Ученые нашли намеки на искусственность загадочных быстрых радиовспышек

© Fotolia / anry196411Телескоп на фоне звездного небаТелескоп на фоне звездного неба
Характер вспышек, как полагают американские астрономы, позволяет задумываться о том, что они являются сигналами внеземных цивилизаций, которые пытаются привлечь необычностью и сложным характером этих импульсов внимание братьев по разуму.

МОСКВА, 1 апр – РИА Новости. Американские астрономы раскрыли одинаковую и пока необъяснимую природными причинами периодичность в структуре крайне мощных и крайне коротких вспышек радиоизлучения, впервые обнаруженных в 2007 году, которые могут оказаться сигналами внеземных цивилизаций, сообщает New Scientist.

Впервые о существовании таинственных вспышек радио-излучения (fast radio-burst, FRB) астрономы заговорили в 2007 году, когда они были случайно открыты во время наблюдений за радио-пульсарами при помощи телескопов Аресибо (Пуэрто-Рико) и Паркс (Австралия).
В последующие годы ученым удалось найти следы еще девяти подобных всплесков в данных, которые были собраны самыми разными обсерваториями мира, однако все из них были обнаружены уже после того, как вспышка завершилась. Еще одна подобная вспышка была найдена учеными напрямую в конце прошлого года, благодаря новому методу наблюдения за ночным небом.

Михаэль Хиппке (Michael Hippke) из Института анализа данных в Нойкирхене (Германия) и его коллеги анализировали данные по всем 11 случаям FRB, пытаясь найти их источник и возможный механизм их формирования.

Для этого астрофизики попытались вычислить расстояние до источника каждой вспышки, используя трюк, известный всем астрономам, изучающим пульсары и другие источники периодического радиоизлучения.

Дело в том, что пучки радиоволн, испускаемые далекими объектами в космосе одновременно на разных частотах, доходят до Земли в немного разные периоды времени. Это происходит по той причине, что ионы межзвездной среды заметно сильнее "тормозят" излучение с короткой длиной волны, из-за чего длинноволновое излучение будет достигать телескопов на доли мгновения быстрее.

Астрономы научились использовать этот феномен для вычисления расстояния до источника излучения, замеряя разницу во времени появления вспышки в коротковолновом и длинноволновом диапазонах.

Используя этот трюк, Хиппке и его коллеги заметили, что промежутки времени, отделявшие начало и конец каждой FRB-вспышки, были строго кратными числу 187,5. Как объясняют астрофизики, это означает, что пять источников этих всплесков находились друг за другом на строго отмеренном расстоянии далеко за пределами Галактики, что крайне маловероятно — шансы на это не превышают пяти на 10 тысяч (0,05%).

По этой причине авторы статьи осторожно предполагают, что их источники находятся в пределах Млечного Пути, на относительно небольшом расстоянии от Земли, излучая и длинные, и короткие волны со строго отмеренной задержкой между ними. Подобный характер, как заключают исследователи в своей статье, позволяет задумываться о том, что эти вспышки являются сигналами внеземных цивилизаций, которые пытаются привлечь необычностью и сложным характером этих импульсов внимание братьев по разуму.

Как признают сами астрофизики, десять FRB-вспышек явно недостаточно для того, чтобы с уверенностью говорить об искусственной природе таких радиовсплесков. Любое следующее открытие, не укладывающееся в "правило 187,5", может обнулить это предположение. По этой причине Хиппке и его коллеги с нетерпением ожидают новых обнаружений этих загадочных вспышек.

Иного мнения придерживается один из первооткрывателей последней FRB-вспышки, Дэниэль Малесани из университета Копенгагена (Дания). Он полагает, что сверхбыстрые радиовспышки могут быть связаны со сверхкомпактными объектами, такими как нейтронные звезды или черные дыры, или же они могут быть связаны со столкновениями звезд и "звездотрясениями".

Аналогичные мысли высказали и другие первооткрыватели подобных радиовсплесков, указавшие на огромное количество энергии, необходимое для создания FRB-вспышки. С другой стороны, они признают, что у этих всплесков есть масса других необычных черт, достойных изучения и пристального внимания.