Челябинский болид: ярче Солнца и с запахом серы

Изучение фрагментов челябинского метеорита (68)
Главная масса челябинского метеорита, поднятая со дна озера Чебаркуль
Ученые впервые опубликовали результаты многомесячной работы, во время которой они пытались понять, что же свалилось на головы людей утром 15 февраля 2013 года.

МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости. Солнечные ожоги, стекла и даже оконные рамы, выбитые в тысячах домов, ожоги сетчатки и кожи, странные запахи и звуки — таким предстает падение челябинского астероида и его последствия в первом подробном научном описании этого события, опубликованном в журнале Science.

Запись инфразвуковых колебаний от полета Челябинского болида

Ольга Попова из Института динамики геосфер РАН и 58 ее коллег из России, США, Японии, Китая, Кореи, Финляндии, Голландии и других стран опубликовали четырехстраничную статью и 144-страничное приложение, где впервые детально описаны результаты многомесячной работы ученых, пытавшихся понять, что же свалилось на головы людей утром 15 февраля 2013 года.

Сколько вешать в килотоннах

Это событие продолжалось ровно 16 секунд. Ученые проанализировали 34 видеозаписи падения челябинского болида и установили, что впервые болид появился в поле их зрения в 03.20.20 по Гринвичу, через три минуты после рассвета. Через 12 секунд его яркость достигла пика, а еще через четыре все завершилось.

"Это был самый мощный взрыв космического тела над сушей со времен плохо наблюдавшегося падения Тунгусского космического тела, энергия которого оценивается в 10-50 мегатонн", — говорится в статье.

Первые оценки мощности взрыва, полученные с инфразвуковых станций Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний, дали значение около 470 килотонн в тротиловом эквиваленте, более поздние данные с инфразвуковых станций в России и Казахстане — 570 килотонн (плюс-минус 150).

Загружено: 06.11.2013 в 16:17
Chelyabinsk Meteorite Fragment 3-3-4 Broadband

При этом данные оптических и инфракрасных наблюдений со спутников показали, что только в виде излучения "высветилась" энергия, эквивалентная 90 килотоннам, что соответствуют суммарной энергии взрыва в 590 килотонн (плюс-минус 50).

Болид начал светиться на высоте 97,1 километра, когда он вошел в атмосферу на скорости 19,16 километра в секунду. Наивысшей яркости он достиг на высоте 29,7 километра — в этот момент его яркость достигла звездной величины минус 27,3, при том что звездная величина Солнца составляет минус 26,7, а значит болид сиял примерно в 30 раз ярче.

Ученые оценили массу объекта до входа в атмосферу в 13 тысяч тонн, а его размер — в 19,8 метра.

Оценка ущерба

Ученые обследовали около 50 населенных пунктов в окрестностях Челябинска, чтобы определить масштаб повреждений. На карте деревни и города, где ударной волной были выбиты стекла, легли характерной "бабочкой", крылья которой были развернуты перпендикулярно траектории полета болида. Примерно такую же "бабочку" на карте вывала леса почти сто лет назад нашли исследователи Тунгусского события.

В Челябинске стекла были выбиты в 4,1 тысячи домов, за медицинской помощью обратились 1,21 тысячи человек.

"В Еманжелинске (расположенном прямо под траекторией полета болида) были выдавлены внутрь оконные рамы, рухнули подвесные потолки. Повреждений зданий зафиксировано не было, за исключением статуи Пушкина в местной библиотеке, которая пострадала от выбитой рамы. В поселке Батуринский и деревне Калачево были зафиксированы трещины в стенах", — отмечают авторы исследования.

В Кунашакском районе Челябинской области на короткое время прекратилось электроснабжение, прервалась сотовая связь. В некоторых районах была прервана подача газа.

Опрошенные учеными свидетели события говорили, что им было больно смотреть на болид. Около 25 человек из 1,1 тысячи опрошенных сообщили, что получили ожоги, 315 чувствовали жар, а 415 — тепло от излучения болида. Один из жителей поселка Коркино получил настолько сильные ожоги лица, что у него начала слезать кожа, как от экстремально сильного загара.

Фрагменты челябинского космического тела

Звуки и запахи

Челябинский болид оказался "звучащим": свидетели слышали электрофонные звуки — так называют странные потрескивания, которые иногда слышны во время полета болида. Такие звуки не могут исходить от самого космического тела, ученые считают, что их провоцируют электромагнитные поля, возникающие при полете болида.

Несколько жителей Еманжелинска сообщили, что во время вспышки болида слышали шум, похожий на гудение трансформатора, некоторые говорили о звуке, подобном "шкворчанию" масла на сковородке, шипении, треске. Однако полномасштабного электромагнитного импульса во время полета зафиксировано не было.

Ученые отмечают, что до земли долетело всего 4-6 тонн метеоритного вещества, что составляет 0,03-0,05% от исходной массы, при этом 76% испарилось, а остальное превратилось в пыль. После вспышки болида жители в течение целого дня чувствовали запах серы или запах гари, который появился через час после взрыва.

Срез фрагмента челябинского космического тела с жилами плавления

Откуда гость

Исследование метеоритного вещества показало, что челябинский астероид относился к числу обыкновенных хондритов типа LL5, его возраст составляет около 4,45 миллиарда лет, примерно в момент рождения он испытал мощное столкновение с другим объектом.

Химический анализ показал, что в метеорите остались следы органических соединений, содержащих серу и кислород.

Согласно расчетам авторов статьи, челябинский астероид принадлежал к семейству Флоры — группе астероидов во внутренней части главного пояса. По мнению ученых, именно к этому семейству относился "убийца динозавров" — 10-километровый астероид, упавший около 65 миллионов лет назад в районе полуострова Юкатан, что привело к массовому вымиранию.

"Если челябинское тело отделили приливные силы, то это могло произойти 1,2 миллиона лет назад, во время прежнего сближения с Землей, когда это 20-метровое тело отделилось от более крупного", — говорится в статье.