Минобрнауки планирует изменить подходы к подготовке педагогов в России

Учитель проводит урок. Архив
По новой концепции развития педагогического образования, основной моделью подготовки преподавателей будет педагогический бакалавриат. Предлагает создать условия для практической работы студентов в школах.

МОСКВА, 10 янв — РИА Новости. Минобрнауки России планирует изменить подходы к педагогическому образованию, в частности, предлагается увеличить практическую составляющую обучения в педвузах и дать возможность изучать педагогику тем, кто получает профессию в непрофильных образовательных учреждениях, но хочет работать в школе.

Соответствующий проект концепции поддержки развития педагогического образования размещен на сайте министерства.

Проблемы педагогической сферы

В Минобрнауки отмечают, что система подготовки педагогов в России не менялась многие годы. Фактически в новых экономических условиях в РФ продолжает существовать система подготовки педагогических кадров, выстроенная в условиях регулируемого рынка труда, которые позволяли осуществлять обязательное распределение выпускников, контролировать число студентов и ограничивать мобильность абитуриентов.

"Результаты проведенного в 2012 году Минобрнауки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а среди гуманитарных — 42,86%", — говорится в документе.

В Минобрнауки выделяют три проблемы, которые влияют на качество подготовки педагогов. Во-первых, проблема входа в профессию: низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности; отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности; низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ.

Во-вторых, в министерстве отмечают недостатки подготовки: неудовлетворительное качество подготовки выпускников (отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы, устаревшие техники и методики); слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность; плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах.

В-третьих, существует проблема удержания выпускников в профессии: отсутствие механизмов привлечения на должность учителя способных выпускников, системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, карьерных перспектив, прогноза потребностей в педагогах по регионам и так далее.

Ожидаемый результат

В ходе реализации концепции должна быть создана новая система педагогической подготовки, отмечают в министерстве.

В частности, предполагается развитие прикладного педагогического бакалавриата как основной модели подготовки педагогических кадров. Он будет реализовываться в сетевом взаимодействии вузов, колледжей и школ. Программа такого бакалавриата предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практическую работу, говорится в проекте Концепции.

В Минобрнауки также считают необходимым разработать программы педагогической подготовки для студентов третьих и четвертых курсов непедагогического бакалавриата, которые учатся в вузах непедагогического профиля, но хотят заниматься педагогической деятельностью.

Предлагается создать магистратуру для подготовки учителей-методистов и управленцев и ввести приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования, а также практическую модульную магистратуру с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании.

Упор на практику

Проект Концепции включает стимулирование практической работы студентов в школах. При этом должна быть проработана схема оплаты труда этих студентов (в том числе — школой) и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе — вузом), не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений.

Также необходимо предусмотреть систему финансирования психолого-педагогической подготовки, включая практику, студентов непедагогических вузов.

Минобрнауки предлагает создать условия в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов, включая оплату труда стажеров, с выделением для этого необходимых финансовых средств.

Проект концепции предусматривает самостоятельную педагогическую деятельность студентов-практикантов (подготовку и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями; а также создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.

О квалификации и зарплате

В "дорожную карту" реализации концепции должна войти разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре.

Кроме того, необходимо разработать и ввести квалификационные требований к минимальному уровню педагогического образования учителей. Предполагается, что работать с детьми младшего возраста смогут педагоги, имеющие степень не ниже бакалавра. При этом психологи, логопеды, коррекционные педагоги и другие специалисты, которые работают с учащимися со специальными образовательными потребностями, должны окончить как минимум магистратуру.

Сроки исполнения

Реализацию концепции предполагается осуществить в несколько этапов. Так, в 2014-2015 годах в 17-25 вузах должны быть запущены пилотные проекты, которые подразумевают отработку новых моделей и программ, подготовку носителей новой идеологии и технологии педагогического образования. В это же время необходимо разработать предложения по изменению системы приема на педагогические программы.

В 2016-2017 годах предполагается разработка новой системы распределения бюджетных мест для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы, а также расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.

Общество
Обсуждение
2 пользователя оставили 5 комментариев
  • "предполагается развитие прикладного педагогического бакалавриата как основной модели подготовки педагогических кадров".
    Одна из секретных разработок МОН - это "Прикладной бакалавриат". Секрет состоит в том, что практически никто не знает автора этой разработки. Никто не знает, почему обучаемые уже 3-й год "в порядке эксперимента" прикладные бакалавры обучаются в том числе и в СРЕДНИХ специальных учебных заведениях.
    Никто не знает, почему прикладных бакалавров, которых никто еще в глаза не видел, должно быть к 18-му году по правительственной программе 30% процентов от всех бюджетников.
    Кстати, в Болонской декларации, согласно которой в России появились бакалавры, прикладные бакалавры не упоминаются. Таким образом, если Болонский процесс, направленный исключительно на унификацию образования в Европе с целью повышения мобильности студентов и преподавателей, предусматривает выпуск, бакалавров, магистров и докторов наук, то Россия оставила кандидатов наук, специалистов, а теперь прибавит к ним еще и практических бакалавров. Что-то на унификацию это никак не похоже.
    Возникает естественный вопрос: А на что же тогда это похоже?
    Кстати, а зачем нам мобильность с Европой -- Россия будет готовить контингент для Единой Европы? Может, мы пойдем туда, куда наши братья-украинцы отказались недавно идти? А Если мобильности с Европой - и туда и оттуда - не предвидится, то зачем было вводит бакалавров-магистров?

    Сообщения РИАН о новациях МОН сильно напоминают проповеди по радио штатных работников Ватикана. Та же удивительно гладкая речь и полная уверенность у слушателей, что бог есть. Отличие только в том, что в данном случае слушатели (читатели) твердо уверены в том, что все, что ни делает МОН, направлено на повышение качества образования. И там, и там слушателей (читателей) крайне мало...
    17:07
    10.01.2014
  • "предполагается развитие прикладного педагогического бакалавриата как основной модели подготовки педагогических кадров".
    Одна из секретных разработок МОН - это "Прикладной бакалавриат". Секрет состоит в том, что практически никто не знает автора этой разработки. Никто не знает, почему обучаемые уже 3-й год "в порядке эксперимента" прикладные бакалавры обучаются в том числе и в СРЕДНИХ специальных учебных заведениях.
    Никто не знает, почему прикладных бакалавров, которых никто еще в глаза не видел, должно быть к 18-му году по правительственной программе 30% процентов от всех бюджетников.
    Кстати, в Болонской декларации, согласно которой в России появились бакалавры, прикладные бакалавры не упоминаются. Таким образом, если Болонский процесс, направленный исключительно на унификацию образования в Европе с целью повышения мобильности студентов и преподавателей, предусматривает выпуск, бакалавров, магистров и докторов наук, то Россия оставила кандидатов наук, специалистов, а теперь прибавит к ним еще и практических бакалавров. Что-то на унификацию это никак не похоже.
    Возникает естественный вопрос: А на что же тогда это похоже?
    Кстати, а зачем нам мобильность с Европой -- Россия будет готовить контингент для Единой Европы? Может, мы пойдем туда, куда наши братья-украинцы отказались недавно идти? А Если мобильности с Европой - и туда и оттуда - не предвидится, то зачем было вводит бакалавров-магистров?

    Сообщения РИАН о новациях МОН сильно напоминают проповеди по радио штатных работников Ватикана. Та же удивительно гладкая речь и полная уверенность у слушателей, что бог есть. Отличие только в том, что в данном случае слушатели (читатели) твердо уверены в том, что все, что ни делает МОН, направлено на повышение качества образования. И там, и там слушателей (читателей) крайне мало...
    17:07
    10.01.2014
  • "В "дорожную карту" реализации концепции должна войти разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре".

    Вот так. МОН, последнее время постоянно утверждающее, что надбавки за ученую степень - подлежащий ликвидации анахронизм, хочет ввести надбавки магистрам! Но кто же тогда пойдет в заочную аспирантуру, если надбавки кандидатам отменят?
    17:42
    10.01.2014
  • 1) Для повышения (!) качества образования педагогов период их обучения уменьшен на 1 год - с 5 лет до 4.
    2) Зарплата педагогов на СТАВКУ за два года повышения увеличилсь с 66% от средней зарплаты в экономике России до 70% (vasilisa44.livejournal.com). Не идут выпускники педвузов на эти зарплаты, и НЕ ПОЙДУТ.
    3) Пойдут на эти учительские зарплаты из других профессий только неудачники или идиоты.
    4) Повышать практическую составляющую - это вынужденная мера. Сегодня 1 млн. учителей выполняет работу 1,38 млн. ставок. Учить некому. Только результат будет обратный - студент за длительный период практики поймет, что работать ему, чтобы получить среднюю зарплату по экономике региона, придется на 2 (две) ставки. И вывод сделает правильный.
    13:17
    11.01.2014
  • Мониторинг хреновый. Результат:
    "Результаты проведенного в 2012 году Минобрнауки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности"
    13:23
    11.01.2014
  • 1-го января канал Лайф ньюс показал документальные кадры избиения школьных учителей учениками. Здесь нет смысла говорить о юридической стороне дела, но есть смысл сказать в связи с показанными сюжетами, что предложенная на сайте министерства «концепция» никаких чувств, кроме досады, вызвать не может.

    Провозглашение основной целью повышение качества подготовки педагогических кадров имело бы смысл, если критерии качества были бы сформулированы. Заслуженный учитель СССР В. Шаталов в одном из своих последних интервью говорил, что самое важное в работе учителя – точность формулировок. Вот как раз точности формулировок «концепции» и не хватает. Сама «концепция не является документом, т. к. не содержит исходных данных (даты, подразделения, выпустившего документ, должности и фамилии ответственного лица). Это бумажка в электронной форме, черновик, демонстрирующая неуважение к работникам школ и вузов.

    «Концепция» содержит откровенные англицизмы (пресловутые компетенции) и прямо использует термины на английском языке (Liberal Arts). Часть факторов, определяющих эффективность образования и не удовлетворяющие авторов концепции (повышение доли студентов педвузов, не желающих работать по специальности, снижение уровня подготовки абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, повышение доли преподавателей, «не удовлетворяющих современным требованиям»), упоминаются только в начале – в констатирующей части.

    «Концепция» содержит смысловые противоречия. Так, с одной стороны, предлагается замена значительного объема теоретических курсов на практический компонент (практика и стажировки), с другой, – «подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и вне системы образования». Текст содержит как неустановившуюся (универсальный бакалавриат, профессиональная магистратура), так и ошибочную (интернатура для специалистов систем образования) терминологию.

    Неясно, кому, кроме грантополучателей МОН, нужна «разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации) для кандидатов (в т.ч. выпускников) на работу в сфере общего образования», если опыт Татарстана по обязательной сдаче ЕГЭ по своей специальности учителями и выпускниками педвузов уже показал достаточную эффективность контроля этих самых испытаний.
    01:17
    12.01.2014





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.