Писатель Вадим Левенталь: пытаться рулить русским языком бесполезно

© Фото : со страницы Вадима Левенталя в facebookВадим ЛевентальВадим Левенталь
В преддверии Дня русского языка, который отмечается с 2011 года, РИА Новости поговорили с единственным петербургским номинантом на премию «Большая книга» Вадимом Левенталем о его дебютном романе "Маша Регина" и влиянии интернета на русский язык.

Вадим Левенталь – молодой петербургский писатель, в прошлом году выпустивший роман "Маша Регина", а ранее отметившийся несколькими повестями и рассказами. Работает главным редактором издания "Лимбус Пресс" и пишет литературную критику с 2006 года.

Роман "Маша Регина" — это история о провинциальной девочке, которая становится кинозвездой европейского масштаба. По ходу книги ее жизнь переплетается с судьбами трех мужчин. Эти встречи становятся примером преданной, злой и жертвенной любви. Но успехи в профессиональной самореализации, которые со стороны кажутся подарком фортуны, в действительности оборачиваются для героини трагическим и неразрешимым одиночеством.

— С того времени, как вышла книга, открылись ли вам какие-то стороны писательского дела, которые раньше были неочевидны даже редактору издательства?

— Открылось, наверное, только то, что называется литературным бытом. Ведь когда ты сидишь и пишешь – это одно, а вот когда дописал и нужно идти в издательство, подписывать договор и продавать книгу – это совсем другое. Я сам много лет пишу критику о книгах и работаю в редакции и знаком с огромным количеством людей из книжного мира, поэтому эту сторону я, безусловно, знаю лучше, чем писатель, который по жизни занимается чем-то другим – путешествует, работает менеджером…

- Вы выпустили книгу в неподшефном вам "Лениздате", почему не в своем издательстве?

— Каждый сам для себя решает, удобно ли ему выпустить книгу в издательстве, в котором он работает. Я решил, что в моем случае это будет не совсем комильфо. Коль скоро это первая книга, хотелось бы, чтобы она прошла все этапы большого пути, начиная с поиска издателя. Ну, или иначе в этом было бы что-то нехорошее. Публикуясь в своем издательстве, ты лишаешься возможности получить отказ. Понятно, что книгу напечатают. А когда обращаешься в другое издательство, возникает возможность получить отказ, как и у любого автора, который в редакции не работает.

© РИА Новости / Валерий ЛевитинПерейти в фотобанкФиналисты восьмого сезона премии "Большая книга"
Финалисты восьмого сезона премии "Большая книга"

- Удивились, когда вас номинировали на "Большую книгу" с первым же романом?

— Правом номинаций на литературные премии пользуются издательства, которые выпускают художественную литературу. Издательство, в котором вышла моя книга, было заново открыто (в 2009 году "Лениздат" был ликвидирован, после чего снова открыт — прим. ред.) буквально за несколько месяцев до того и там вышло не так много художественных новинок – мой роман среди них. Поэтому было ясно, что меня номинируют. Другое дело, что попадание в лонг- и шорт-листы не было для меня очевидным.

- Есть ощущение, что в своем романе вы взялись за разрушение пресловутой американской мечты. Значит ли это, что одной из главных проблем современного общества является слепое к ней стремление?

— Американская мечта – это отдельный дом, две машины в гараже и пятеро детей, но тут речь скорее не об этом. Тут больше затронута природа успеха, который является действительно очень забавным концептом и русский язык здесь очень четко работает. "Успех" – как будто нужно куда-то успеть, а куда успеть не совсем понятно, ведь как сказал Бродский — "мы все прекрасно знаем, чем это заканчивается". Героиня не ставит себе задачи добиться успеха, она его просто добивается, как и все люди, которые занимаются чем-то всерьез. Мне кажется, что эта книжка не про общество, речь скорее идет о человеческом в человеке. Это книжка о взрослении, об усилии взросления. Может быть, я буду Капитаном Очевидность, но взрослеть трудно. Взросление требует огромного эмоционального и интеллектуального усилия. Далеко не всем оно удается. С этой точки зрения, большинство людей не взрослеют никогда.

- То есть проблема инфантилизации общества является главной?

— Можно подумать, что раньше было общество взрослых, а теперь стало общество детей. На мой взгляд, общество всегда было таким, как и сейчас. Я убежден в том, что трудность взросления — это изначальная проблема человеческого во все времена. Отказаться от утешающих иллюзий, которые пронизывают человеческую жизнь, практически невозможно.

- Насколько востребована сейчас литература, получающая или номинируемая на премии?

— Моя книга на данный момент вышла стандартным для начинающих писателей тиражом в 3 тысячи экземпляров. Естественно, попадание в "Букер", "Большую книгу" или "Нацбест" повышает продажи, но не гарантирует абсолютного успеха. Скорее, это своеобразный толчок, но продает книги сарафанное радио.

- Ваш роман "Маша Регина" очень психологичен, причем разбирается в нем психология женская. Скажите откуда такая осведомленность, может быть, у героини есть какой-то прообраз?

— Никакого прототипа у героини нет, образ собирательный. А женский образ выбран потому, что женщины лично для меня куда интереснее мужчин.

- Сейчас часто говорится о том, что рассказ, благодаря интернету, стал доминирующим жанром в литературе, самым востребованным среди читателей. Как вы считаете, с чем это связано и не является ли это первым звонком к медленному затуханию крупной формы?

— Угрозы никакой не вижу, как издательский работник я знаю, что романы продаются лучше, чем сборники рассказов, но какой-то тренд в сторону рассказов действительно появился в последний год, а может быть и больше. И это позитивно, поскольку долгое время рассказ был жанром маргинальным, книги рассказов не печатали, не продавали и не покупали. Лично меня это радует, поскольку это прекрасный жанр, я сам очень люблю писать рассказы. Если гегемония романа будет чуть-чуть нарушена, в этом нет ничего страшного.

© РИА Новости / Валерий ЛевитинПерейти в фотобанкФиналист восьмого сезона премии писатель Вадим Левенталь
Финалист восьмого сезона премии писатель Вадим Левенталь

- В рассказе как жанре особенно виден стиль автора, его чувство слова. Как тогда соотносится "возрождение" рассказа и негативное влияние на язык интернета, о котором у нас так любят говорить?

 За последние 50 лет научных знаний стало больше, чем за всю историю существования человечества. За последующие 30 их станет больше, чем за прошлые 50. Отомрут все гаджеты, которыми мы сейчас пользуемся, и интернет-страницы, которые мы сейчас посещаем. Вместе с этими процессами будет деформироваться и язык. Язык берется из объективной реальности, все новинки влияют на язык и трансформируют отдельные словоформы. Слова могут значить нечто другое, но корневые, глубинные вещи меняются с большим трудом. Язык – это жернов, который перемалывает все, что в него попадает.

Каждый год в мире умирает до 200 языков, чудовищная цифра, но процесс этот начался не сегодня и не из-за интернета, а с появлением массового ТВ. Диалекты стали трансформироваться и пропасть между ними начала сужаться и сейчас она узка как никогда. Их, безусловно, жалко, как и все маленькое, слабое, что умирает, но я не вижу никакой возможности этому процессу противостоять.

Я не разделяю алармистских настроений, что нам нужно спасать русский язык, не могу отнести себя к грамма-наци. Вернуть язык на какие-то позиции попросту невозможно, он развивается сам по себе, никакими внешними усилиями это не сделать. Все это ловля ветра сачком. А вот то, что люди сейчас не умеют писать по-русски правильно – вот это проблема. Ведь письменность – это не просто записывание звуков – это строй мышления. Человек, который не может сформулировать мысль, и думает некачественно, нелогично. В упрощении нет ничего страшного. Страшно то, что люди стали глупее — это настоящая гуманитарная катастрофа.

- То есть на ваш взгляд все потуги с плакатами "говорите правильно" тщетны?

— Меня напрягает, когда выходит чиновник в галстуке и монотонным голосом, суконным языком начинает говорить о проблеме сохранения русского языка. Вследствие чего нам нужно развесить плакаты его пропагандирующие, а на рекламную компанию выделить миллиард долларов. В этом случае хочется сказать – дядя, оставь русский язык, он справится без тебя. Без тебя не справится хороший учитель, у которого зарплата 10 тысяч рублей и который собирается уйти из школы. И дети, которые вырастут в классе с плохим учителем, не будут уметь писать по-русски, но не потому что язык плохой и им нужно заниматься, а потому что ты плохой и не заплатил учителю 50 тысяч рублей, которых он достоин. Я вижу смысл в обсуждении проблем языка, когда собираются специалисты, кандидаты и доктора наук и обсуждают важные для науки проблемы. Но пытаться языком рулить бесполезно, нет такого весла. Это все равно, что стараться переместить нашу солнечную систему туда, где теплее, — это вне человеческих возможностей. Язык справляется сам и даже если он помрет, то сделает это сам. Но не потому что проблемы в языке, а потому что проблемы в реальности.

Санкт-Петербург
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена