Эксперты: мат на сцене допустим, когда его нечем заменить

Зрительный зал Санкт-Петербургcкого государственного театра музыкальной комедии
По мнению петербургских театралов и сотрудников театров, мат на сцене допустим в современных постановках. Для тех, кто не хочет слышать брань из уст актеров, существуют пометки "18+" и "В спектакле используется ненормативная лексика".

С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 фев — РИА Новости, Елена Молчанова. Представители петербургских театров и театральные критики считают нецелесообразной реализацию предложения об отказе от ненормативной лексики при постановке спектаклей, так как зачастую мат используют для усиления эмоций, и он не может быть удален из-за авторских прав на текст, по которым ставятся спектакли.

Все новости региона читайте на сайте РИА Новости Санкт-Петербург >>

Во вторник президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая предложила выступить от имени городского Совета по культуре речи с обращением к руководителям петербургских театров о добровольном отказе от ненормативной лексики в спектаклях, а также поддержала предложение телеведущей Ники Стрижак активнее применять Закон о русском языке в Российской Федерации.

Авторское право допускает мат

Представитель Александринского театра Елена Герусова на вопрос РИА Новости, нужно ли петербургским театрам избавляться от мата в спектаклях, отметила, что в классическом репертуаре театра мат не используется.

"Основу репертуара Александринского театра составляют произведения русской классики, где нецензурная лексика (в современном понимании этого термина), авторами практически не использовалась. Присутствие или отсутствие ненормативной лексики в спектаклях редко исходит от театров, чаще бывает заложено в литературном материале, охраняющемся авторским правом", — сказала собеседница агентства.

Президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая
Театрам Петербурга предлагают отказаться от ненормативной лексики
Также в театре отметили, что выступать в защиту или высказываться против предложения Вербицкой Александринский театр не планирует.

Того же мнения придерживаются и в петербургском театре "Мастерская", в репертуаре которого есть "Вспоминая моих несчастных putas" по повести Габриэля Гарсия Маркеса, "Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова" по пьесе Александра Островского, "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева, "Тихий Дон" Михаила Шолохова и "Два вечера в веселом доме" Вячеслава Вербина. Во всех этих спектаклях присутствует ненормативная лексика.

"Эта лексика выражает градус эмоций, отношений, это комментарий по поводу того, что происходит. Если эти слова используются точечно, если их возникновение оправдано обстоятельствами спектакля, почему бы не использовать их?", — говорит пресс-атташе театра Никита Деньгин. "Могу точно сказать, что никаких жалоб на использование ненормативной лексики мы не получали. За исключением пары случаев, касающихся спектакля "Москва-Петушки". Например, одна зрительница сказала, что спектакль замечательный, но нельзя ли, мол, оттуда убрать мат и алкоголь? Но согласитесь, если мы выполним это пожелание и решим купировать текст Ерофеева — довольно большая часть текста окажется "за бортом". Не говоря уже о том, что потеряются многие смыслы и оттенки, пропадет специфика и обаяние этой литературы".

"Есть литературные произведения, в которых эта лексика присутствует — в таком случае мы пишем на афише "В спектакле используется ненормативная лексика", и ставим плашку "18+", — подчеркивает Деньгин. "Мне кажется, что эта проблема надуманная, и я не уверен, что в Петербурге наберется хотя бы пять спектаклей, в которых ненормативная лексика звучит так полно, так разнообразно и так ядрено, чтобы кого-то раздражать".

Мат — выбор зрителя?

По мнению театроведа Татьяны Джуровой, запрет использования ненормативной лексики в спектаклях должен сопровождаться законом, предусматривающим административное или уголовное наказание за нарушение этой нормы в других общественных местах.

Депутат Елена Мизулина. Архив
Мизулина: нецензурная лексика у Пушкина — это стихи для взрослых
"Если есть инициатива, запрещающая мат на сцене, то должна быть какая-то инициатива, уголовно или административно преследующая тех, кто использует мат в общественных местах или в присутствии детей. Что касается мата на сцене, то для этого существуют маркировки "16+" и "18+". В афише довольно часто указывается, что (в спектакле — ред.) используется ненормативная лексика. И этого достаточно для человека, чтобы сделать вывод, нужно ли ему идти на спектакль или нет", — сказала собеседница агентства.

Также Джурова отметила, что далеко не все петербургские театры используют ненормативную лексику в своих постановках. "Зачастую мат не имеет синонимов, то есть мат на сцене не может быть заменен ничем другим. Еще одна функция мата — эмоциональное усиление. Я считаю, что каждый зрителей должен сам решить, нужна такая лексика в спектаклях или нет", — добавила она.

Подобного мнения придерживаются и опрошенные РИА Новости петербургские театралы.

Социальная сеть ВКонтакте. Архивное фото
Петербуржец оштрафован на 3 тыс за намеренное оскорбление в интернете
"Если кто-то может представить мир без мата, то я буду очень сильно удивлена. Есть современные драматурги, которые используют мат в своих текстах. Для меня современная драматургия — это кусочки современной жизни. В этом случае использование мата абсолютно оправдано. Единственное, что меня раздражает, когда пытаются обработать классиков, привносят туда современность, то есть мат", — считает театральная зрительница Марина.

"Не могу представить человека, который выезжая с парковки и поцарапав бампером чужую машину, сказал бы: "Ой, как печально!". Он же обязательно выругается", — приводит аналогию из жизни завсегдатай петербургских театров Татьяна Косолапова. "Мы позволяем себе и окружающим использовать мат в жизни, так почему же его нельзя использовать на сцене? Многие современные драматурги пишут о том, что видят вокруг, о нашей с вами жизни, как она есть. Так зачем же лукавить и лицемерить?"

"Другое дело, когда режиссеры работают с классическими текстами и вносят в них матерные слова, — подчеркивает Косолапова. — Но и это я могу оправдать — они ведь ищут новые актуальные, современные формы, чтобы зацепить за живое нас, зрителей. Честно признаться, лично я даже не представляю, что было бы с театральным искусством, если бы не было смелых, дерзких экспериментаторов".

Санкт-Петербург
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • Мату на сцене не место. Его и в жизни через край и, если его зрители не услышат со сцены, то это не значит, что про мат все забыли...
    14:46
    27.02.2014

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.