"С кем же в космос?": ученые о том, зачем школьникам звезды

РИА Новости спросило у российских астрономов, чем именно полезна астрономия в школах.

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию бесполезным школьным предметом — такие же показатели, например, у литературы, истории, географии и обществознания. РИА Новости спросило у российских астрономов, чем именно полезна эта наука в школах.

Руководитель отдела внегалактической астрономии, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Анатолий Засов:

Первая причина — это общая культура, это своего рода противоядие против мракобесия. Это понимание тех астрономических явлений, которые наблюдаются в повседневной жизни: смена дня и ночи, смена времен года, метеоры, метеориты, солнечные и лунные затмения, то есть то, с чем люди могут реально встретиться, независимо от того, как сложится их судьба.

Второе — это, конечно, астрономия как расширенный вариант физики, то есть это иллюстрация того, как работают известные законы физики вне Земли. Это, безусловно, очень важно, как некое продолжение физики в проекции на бесконечную Вселенную.

Макет Солнечной системы, архивное фото
Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы
Третье — уже сугубо практическая причина, это знакомство с быстро развивающейся космической сферой деятельности человека, это наука, экономика, оборона, сейчас практически все развитые страны тратят довольно большие деньги на космические исследования или на их практическое использование — спутники, системы космической связи, космического мониторинга и все прочее. Страны тратят миллиарды долларов, и зачем это нужно, как раз только на уроках физики и астрономии можно объяснить.

Потом остается общее представление о физической картине мира, о том, как все это устроено, пространственно-временных масштабах Вселенной, о природе Земли, Луны, планет, Солнца, звезд, о месте Земли во Вселенной. Такое общекультурное представление о том, где мы живем и что вокруг нас.

Ну и наконец, и мне кажется, это очень важно, астрономия сочленяется почти со всеми естественными науками — физикой, химией, географией — и с историей тоже, хотя это общественная наука. И астрономия очень интересна, ей люди интересуются с детства. Здесь не только удовлетворение естественной юношеской любознательности, но и воспитание интереса к науке вообще, связь с другими науками — через астрономию многие молодые люди пришли к другим наукам, сохранив интерес к науке о небе.

Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Владимир Сурдин:

Во-первых, естественные науки питают технический прогресс, в котором Россия сейчас стремительно отстает.

Во-вторых, религия делит людей на конфессии и этим разъединяет, более того — противопоставляет их. Политика делит людей на страны и в своих интересах противопоставляет их. Естествознание, имеющее общий предмет, общие методы и согласующиеся представления об окружающем мире, объединяет людей. Астрономия — важная часть естествознания, интегрирующая в себе прочие естественные науки. Она дает человеку рациональный взгляд на мир, не противопоставляет "земное небесному", расширяет кругозор и не оставляет места для чуда.

Если мы хотим воспитать современного, самостоятельного, способного к анализу и не униженного "высшими авторитетами" человека, то астрономия должна быть одной из составляющих его образования.

Директор Института астрономии РАН (ИНАСАН) Борис Шустов:

Астрономия — наука мировоззренческая. Если ее убрать, интеллектуальное пространство в человеческих головах обязательно забьется всяким астроложеством и клерикальными догмами. Эти ребята очень настырные и ловкие.

Поколение ЕГЭ уже сильно поражено невежеством. Только что был в родной школе №130 в Екатеринбурге на встрече со старшеклассниками. Было человек 50. Только один знает, что такое астрономическая единица, а уж сколько это километров (примерно, конечно) не знал даже он! С кем же в космос?

Сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев:

Я хотел бы, чтобы астрономия преподавалась в школе, так как, во-первых, мне кажется, что у большинства людей, в том числе школьников старших классов, есть естественный интерес к этому предмету, вытекающий из интереса человека к звездному небу. Во-вторых, астрономия — одна из старейших наук, следы которой можно найти в мифологии, календарях, системах счисления, исторических памятниках, пирамидах. Кроме того, многие области современной физики, например, теория тяготения Ньютона или теория относительности Эйнштейна, были рождены из наблюдения астрономических тел и явлений.

Мне кажется, что одна из главных задач школы — это воспитать просвещенного человека, и, на мой взгляд, в базовый набор знаний должны входить знания о том, что же находится там, в бесконечности, которая открывается нам среди звезд ночного неба.

Ученый секретарь Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков:

Без астрономии люди так и будут всю жизнь считать, что это Солнце обращается вокруг Земли, и отсюда, конечно, очень многие мировоззренческие ошибки. Человек будет просто недообразованный, недосформированный даже.

Космос
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена