Тамара Москвина: создаю удовольствие под названием "фигурное катание"

Во второй части разговора с корреспондентом агентства "Р-Спорт" знаменитый тренер по фигурному катанию Тамара Москвина рассказывает, для чего читает интернет-форумы и насколько смело идет на эксперименты в работе.

Во второй части разговора с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Андреем Симоненко знаменитый тренер по фигурному катанию Тамара Москвина рассказывает, для чего читает интернет-форумы и насколько смело идет на эксперименты в работе.

– Тамара Николаевна, считается, что даже самый опытный специалист никогда не останавливается в процессе самосовершенствования…

– Конечно! Мне один мой бывший ученик, который, правда, в последнее время в некоторых моментах иногда относится ко мне не очень адекватно, недавно мне сказал: что меня поражает – это то, что вы до сих пор учитесь. И я действительно все время учусь, потому что останавливаться и считать, что ты все познал, нельзя. Я никогда не стесняюсь попросить кого-то высказать свое мнение. Меня интересует, что обо мне и о моей работе пишут в интернете. Я читаю всю критику в форумах, блогах и очень часто вижу там что-то такое, что заставляет меня сказать себе: опа – а ведь, пожалуй, люди правы. Или если не правы, бывает, то думаю: но ведь они не знают подоплеки. А до подоплеки никому никакого дела нет. Они видят только факт. Значит, этот факт мне надо устранить. Переделать.

Тамара Москвина (справа), Катарина Гербольдт и Александр Энберт

– Удивительно слышать про ваши увлечения форумами, особенно с учетом того, что многие вообще как огня их боятся, не дай бог прочитают в свой адрес что-нибудь резкое.

– Ну не увлекаюсь я ими, конечно. Так, читаю кое-что и иногда. Но мне очень важно знать, что народ думает. Может быть, не в том направлении я работаю. Так что да – учиться надо просто до упора. И адекватно оценивать действительность. Вот, например, Юко с Сашей заняли на чемпионате мира четвертое место.

– И кого вы при этом вините?

– Только себя. Даже если ошибку допустил спортсмен.

– Но, извините, какова ваша вина в том, что Смирнов упал на дорожке шагов? Он сто раз ее проедет и не качнется.

– Объясняю. Это была танцевальная позиция, для парников непривычная. Сделали мы такую дорожку для того, чтобы получить дополнительный уровень. И недостаточно ее отработали. Недостаточно. Надо было еще больше тренировать эту дорожку, чтобы он в "замотке", выполнив все сложные элементы, не расслабился на этом. Этого я не предусмотрела… А потом, хорошо – я его обвиню. Дальше-то что? У меня что, задача себя обелить, сказать, что вот, я, тренер четырех олимпийских чемпионов, такая крутая, а спортсмен плохой? Нет, у меня задача – подготовить пару. А пара упала на ровном месте, и все это видели. Знаете, я умею на себя смотреть со стороны. Не на всех свысока, а на себя со стороны. И сказать: да, здесь ты недоработала. А почивать на лаврах можно только на пенсии.

– У вас не бывает обид на руководство, которое, уважая вашу самокритику и понимая, что ваша мотивация в работе – это не достижение результата, а получение удовольствия от процесса, все-таки ставит задачи выиграть столько-то медалей?

– Ну, в Федерации, во-первых, меня действительно понимают, но отчитываются-то они не ходом моего процесса, им нужен результат. Как у каждой организации, как у завода, изготавливающего какие-нибудь детали: результат, оформленный в цифру, в галочку, в место. Поэтому и я их понимаю. Мне же, кстати, все эти олимпийские медали учеников ничего не дают. Кроме, может быть, самого главного - уважения людей. Я совсем недавно это начала понимать. Раньше думала: да кто я такая, тренер, по сравнению с Нобелевским лауреатом, например? Или директором крупного предприятия, известным политиком? Так, тренеришко, который учит мальчика с девочкой за руки держаться. Но сейчас я осознала, что за моей работой следят миллионы людей. Которые переживают за нас, обсуждают нас, живут нами. Вот осознание этой значимости заставляет меня быть более ответственной и тщательной в работе. Люди по-разному получают удовольствие. Кто-то от нового бриллиантового кольца, кто-то от прочитанной книги, кто-то от езды на хорошей машине – а кто-то от того, что смотрит соревнования по фигурному катанию. Вот я и есть создатель, производитель этого удовольствия под названием фигурное катание. И каждый тренер это должен осознавать.

– Здорово сказано.

– Производитель. Или, как сейчас принято говорить, продюсер. В одном лице я тренер, руководитель подготовки, психолог, распорядитель… В общем, все вместе – организатор. Я люблю русские слова. Так вот, кто является хорошим организатором – тот и является хорошим тренером.

– Из года в год вы ставите яркие, запоминающиеся программы. Насколько трудно найти какую-нибудь новую, необычную музыку, насколько часто вы идете на эксперименты?

Тамара Москвина, Юко Кавагути и Александр Смирнов (слева направо)

– Иду, только предварительно поняв, какова будет реакция на мои эксперименты. Допустим, сделаю я что-то необычное – а публика не отреагирует. Потому что это будет что-то слишком непривычное или эксцентричное. Или судьи поставят не те оценки. И получится, что от моего желания уйти от той музыки, которая на слуху, спортсмены пострадают. Я тогда думаю: ну, хорошо, все напишут: ах, Москвина – экспериментатор, молодец! А что мы-то от этого эксперимента получим? Я не хочу ставить своих спортсменов в невыгодное положение по сравнению с другими. Потом, еще такой момент: публика ведь постоянно меняется. Мы работаем, стареем, а зрители приходят на трибуны все новые и новые. Так может быть для них тот же Рахманинов прозвучит свежо? Это мы к Рахманинову за 40 лет привыкли. А они-то нет!

– Вспоминаю я Юлию Обертас и Сергея Славнова и думаю: вот уж где вы экспериментировали, так экспериментировали!

– Так они же мелкие были. Я же не могла из них делать Белоусову и Протопопова, да? У Обертас и Славнова были свои интересные стороны. Которые я и развивала. Но они, к сожалению, пришли ко мне с определенным менталитетом, который мешал им до конца доверяться мне. И они ушли, когда я взяла в группу Мухортову и Транькова, чтобы организовать спарринг-партнерство, как я всегда это делала. Но Обертас и Славнов приревновали, подумали, я собираюсь их "разменять". А на самом деле они мне всегда очень нравились. У меня был азарт, когда я с ними работала. И все говорили вокруг: какая интересная пара, какие у них элементы. Они же пришли ко мне и заявили: мы чувствуем, что вы не получаете удовольствия в работе с нами. Кто же вам это сказал, думаю…

– Уговаривали остаться?

– Нет. Я же вам сказала: со всеми одна и та же договоренность. Захотели уйти – шампанское, цветы и до свидания. Здесь, правда, не было шампанского и цветов. Так, побеседовали полчаса… Но я им сразу сказала: ребята, удерживать вас не собираюсь.

– А для себя какие-то выводы сделали?

– Да нет, пожалуй. Это просто был еще один этап в том же процессе самообучения. К тому же, какие мне было делать в отношении себя выводы? Обертас и Славнов пришли ко мне сформировавшимися людьми. Что, мне надо было ругать их предыдущих тренеров, говорить, вот, они чему-то вас не так научили? Я этого никогда не делаю. Никогда вообще не сравниваю свою работу с работой предыдущих тренеров и не акцентирую в общении с учениками на этом внимание. Если только в положительную для предшественников сторону: говорю, как здорово тебя научили выполнять этот элемент.

– Не это ли как раз то, о чем вы уже сказали: образно говоря, первый тренер учит одному, второй – другому, а вы – третьему? Пятый класс, шестой, седьмой?

– Конечно, оно. Более того, скажу вам так, опять же, образно: многие тренеры, обучающие спортсмена в пятом классе, делают свою конкретную работу лучше, чем эту же работу выполнил бы тренер, к которому спортсмен переходит в седьмом классе. Поэтому, когда ко мне иногда приходят дети и просят меня с ними заниматься, я им отвечаю: знаете, вам надо пойти к начальному тренеру. Они вас научат намного лучше, чем я.

– Так и говорите?

– Так и говорю. Или, например, когда не могу взять спортсменов по другим причинам, тоже поступаю честно и не беру.

– Кого имеете в виду?

– Тотьмянину и Маринина, например. Они же ко мне три года пытались перейти. Но я их все равно сама, своими руками, отправила к Олегу Васильеву. Представьте, 2000-2001 годы. Мы работаем в Америке – Бережная и Сихарулидзе, Казакова с Дмитриевым, я. Кто бы ими занимался? У меня Олимпиада в Солт-Лейк-Сити на носу, а их надо было бы определять, куда селить, как кормить, кому возить… А сказать им: ребята, подождите, сейчас Олимпиада пройдет, и я вами займусь, я не могла. Непорядочно. И я тогда сказала Васильеву: бери их. А для себя решила: если им не понравится – вернутся. Понравится – слава богу, пусть так! Это же ребята, дети, это не средство для зарабатывания денег. Точно так же я поступила и с Мухортовой и Траньковым. Мы поработали какое-то время вместе, и я чувствую: не получается. Нет контакта. Так пусть они уйдут туда, где им будет лучше.

– Кстати, вы видели Васильева своим преемником в тренерской работе?

– Видела, и хотела, чтобы он им стал. Когда я его поздравляла с 50-летием, то так и написала: вижу тебя продолжателем дела петербургской школы фигурного катания.

– Когда ученики уходят – завершают карьеру или по другой причине, удается с ними сохранять хорошие отношения?

– Да, удается. Потому что я, помимо тренировочного процесса, еще учу их жизни. Разным жизненным приемам. Как позвонить начальству. У кого попросить это, куда пойти за тем. Как разрешать конфликты. Подталкиваю спортсменов к тому, чтобы они лучше учились. Намекаю на то, как надо себя вести в разных жизненных ситуациях.

– Но это все равно не как у Мишина, который со своими учениками в баню ходит?

– Нет, так близко я ни с кем не сближаюсь. Могу ребят пригласить к себе музыку слушать и напоить их чаем. Могу в конце сезона отпраздновать с ними в кафе какое-то мероприятие. Но близко их не приближаю. Хотя при этом, если знаю какие-то детали их личной жизни, которые требуют какого-то совета или наставления, я могу иносказательно их дать. Чтобы люди почувствовали, что я им помогаю – но в то же время не влезаю в их жизнь.

Продолжение следует.

Спорт
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена