"Яндекс" получил 3,6 тысячи запросов по закону "о праве забвения"

Страница поисковой системы Яндекс. Архивное фото
Большая часть обращений касалась удаления ссылок на достоверную, но неактуальную информацию. В настоящее время "Яндекс" удовлетворил 27% запросов. В компании отмечают, что существующий закон требует доработки.

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости. Крупнейшая российская интернет-компания "Яндекс" получила 3,6 тысячи обращений от 1,348 тысячи человек об удалении ссылок на информацию в соответствии со вступившим в силу с 1 января 2016 года законом о "праве на забвение", по которому пользователь может потребовать удаления из поисковой выдачи недостоверной и неактуальной информации о себе, говорится в сообщении, опубликованном в блоге компании.

Депутаты ЛДПР на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Архивное фото
Депутат: существует запрос на удаление недостоверных данных интернета
Из общего числа обращений 51% касалось удаления ссылок на достоверную, но неактуальную информацию. В эту долю входят 23% обращений удалить ссылки на информацию о погашенных судимостях; 3% — информацию с признаками преступления, по которым истек срок привлечения к уголовной ответственности; 25% — об удалении ссылок на информацию, которую заявители считают неактуальной по другим причинам.

Еще 30% поступивших обращений — об удалении ссылок на недостоверную информацию; 19% — информацию, распространяемую с нарушением законов.

Исполнение

Из всех обработанных обращений "Яндекс" удовлетворил 27%, по 73% ответил отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения).

Как отметили в компании, самый высокий процент положительных ответов по обращениям о погашенных судимостях — около 70%. "Как правило, люди предоставляют справку об отсутствии судимости — этого достаточно, чтобы принять решение", — поясняет компания.

Однако это буквально единственный тип обращений, по которому редко возникают вопросы. Во всех остальных случаях доля полных, реже — частичных отказов составляет не менее 80%, а по обращениям об удалении ссылок на недостоверную информацию превышает 90%.

"Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую "Яндекс" не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы", — поясняет компания.

Закон не совершенен

"Яндекс" еще на стадии обсуждения законопроекта предупреждал о том, что закон не совершенен, заявляя, что он закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов.

Как отмечает компания, эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию.

"Часто при рассмотрении таких обращений нужно определить, имело место какое-то событие или нет. Например, человек требует удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в некачественно выполненной работе или невозврате долга. У "Яндекса" нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле. Поэтому мы отправляем людей в суд", — говорится в сообщении.

В результате, для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди рассчитывают на то, что "Яндекс" сам установит достоверность информации или факт нарушения закона, отмечает компания.

С достоверной информацией, которую заявитель считает неактуальной, ситуация еще сложнее. По закону это информация, "утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя". "Это довольно широкое определение, под которое подпадает множество ситуаций", — отмечает компания.

Однако есть общественно значимая информация, которая должна быть доступна пользователям, отмечает компания.

"Например, врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нем. Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача — это важная, общественно значимая информация", — поясняет компания.

В ходе обсуждения закона не раз отмечалось, что при решении вопроса о неактуальности информации нужно учитывать критерий ее общественной значимости. Но в законе прямо это не указано. "Между тем за время действия закона мы уже получили более 700 обращений от людей, информация о которых может быть предметом общественного интереса", — говорится в сообщении.

"Очевидно, что существующий закон требует доработки", — заключает компания.

Общество
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.