Родин: количество метана на Марсе за несколько лет резко возросло

Планета Марс
Сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин считает, что, несмотря на всю фантастичность, не стоит отвергать гипотезу о том, что на Марсе произошло увеличение микробиологической активности.

МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Количество метана на Марсе за последние несколько лет значительно возросло, что может свидетельствовать об активизации на Красной планете тектонических и геологических процессов, заявил РИА Новости старший научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Александр Родин, комментируя последние данные, полученные с американского марсохода Curiosity.

Возможные пути попадания метана в атмосферу Марса
Curiosity зафиксировал всплеск метана в атмосфере красной планеты
"Это очень важный результат. Наличие метана на Красной планете ещё в 2004 году, то есть десять лет назад, с помощью наземных методов анализа предсказал российский ученый Владимир Краснопольский. Однако его последующие исследования в 2010 году не подтвердили наличие метана, а в 2013 году американская команда проекта Curiosity также не смогла аргументировано утверждать о наличии метана на Марсе. Поэтому сенсационность нынешнего результата в том, что по новым данным с марсохода, количество метана на планете резко возросло, примерно на порядок величины", — констатировал учёный.

По его словам, результаты последних исследований Curiosity позволяют говорить, что атмосфера Марса меняется, причём достаточно быстро, что может свидетельствовать о происходящих там тектонических и геологических процессах.

"Нельзя также, несмотря на всю фантастичность, отвергать гипотезу о том, что на Красной планете произошло увеличение микробиологической активности. Если это удастся доказать, то, несомненно, это фундаментальное открытие", — подчеркнул Родин.

Кроме того, по его словам, важным открытием нужно считать обнаружение в грунте Марса углерода. "Наличие этого вещества в атмосфере подтверждено давно. А вот наличие углерода в грунте может быть косвенным подтверждением того, что имеются органические соединения", — сказал учёный.

Марсоход Curiosity: миссия и оборудование >>

Марсоход Спирит (компьютерная графика)
Исследование Марса космическими аппаратами
Родин добавил, что запуск в 2018 году проекта "Экзо-Марс" позволит европейским и российским учёным продвинуться ещё дальше в исследовании Красной планеты. "Чувствительность прибора на посадочном модуле Экзо-Марса" будет в несколько десятков раз выше, чем на американском марсоходе, поэтому мы сможем развить полученный командой Curiosity результат", — заключил Родин.

Как сообщалось на сайте NASA, марсоход Curiosity обнаружил на поверхности красной планеты органические соединения и метан.

Как заявил Сушил Атрейя (Sushil Atreya), соруководитель группы, работающей с прибором SAM (Sample Analysis on Mars) на борту ровера, обнаруженный марсоходом временный всплеск метана может свидетельствовать о локализованном источнике газа биологического или небиологического происхождения на поверхности планеты.

Кроме этого, Curiosity обнаружил в пробах породы камня, получившего название "Камберленд", молекулы, содержащие углерод и водород, которые могут свидетельствовать о наличии жизни на Марсе ранее. Однако ученые выясняют, возникли ли данные образцы на Марсе, или были принесены на планету с метеоритами.

"Это первое подтверждение наличия органического углерода в камнях на Марсе является весьма многообещающим", — сказал ученый Роджер Саммонс, участвующий в проекте Curiosity.

Снимок, сделанный камерой марсохода Curiosity, показывает следы существования древних озер на поверхности Марса
NASA: марсоход Curiosity обнаружил следы древних озер на Марсе
На прошлой неделе в NASA сообщили, что Curiosity обнаружил следы существования древних озер на поверхности красной планеты. По мнению ученых, собранные аппаратом за последние два года данные о составе почвы в кратере Гейл указывают на то, что на поверхности Марса могли существовать озера.

Два года назад марсоход NASA Curiosity совершил посадку в районе марсианского кратера Гейл, в котором хорошо просматриваются глубинные слои марсианского грунта, раскрывающие геологическую историю планеты. Основными задачами миссии Curiosity на Марсе является проведение детальных геологических и геохимических исследований, изучение атмосферы и климата планеты, поиск воды или следов ее присутствия, органических веществ. Эти данные помогут определить, был ли когда-то Марс пригоден для жизни и есть ли на нем места, пригодные для жизни сейчас.