная миссия продолжила изучение внешней среды солнечной системы и была нацелена достичь гелиопазы — условной границы Солнечной системы.

В 1993 году команда миссии Voyager приступила к широкому сканированию неба с использованием ультрафиолетовых спектрографов на борту двух аппаратов. После тщательного анализа данных от десяти лет измерений на "Вояджере-1" и пяти лет сканирования на "Вояджере-2", ученым удалось выявить рассеянное излучение с линиями Ly? от Млечного Пути. При этом пики таких выбросов совпали с районами звездообразования, выявленными другими методами.

Зонд "Вояджер-2"

В 1998 году "Вояджер-1" обогнал "Пионер-10" и стал наиболее удаленным земным зондом, уходящим из Солнечной системы.

Межпланетный зонд Вояджер-1
"Вояджер-1" обнаружил "ямы" и "холмы" на границе Солнечной системы
5 ноября 2003 года "Вояджер-1" находился уже на расстоянии 13,5 миллиарда километров от Солнца, продолжая осуществлять измерения параметров так называемого "солнечного ветра" на столь большом удалении от его источника.

10 декабря 2007 NASA сообщило о новых результатах анализа данных, присланных "Вояджером". На определенном расстоянии скорость солнечного ветра резко падает и перестает быть сверхзвуковой. Область, в которой это происходит, называется границей ударной волны. "Вояджер-2" подтвердил, что гелиосфера — не идеальный шар, она сплющена: ее южная граница находится ближе к Солнцу, чем северная.

22 апреля 2010 года "Вояджер-2" начал испытывать проблемы с передачей научной информации: из-за сбоя ученые не могли расшифровать данные. Аппарат перевели в режим, в котором он стал передавать информацию только о своем состоянии.

Дальнейшая диагностика показала, что источник проблем находился в одной из ячеек памяти бортового компьютера: значение в ячейке изменилось с нуля на единицу. Команда инженеров проекта отправила на аппарат команды перезагрузки, и после подтверждения нормальной работы бортового компьютера "Вояджер-2" переключили в обычный режим.

В декабре 2011 года зонд "Вояджер-1" проник в новую, ранее неизвестную область в пограничной зоне между нашей планетной системой и межзвездным пространством.

Данные, полученные с "Вояджера", свидетельствовали о том, что эта область представляет собой своего рода космическое чистилище: здесь поток исходящих от Солнца заряженных частиц успокаивается, магнитное поле Солнечной системы нарастает, и частицы высоких энергий готовятся "утечь" в межзвездное пространство".

Магнитная "автотрасса" на краю Солнечной системы

25 августа 2012 года зонд, который находился на тот момент на расстоянии 121,7 астрономической единицы (средних радиусов земной орбиты) от Солнца, "почувствовал" резкие изменения в потоке космических лучей разного происхождения. В течение нескольких дней поток протонов и альфа-частиц с энергиями 1,9-2,7 мегаэлектронвольт, исходящих от Солнца, сократился примерно в 300-500 раз. При этом интенсивность галактических космических лучей выросла вдвое. 4 декабря 2012 года Зонд "Вояджер-1" вошел в новый регион — магнитную "скоростную автотрассу" для заряженных частиц на окраине Солнечной системы, за которой находится межзвездная среда. Данные о магнитном поле, полученные аппаратом указывали, что магнитное поле усилилось, но направление магнитных силовых линий не изменилось.

20 марта 2013 года межпланетный зонд НАСА "Вояджер-1", пересек границу гелиосферы и стал первым в истории искусственным объектом, покинувшим Солнечную систему.

Границей Солнечной системы считается так называемая гелиосфера — "пузырь", заполненный солнечным ветром. За его пределами начинается межзвездное пространство, свойство которого уже не зависит ни от магнитного поля, ни от потока заряженных частиц, исходящих от Солнца.

На борту "Вояджера" находится золотая пластинка, представляющая собой покрытый золотом для предохранения от эрозии под действием космической пыли информационный диск с записью звуков и изображений, выбранных для демонстрации разнообразия жизни и культуры на планете Земля.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Справки
  • А внешнюю границу облака Оорта, на которой находится сфера Хилла гравитационная граница Солнечной системы "Вояджер-1", ещё не покинул и поэтому он находится в Солнечной системе.
    20.03.2013
  • На борту "Вояджера" находится золотая пластинка, представляющая собой покрытый золотом для предохранения от эрозии под действием космической пыли информационный диск с записью звуков и изображений, выбранных для демонстрации разнообразия жизни и культуры на планете Земля.

Вы сами-то понимаете, что написали?.. Что-то типа "масло масляное"...

РИА Новости ria.ru/spravka/20130320/928249450.html#ixzz2O6vbXgp0
    20.03.2013
  • arhontt, Думаю, до границ облака Оорта аппараты долетят ещё не скоро. Если 121 а.е. зонд преодолел за 35 лет, то на 100 тысяч а.е он удалится через 28 тысячелетий. То есть практически никогда зонды не улетят из Солнечной системы
    20.03.2013
  • как-то не внимательно вы читаете инфу, ребята., облако Оорта вообще "существует" Гипотетически!, а границы солнечной системы определяются влиянием солнечного ветра, и если давление этого ветра упало до нуля а возросло давление из вне, из Межгалактического пространства, то это и считается границей нашей галактики!
    Единственное замечание автору это, на последней, 5й фотке, аж коробит от тупости, Автотрасса! т.е. авто дорога! на границе галактик! ну ничего себе додуматься...
    21.03.2013
  • arhontt в ответ пользователю shurili50(показатьскрыть)
    shurili50, так может и гравитации не существует?!
    21.03.2013
  • пжлста!, поговорим о "пустом", о гравитации то-бишь, что вы имеете в виду когда говорите о Гравитации? это к тому что мы говорим об одном и том-же..
    21.03.2013
  • сч. поздновато о пустом, если коротко, объясняю!, гравитация на Земле это одно!, гравитация на Луне это другое, если вы находитесь между Луной и Землёй, то на вас будет Влиять Гравитация того объекта к которому вы будете ближе! а вот то что вы хотите назвать гравитацией нашей Галактики то это вообще не постоянная экспонента по ОПРЕДЕЛЕНИЮ!
    21.03.2013
  • и на самом деле, во всех СМИ, речь-то идёт не о пересечении границ Гравитации! Гравитация между Галактиками это дело №2! сейчас обсуждается "вещество", "субстанция", того что находится между Галактиками!, а там его "видать" не мало!, если прёт давлением на наш солнечный ветер., везде-же пишут!, наша, думаю и все другие Галактики как в "пузыре", а за "оболочкой", за границей "пузыря", меж Галактическое что-то!, воот наш (земной) металлолом в это что-то того гляди и влетит! воот тут-то и начнётся!!! согласись!?
    21.03.2013
  • Николай Т в ответ пользователю shurili50(показатьскрыть)
    shurili50, Насчет межГаллактического вы погорячились
  • shurili50 в ответ пользователю Николай Т(показатьскрыть)
    Николай Т, не пойму.., то-ли вы лауреат Нобелевки, но похоже подпольный, или что-то вроде того, поскольку не предъявили оснований, или доказательств к своим словам о моём "погорячились", и В чём собственно моя "горячка" если я попытался объяснить непонятному "arhontt"-У, видать уже в инопланетянина "записался", о его неполном и поэтому Недостоверном комменте о Оорте!?причём обсуждается инфа только из СМИ! и если и вам не понятна моя реплика о меж Галактическом чего-то, то прочитаййте внимательней те-же СМИ!, там хоть как-то обосновано простое!, солнечный ветер вместо того чтобы улетать, пусть разряжаясь, в каком-то месте резко пропадает иии.., вот дальше непонятно!, то-ли меняет своё направление отталкиваясь от действия чего-то снаружи, причём, солнечный ветер нам как-бы "виден"!, а противодействующая сила Не "видна"! но это не значит что её нет! исследуют!, воот и всё что пишут в обсуждаемом нами СМИ!, Николай Т, спасибо хоть обозначились по русски!
    23.03.2013
  • shurili50 в ответ пользователю Николай Т(показатьскрыть)
    и не посчитайте про Нобелевку за оскорбление!, речь в общем-то идёт не о меж Галактическом веществе как об атомах или тем более молекулах, их там и на самом деле нет, речь о полях о которых мы не в теме!, но пользуемся!, до сих пор ни кто на Планете не знает что такое, откуда берётся, и куда пропадает, Магнитное поле, а уж про прочие поля тем более!, а уж поле меж Галактическое..! вот и подумалось про старого Нобеля.., и кто тогда между нами "горячится"!?
    23.03.2013
  • Николай Т в ответ пользователю shurili50(показатьскрыть)
    shurili50, Я это к тому что вы вероятно имели ввиду межзвёздное пространство, ничего более...
    25.03.2013
  • shurili50 в ответ пользователю Николай Т(показатьскрыть)
    Николай Т, межзвёздное пространство наполнено, помимо всяко-разно, в том числе межзВ., "солнечным ветром", и когда солнечный ветер во что-то "упирается", уже межгалактическое, и меняет, или не меняет своё направление, или скачкообразно пропадает, вот этот момент и исследуют...
    25.03.2013
  • 35 лет. Вот это надежность!
    26.03.2013
  • О чем спорите, народ? Разве дело в том, где находится граница? ЭТО Первый искусственный аппарат ушедший к звездам. Причем изготовленный много лет назад и проработавший на отлично. Учиться этому надо, вот что я скажу.. А вот сейчас мы и спутник на орбиту запустить не можем с первой попытки.
    13.09.2013