Орбитальная станция "Салют-7". Справка

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанкОрбитальная станция Салют-7 с космическим кораблём Союз Т-14 в космосеОрбитальная станция Салют-7 с космическим кораблём Союз Т-14 в космосе

"Салют-7" – советская орбитальная станция, предназначенная для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости. Последняя станция серии "Салют".

Выведена на орбиту 19 апреля 1982 года ракетой-носителем "Протон-К".

Орбитальная станция "Салют-7" состояла из герметичного переходного отсека (ПО), герметичного рабочего отсека (РО), негерметичного агрегатного отсека. РО и ПО – обитаемые отсеки. Со стороны агрегатного отсека имелся третий герметичный обитаемый отсек – промежуточная камера.

Переходной отсек служил для перехода экипажа из транспортного корабля в орбитальную станцию, проведения научных исследований и экспериментов. Из переходного отсека был возможен выход космонавтов в открытый космос через специальный люк, закрываемый герметичной крышкой.

Рабочий отсек находился в средней части корпуса и был предназначен для осуществления основных операций по управлению полетом, научно-технических исследований и экспериментов, для выполнения комплекса физических упражнений, приема пищи, сна, отдыха. Комплектация научного оборудования отсека изменялась в зависимости от программы полета.

Станция была модифицирована по сравнению со своей предшественницей – станцией "Салют-6". "Салют-7" была рассчитана на более длительный период эксплуатации. Ее служебные системы были значительно усовершенствованы: повышена мощность системы энергопитания, стыковочный узел стал более прочным, усилена защита иллюминаторов от ударов микрометеоритов, модернизирована система жизнеобеспечения, значительно улучшились бытовые условия космонавтов. Основные же отличия "Салют-7" от "Салют-6" были связаны с новыми возможностями для проведения научных исследований и ремонта бортового оборудования в полете.

Полет станции продолжался 7 лет 9 месяцев 10 дней. В пилотируемом режиме станция эксплуатировалась более 800 дней. На ее борту работали десять экипажей (21 космонавт), в том числе два международных с участием граждан Франции и Индии. Снабжение станции обеспечили 15 грузовых кораблей "Прогресс".

На "Салюте-7" была осуществлена самая длительная по тому времени 237-суточная экспедиция. Дважды в составе экипажа станции работала Светлана Савицкая, которая первой из женщин-космонавтов совершила выход в открытый космос. В общей сложности космонавты 13 раз работали на внешней поверхности станции, а космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев впервые в мировой космонавтике дважды осуществили межорбитальный перелет с одной станции на другую. Сначала они летали на "Мире". Затем перелетели на "Салют-7", проработали там 50 суток и снова возвратились на "Мир".

В ходе эксплуатации "Салюта-7" на его борту было выполнено более 2500 геофизических, технических, астрофизических, медико-биологических и технологических экспериментов. В работах использовалось 175 наименований научной аппаратуры и оборудования. На Землю были доставлены материалы с результатами экспериментов и исследований общей массой более 500 килограммов.

11 февраля 1985 года на беспилотном участке полета станции из-за выхода из строя системы командного управления и ошибки оператора ЦУП была потеряна связь с ней, в результате чего из-за невозможности вмешаться с Земли в работу автоматики нарушился режим подзаряда буферных батарей, система обесточилась и станция полностью вышла из строя.

Для выполнения работы по восстановлению станции 6 июня 1985 года на орбиту была направлена специальная экспедиция – космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных на корабле "Союз Т-13". "Союз Т-13" с помощью целеуказаний с Земли и ручного управления сблизился со станцией, состыковался с ней как с некооперируемым объектом. После проведения ремонтно-восстановительных работ, станция была введена в строй.

В связи с началом эксплуатации станции "Мир" 25 июня 1986 года работы со станцией "Салют-7" были прекращены. Для изучения поведения конструкции и аппаратуры при длительной эксплуатации было принято решение о переводе станции "Салют-7" на высокую орбиту с длительным сроком существования (как прогнозировалось, не менее 10 лет). Но прогноз оказался неточным, из-за неожиданно высокой плотности атмосферы в годы активного Солнца станция начала снижаться значительно более энергично, чем предполагалось.

7 февраля 1991 года станция "Салют-7" прекратила свое существование в плотных слоях атмосферы над Южной Америкой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников