"Антитабачный закон" не стал стрессом для ритейлеров и ресторанов

Больше года назад, с 1 июня 2014 года в России вступил в действие новый антитабачный закон: было запрещено курить в заведениях общепита, поездах, самолетах, на кораблях, а также выкладывать табачные изделия в магазинах и продавать их в киосках.

МОСКВА, 10 июн — РИА Новости/Прайм, Антон Мещеряков, Надежда Цыденова. "Антитабачный закон", вступивший в силу в прошлом году, не стал серьезной проблемой ни для отечественных торговых сетей, ни для ресторанов, свидетельствует опрос компаний, проведенный РИА Новости.

Россия в 2014 году приняла ряд мер по борьбе с курением, в том числе ужесточила антитабачное законодательство, запретив с 1 июня 2014 года курить в заведениях общепита, поездах, самолетах, на кораблях, а также выкладывать табачные изделия в магазинах и продавать их в киосках.

Российские ритейлеры смогли компенсировать спад продаж сигарет ростом их ценника из-за повышения акциза, а ресторанные сети заранее готовились к изменениям, поэтому их клиенты спокойно восприняли новые ограничения.

Акцизы компенсировали закон

Директор по внешним связям "Дикси" Екатерина Куманина сказала, что с 1 июня 2014 года доля табачной продукции в товарообороте сети выросла на 0,6 процентного пункта. "Возможное падение продаж из-за запрета открытой выкладки было компенсировано приростом покупателей в связи с закрытием мелкой прилавочной розницы", — отметила она.

В других торговых сетях снижение продаж все же произошло. "За период с июня 2014 по июнь 2015 мы наблюдаем небольшое снижение продаж. Значительного перехода на низкий ценовой сегмент мы не наблюдаем", — рассказала директор по внешним коммуникациям "Ашана" Мария Курносова.

"После введения запрета на открытую продажу табачной продукции последовало ожидаемое снижение продаж", — отметила в свою очередь руководитель по внешним коммуникациям российского Metro Оксана Токарева.

Однако она указала, что влияние на спад продаж оказал в большей степени рост акциза (с 1 января 2015 года) и последующее повышение цен, нежели "антитабачный закон". Что касается предпочтений потребителей, то, если они и происходят, то также связаны в первую очередь повышением акцизов на табачную продукцию. Сегмент премиальных марок остается стабильным, а в демократичном сегменте растет доля более дешевых брендов.

Изменения от вступления в силу "антитабачного закона" подтвердили и в сети гипермаркетов "Глобус". В пресс-службе сети рассказали, что объем продаж табачных изделий в штуках упал почти на 19%, но из-за роста цен оборот в рублях вырос почти на 7%.

"Также снизилось количество покупателей табачных изделий на 6,4%, но при этом средний чек увеличился на 6,2%", — добавили в "Глобусе". В гипермаркетах сети также не наблюдают перемен в предпочтениях покупателей с доходом выше среднего. Так, сигареты стоимостью от 90 рублей и выше остались по продажам в штуках на уровне прошлого года. Выбор брендов также остался без изменений.

"Что же касается покупателей со средним доходом, которые покупали сигареты по цене от 60 до 90 рублей, то своим предпочтениям в брендах они остались верны. Однако количество продаж сигарет данной стоимости уменьшилось на 18%: люди стали либо курить меньше, либо вовсе бросили", — отметили в ритейлере.

При этом больше всего "антитабачный закон" повлиял на покупателей с достатком ниже среднего — потери продаж сигарет до 60 рублей составили 29%, но при этом выросли продажи по папиросам на 30%.

Рестораны подготовились заранее

Как и торговые сети, которые столкнулись со спадом продаж сигарет, российские рестораны также наблюдали отток клиентов — правда, длился он недолго, всего несколько месяцев после вступления закона в силу. В целом рестораторы признают: клиенты спокойно восприняли ограничения, и этому способствовала подготовка ресторанов к "антитабачному закону".

"Введение ограничений на курение однозначно негативно повлияло на работу сети. В первые месяцы посещаемость упала на 20%. Сократилось время пребывания клиентов в ресторане и количество заказанных блюд и напитков", — рассказала вице-президент сети ресторанов "Кружка" Галина Костив.

По ее словам, "Кружке" сразу после вступления в силу закона пришлось ввести расчет на месте, поскольку уходящие покурить гости могли — намеренно или нет — оставить заказ неоплаченным. Перед сетью также встал вопрос о том, как "маркировать" места гостей, которые вышли покурить, чтобы с их стола случайно не убрали посуду или чтобы стол не заняли другие гости.

В целом клиенты "Кружки" спокойно восприняли новые ограничения. "Но определенную часть курящих клиентов мы потеряли", — признает Костив, добавляя, что введение лицензирования статуса курящего или некурящего заведения было бы гораздо более эффективным для ресторанов.

Директор по корпоративным коммуникациям одного из крупнейших ресторанных операторов в России "Росинтер Ресторантс Холдинг" Елена Мазур также отметила, что в первые несколько месяцев действия закона многие рестораны почувствовали отток гостей. В то же время нельзя однозначно сказать, связано ли это с законом, или с другими факторами, например, с введенным в августе продовольственным эмбарго.

"Мы допускаем, что из-за закона некоторые люди перестали ходить в рестораны, однако вместо них пришли гости, ведущие здоровый образ жизни, а позже вернулись и курильщики", — отметила Мазур. Она добавила, что "Росинтер" готовился к новым положениям "антитабачного закона" заранее, и еще до вступления их в силу объявил некоторые рестораны территориями свободными от курения.

"Мы не можем сказать, что это стало стрессовой ситуацией", — заключила собеседник агентства. По словам Мазур, массовых жалоб от посетителей на "антитабачный закон" "Росинтер" не наблюдалось, напротив — гости позитивно восприняли отсутствие сигаретного дыма в ресторанах.

Закон есть закон, но нужны компромиссы

Президент ресторанного холдинга "Г.М.Р. Планета гостеприимства" Мераб Елашвили подтвердил, что гости ресторанов в течение трех месяцев привыкали к новым требованиям, однако большинство людей отнеслись к закону с пониманием, поскольку он един для всех. "Если бы закон действовал избирательно, применительно к отдельной категории общепита, то это бы вызывало недовольство у населения", — отметил он.

"Мы заранее подготовились к этому нововведению: отпечатали таблички для всех ресторанов, которые затем были развешаны на стенах, убрали со столов пепельницы, предвосхитили возможные негативные моменты, ведя разъяснительную беседу с нашими гостями", — рассказал президент холдинга. При этом он считает, что многие россияне восприняли антитабачный закон как ущемление своих прав.

"Сегодня идет борьба за то, чтобы курение разрешили, хотя бы в летних кафе и на верандах ресторанов, так как запрет на курение больно ударил по бизнесу, который и без того сейчас переживает тяжелые времена. В сложное для всей нашей экономики время, надо искать компромиссы, необходимо помогать и поддерживать предпринимателей", — рассуждает глава компании.

"С одной стороны — хорошо, что у нас становится больше некурящих людей, с другой стороны, чтобы поддержать бизнес, стоит вернуть места, где можно курить. Ведь курить или нет — это личный выбор каждого. Не сомневаюсь, что в случае принятия положительного решения о курении в летних кафе и на верандах, рестораторы сделают правильное зонирование, чтобы всем было комфортно", — добавил Елашвили.

Штраф из-за четыре миллиметров

Говоря о санкциях за нарушение положений "антитабачного закона", в "Росинтере" и "Г.М.Р. Планета гостеприимства" сообщили, что подобных штрафов не получали.

В свою очередь вице-президент "Кружки" рассказала об одном случае такого штрафа. Как и другие рестораны, сеть заранее подготовилась к новым требованиям закона — были напечатаны пиктограммы на вход, разработаны информационные материалы для объяснения новых норм посетителям. К 1 июня "Кружка" разместила эти материалы в ресторанах.

"И вот через год, весной 2015 года, "Кружке" на Коньково выписывают штраф на 80 тысяч рублей, причем одновременно на юридическое и физическое лицо! За что? За то, что кто-то курит в ресторане? Нет, никто не курит, пепельниц нет, запретные знаки размещены строго по закону. Но вот беда, размер запретной наклейки оказался на 4 миллиметра меньше, при общем размере наклейки 20 сантиметров", — удивляется Костив.

"Мы считаем, что для первой проверки это слишком строгое наказание, тем более, что подробные описания с указанием всех размеров этого запретного знака были опубликованы только 12 мая 2014 года, а в предыдущих распоряжениях указывались только общие размеры наклейки", — заключает вице-президент сети.

Общество
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена