Второе рождение сельской школы: дом, где согреваются сердца

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкЖивущий в приемной семье Сергей (11 лет), Дима (9 лет), живущий в приёмной семье Максим (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (слева направо) на перемене в школе села Сенное в Брянской областиЖивущий в приемной семье Сергей (11 лет), Дима (9 лет), живущий в приёмной семье Максим (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (слева направо) на перемене в школе села Сенное в Брянской области

БРЯНСК, 5 окт – РИА Новости. Судьба школы в селе Сенное Севского района Брянской области могла бы стать сюжетом для хорошего, доброго фильма. Или книги — о героях нашего времени. Но столичные писатели и сценаристы даже не подозревают о том, что в российской глубинке есть деревня, жители которой 9 лет назад практически спасли будущее своего села. А еще они подарили дом и семью нескольким обездоленным ребятишкам из детского дома. И все это — благодаря смелому решению местных учителей.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкУчитель начальных классов Оксана Русакова и Дима (9 лет) на уроке в школе села Сенное в Брянской области
Учитель начальных классов Оксана Русакова и Дима (9 лет) на уроке в школе села Сенное в Брянской области

Жертвы оптимизации

Первоклассники. Архивное фото
Чему может научить школьный учитель?
История эта началась в 2007 году, с известия, которое обрушилось на местных жителей, как гром среди ясного неба: малокомплектную школу в селе Сенное решено закрыть в рамках оптимизации. Конечно, такая судьба была уготована не только этой, но и десяткам других сельских школ. Но в Сенном решили отстоять свое учебное заведение. Единственным выходом было — срочно обеспечить школу учениками. И тогда четыре местных учительских семьи приняли решение, перевернувшее раз и навсегда их собственную жизнь и судьбу всей деревни. Педагоги решили взять на воспитание приемных детей. А вскоре их примеру последовали и другие семьи. Так в Сенном появилось 23 приемных ребенка. Школа получила новых учеников, а ученики – родной дом и любящих родителей.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкЖивущий в приемной семье Сергей (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (в центре) на перемене в школе села Сенное в Брянской области
Живущий в приемной семье Сергей (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (в центре) на перемене в школе села Сенное в Брянской области

Судьбоносное решение

Ученики во время урока. Архивное фото
Васильева: в школах должно быть одинаковое базовое образование
Сейчас участники тех событий почти 10-летней давности вспоминают о них с теплом и даже с ностальгией. И дети, которых они приютили и воспитали тогда, уже выросли. Многие уехали учиться в райцентр, заводят свои семьи и уже имеют собственных детей. Но при первой же возможности приезжают навестить село, которое стало их домом, и людей, которые в их жизни стали самыми родными и близкими.

Ну а сами учителя по прошествии стольких лет признаются, что пошли на этот шаг не только для того, чтобы спасти школу.

"Свои дети в… семьях уже выросли, начали разлетаться из родительских гнезд, а сил и любви было еще много", — признается учитель биологии Надежда Сячина.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкЖивущие в приемной семье 12-летняя Аня и 11- летний Серёжа на рыбалке у озера в селе Сенное Брянской области
Живущие в приемной семье 12-летняя Аня и 11- летний Серёжа на рыбалке у озера в селе Сенное Брянской области

Надежда вместе с мужем, учёным-биологом, в свое время приехала в Сенное из Душанбе, по программе переселения. И они уже задумывались об усыновлении ребенка.

"У нас с мужем и раньше была такая мысль – взять на воспитание приемного ребенка, мы даже ездили в Севск, в отдел опеки, но на тот момент не получилось… Наверное, каждая мысль должна, что называется, созреть… И такой момент настал — когда нам пришла весть о том, что школу планируют закрывать из-за малочисленности. Мы сели в учительской и стали думать, что делать, чтобы удержать школу на плаву. И тогда мы эту идею — взять на воспитание приемных детей — опять озвучили, она всех воодушевила", — говорит Надежда Пантелеевна.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкПриёмный сын заместителя директора школы Натальи Сулиной Виктор (14 лет) гонит коз на выпас в селе Сенное в Брянской области
Приёмный сын заместителя директора школы Натальи Сулиной Виктор (14 лет) гонит коз на выпас в селе Сенное в Брянской области

Приняв такое решение, поддерживая друг друга морально, четыре учительницы из села Сенное поехали в районный центр писать заявления о желании взять детей на воспитание. Правда, сразу все пошло не так, как задумывалось. И в нескольких учительских семьях вместо одного появилось по нескольку приемных детей.

Где один, там и шесть

Логотип международного информационного агентства Россия сегодня
Проект по усыновлению "Найди меня, мама" стартовал в Москве
"Мы думали — приедем в интернат, выберем по ребенку и уедем домой. Но все оказалось не так просто. У кого-то из детей были сестры и братья, их по закону нельзя было разлучать. Каташонова (одна из учительниц — прим ред) выбрала девочку, а в итоге ей пришлось брать троих – Фаину, Настю и Анжелику. А мы с Климовой (учительница английского языка — прим ред) вначале взяли по одному ребенку…", — рассказывает Надежда Пантелеевна.

Когда Сячины привезли домой своего Сашу, очень скоро поняли, что ребенок скучает один. Так семью обрел еще один мальчик – Ваня, друг Саши из того же интерната. Ребята быстро освоились, почувствовали себя как дома.

"Это приятное было время. И дома, и в школе закипела жизнь. Все делились друг с другом радостью, заботами. Наша жизнь, будто началась заново. Простуда, температура, давно забытые хлопоты: лечить, ноги парить", — вспоминает Надежда Пантелеевна…

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкСемилетняя Алина, живущая в приёмной семье 16- летняя Нина и пятилетняя Ира (слева направо) в селе Сенное Брянской области
Семилетняя Алина, живущая в приёмной семье 16- летняя Нина и пятилетняя Ира (слева направо) в селе Сенное Брянской области

Но для ее семьи это было только начало. Через некоторое время одна из удочеренных другой семьей девочек рассказала Надежде Пантелеевне о том, что, когда она уезжала, мальчишка из их детского дома очень просил ее найти родителей и для него. Вскоре у Сячиных появился еще один ребенок — Андрей. А через какое-то время в семью попали еще трое братьев.

"Очень хорошие ребята, они в интернате пробыли совсем недолго, мы забрали и их. Так у нас стало жить шестеро приемных детей. Все дети очень хорошие, исполнительные, работящие. Никогда не дрались и между собой все делили поровну. Не было такого, чтобы каждый себе. За столом все друг другу оставляли лучший кусочек", — говорит Надежда Пантелеевна.

Так, все вместе и справлялись. Тех денег, что выделяло государство на детей – сначала это было по 4,5 тысячи, потом – по 6,5 тысяч рублей — на одежду, обувь и питание едва хватало. Но приемные родители сами себя успокаивали: ничего, на родных детей ведь вовсе ничего не выделяется.

"Нас тогда спасало наше подсобное хозяйство: скотинка, курочки свои. Ребята, молодцы, очень помогали. И картошку посадят, и сами ее прополют… У нас была старенькая машина — отец научил их разбираться в автомобилях: завести, починить… С техникой они все на "ты", — продолжает она.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкПриёмный сын заместителя директора школы Натальи Сулиной Виктор (14 лет) едет на мотоблоке в селе Сенное в Брянской области
Приёмный сын заместителя директора школы Натальи Сулиной Виктор (14 лет) едет на мотоблоке в селе Сенное в Брянской области

Под покровом Богородицы

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Архивное фото
Васильева пообещала сохранить малокомплектные сельские школы
В семье учительницы английского языка Валентины Климовой идею взять на воспитание приемного ребенка первыми поддержали родные дочери. К тому моменту девочки уже закончили школу и уехали учиться в Брянск. "Сначала мы хотели взять из детдома девочку — просто не представляли, как воспитывать мальчиков. Но когда мы с директором школы Натальей Владимировной приехали в Клинцовский дом ребенка, там произошло что-то неописуемое. К нам выскочили мальчишки, двое с криками: "мама, мама!" бросились к Наталье Владимировне, а мой сын, Сережка, побежал ко мне навстречу", — вспоминает Валентина Ивановна.

Тот день, говорит она, забыть невозможно. Из Клинцов две мамы-учительницы забрали тогда троих ребят: Витька, Вовку и Сережку.

"Мы ехали с ребятами домой на заднем сиденье машины. Витька всю дорогу ерзал, что-то рассказывал, а Сережка ехал молча, только руку крепко держал за пазухой. Я даже заволновалась: Сереж, болит что? А он ничего не отвечал", — вспоминает учительница.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкМастер Евгений Сорокин, приёмный сын заместителя директора школы села Сенное Натальи Сулиной 14-летний Виктор и приёмный сын учителя английского языка школы села Сенное Валентины Климовой 17-летний Сергей в гараже севского филиала Трубчевского автомеханического техникума в городе Севск Брянской области
Мастер Евгений Сорокин, приёмный сын заместителя директора школы села Сенное Натальи Сулиной 14-летний Виктор и приёмный сын учителя английского языка школы села Сенное Валентины Климовой 17-летний Сергей в гараже севского филиала Трубчевского автомеханического техникума в городе Севск Брянской области

Только дома выяснилось, что всю дорогу мальчик крепко сжимал в руке фотографию, сделанную с иконы Божьей матери. Детдомовский друг вручил ему ее со словами: "С ней поедешь — тебя не вернут назад…". И сработало. Одна из сестер купила своему новоиспеченному брату рамочку для образа, и по сей день пресвятая Богородица бережет уже повзрослевшего Сережку.

Вырасту — уеду!

Сейчас ребята рассказывают, что попали в семьи и почувствовали себя свободными. Да и вообще — вспоминают только хорошее. Но родители помнят, что далеко не всегда все шло так уж гладко. Основная проблема заключалась в том, что в интернате ребята жили на всем готовом и практически ни за что не отвечали. В семьях у них появились свои заботы, свои обязанности. Да и родители – это не только любовь и забота, но и нотации, наказания за проступки — одним словом, все тяготы воспитания.

Многое им тогда пришлось пережить вместе. Новые мамы потихоньку вздыхали в учительской: у одной сын не знает таблицы умножения, у другой – не понимает, как время по часам узнавать, третий не может самостоятельно собрать портфель…

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкДевочка Анна (12 лет) из приемной семьи на уроке английского в школе села Сенное в Брянской области
Девочка Анна (12 лет) из приемной семьи на уроке английского в школе села Сенное в Брянской области

"Ребята нам всем попались хорошие, добрые, трудолюбивые, но в основном они были слабенькие по учебе, обычные дети. Помню, как заставляла Сережку делать уроки, а он сидит и шепчет: вырасту, уеду и никогда-никогда не приеду. А я тогда ему говорю: ты, сынок, сначала давай выучись, потом пойди работать, а когда заработаешь на машину, то можешь и уезжать", — смеется Валентина Ивановна Климова.

Сегодня ее младшенький вырос, поступил в техникум в райцентре, но дорогу домой не забывает.

В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования.

В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкЖивущая в приемной семье 12-летняя Аня и приёмный сын учителя английского языка Валентины Климовой 17- летний Сергей у костра в селе Сенное Брянской области
Живущая в приемной семье 12-летняя Аня и приёмный сын учителя английского языка Валентины Климовой 17- летний Сергей у костра в селе Сенное Брянской области
Общество
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена