Сергей Сергеевич Прокофьев. Биографическая справка

Композитор Сергей Прокофьев
23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.

Русский композитор, пианист и дирижер, Народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Фрагмент из балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Архивные кадры

Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством начались занятия музыкой, когда мальчику не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинения музыки.

В 6 лет он сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в 9-10 лет сочинил и записал оперы "Великан" и "На пустынных островах". В 11 лет мальчик был представлен музыканту и педагогу Сергею Танееву, который признал у него музыкальный талант и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. В течение летних месяцев 1902-1903 гг. Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, который тогда только что окончил Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям, юный композитор сочинил оперу "Пир во время чумы", симфонию и еще несколько пьес. 

В 1904 г. в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Николай Черепнин (дирижирование), Анна Есипова (фортепиано), Язеп Витол (музыкально-теоретические дисциплины) и другие.

Авторский концерт композитора Сергея Прокофьева. 1927 год

В 1909 г. Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 г. - по классу фортепиано.

Еще в годы учебы в консерватории он начал концертную деятельность. Его первое публичное выступление как пианиста с исполнением собственных произведений состоялось в декабре 1908 г. В 1914 г., уже оканчивая консерваторию, он сыграл с оркестром свой "Первый фортепианный концерт" и получил почетную премию имени Антона  Рубинштейна.

Становление Прокофьева как композитора протекало в сложной обстановке, когда во всех областях искусства происходили поиски новых тем и форм, появлялись новые течения. До 1914 г. Сергей Прокофьев был близок раннему  русскому авангарду, что заметно по его произведениям консерваторского периода - "Отчаяние", "Наваждение", "Токката", Соната № 2 для фортепиано (все - 1912 г.), Концерт  для фортепиано с оркестром (1912, 1913), фортепианный цикл "Сарказмы" (1914).

Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым. Критики называли его "музыкальным футуристом".

Фрагмент из балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок". Архивные кадры

С 1914 г. Прокофьев много ездил по миру, посетил Францию, Испанию, Англию, Америку, Японию, Кубу, где давал много концертов, исполняя собственную музыку. Помимо фортепианной музыки Прокофьев исполнял и оперы, дирижируя оркестрами разных театров.

Произведения, написанные им в 1913-1918 гг. охватывают почти все жанры. В эти годы композитором созданы оперы "Маддалена" (1913) и "Игрок" по Федору Достоевскому (1915-1916), сказка "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914), оркестровая "Скифская сюита" (1914-1915), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), хоровые и камерно-вокальные сочинения - романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и др.

События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. С 1918 по 1936  гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер).

В 1921 г. в Чикагском театре состоялась премьера его оперы "Любовь к трем апельсинам". В Париже антреприза Сергея Дягилева "Русский балет" поставила его балеты "Стальной скок" (1927) и "Блудный сын" (1928). В 1925-1931 гг. появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 1930 г. им написана опера "Семен Котко" по повести Валентина Катаева  "Я сын трудового народа", а также балет "На Днепре" для театра "Гранд-Опера".

Два раза Сергей Прокофьев приезжал в Россию с концертами. Первый приезд состоялся в 1927 г., второй - в 1929 г.

В 1933 г. Прокофьев окончательно вернулся в Россию.  В том же году он написал музыку к постановке "Египетские ночи" в Московском Камерном театре.

С 1933 г. он в течение нескольких лет вел  занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.

В 1930-е гг. Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936). В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода - балеты "Ромео и Джульетта" (1935) и "Золушка" (1944); музыка к кинофильмам "Поручик Киже" (1934), "Александр Невский" (1938, в 1939 г. на основе музыки к этому фильму Сергей Прокофьев создал монументальную кантату "Александр Невский"), и "Иван Грозный" (1945, после смерти Прокофьева дирижер Абрам Стасевич объединил наиболее значительные эпизоды музыки в ораторию "Иван Грозный").

Весной 1936 г. Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. Перед Великой Отечественной войной он обратился к народной историко-патриотической теме, сочинив кантату "Здравица" (1939).

Летом 1941 г. Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где им был написан Струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора).

Во время Великой Отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений. Важнейшей работой этих лет стала опера "Война и мир" по роману  Толстого (1941‑1952). После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. Была создана комическая опера "Обручение в монастыре" по комедии Шеридана "Дуэнья", балет "Золушка" (1946) и опера "Повесть о настоящем человеке" по повести Бориса Полевого (1947-1948).

В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за "формалистический" стиль музыки и симпатии к "вырождающемуся" искусству Запада.

В конце 1940-х, начале 1950-х гг. Сергей Прокофьев создал Девятую сонату для фортепиано (1947), Сонату для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническую сюиту "Зимний костер" (1949) и ораторию "На страже мира" на тексты Самуила Маршака (1950), балет "Сказ о каменном цветке" по Павлу Бажову (1948-1950).

За всю свою творческую  деятельность Прокофьев написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.

В 1955-1967 гг. были изданы 20 томов собраний его музыкальных сочинений.

Круг интересов композитора был широк - живопись, литература, философия, кино, шахматы. Сергей Прокофьев был очень талантливым шахматистом, он изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые "девятерные шахматы Прокофьева".

Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г. В том же году  в Москве состоялась презентация полного издания "Дневников" Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 г. наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 год. В СССР и России неоднократно переиздавалась "Автобиография" Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 г.

"Дневники" Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма  "Прокофьев: Неоконченный дневник", снятый канадским  режиссером Иосифом Фейгинбергом.

Музей им. Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).

В ноябре 2009 г. в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве состоялась презентация уникального артефакта, созданного Сергеем Прокофьевым в период с 1916 по 1921 гг. - "Деревянная книга Сергея Прокофьева – симфония родственных душ". Это собрание высказываний выдающихся людей. Решив сделать оригинальной книгу автографов, Прокофьев задавал своим респондентам один и тот же вопрос: "Что вы думаете о солнце?". В небольшом альбоме в переплёте из двух деревянных дощечек с металлической застёжкой и кожаным корешком свои автографы оставили 48 человек: известные художники, музыканты, писатели, близкие друзья и просто знакомые Сергея Прокофьева.

В 1947 г. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР; был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно).

Он был членом Национальной академии "Санта-Чечилия" (Италия, 1934), членом Шведской королевской музыкальной академии (1947).

Сергей Прокофьев  был женат дважды. С первой женой - Каролиной (Линой) Кодиной-Любера (1897-1989) они поженились в 1923 г. В 1948 г. она была  арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима.

В 1956 г. была реабилитирована и вернулась в Москву, позднее она сумела выехать из СССР. За рубежом занималась основанием Фонда Прокофьева, который затем разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева. Умерла в Германии в 1989 г. От этого брака у Прокофьева два сына - Святослав (1924 г.р.) и Олег (1928 г.р.) и внуки.

В 1941 г. Прокофьев ушел от Лины и сыновей к Мире Мендельсон (1915-1968), на которой женился в 1948 г. без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям (Государственному центральному музею музыкальной культуры им. Глинки, Российскому Государственному архиву литературы и искусства и Детской музыкальной школе №1 им. Прокофьева) и его сыновьям. 

Сергей Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 г. в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.

В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор Петрова). В июне 2008 г. был открыт музей-квартира композитора в Камергерском переулке Москвы.

На родине композитора - в селе Красное в 1991 г. была создана мемориальная зона Прокофьева, центральной частью которой стал музей. Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта и рядом с которой покоятся останки его сестер и бабушки, а также воздвигнут памятник работы народного художника Украины Василия Полоника. Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Не одно десятилетие здесь проходит международный фестиваль "Прокофьевская весна", конкурс молодых пианистов "На родине Сергея Прокофьева".

В 1991 г. в ознаменование 100‑летнего юбилея со дня рождения  композитора ЮНЕСКО объявил Годом Прокофьева.

Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти, то есть в 2053 г., будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Справки
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.