Школьные олимпиады должны стать мощным социальным лифтом

Открытый педсовет (232)
© РИА НовостиДиректор Центра педагогического мастерства Иван ЯщенкоДиректор Центра педагогического мастерства Иван Ященко
В 1990-2000-х гг. Всероссийская олимпиада стала проводиться практически по всем школьным предметам. Ее финал, на который съезжаются лучшие ребята из всех регионов России, проходит на очень высоком уровне. Олимпиада стимулирует работу с талантами и становится социальным лифтом, не сдерживаемым бюрократическими ограничениями.

Олимпиадное движение в нашей стране началось с олимпиад по математике в 1930-е годы. Тогда, в 1934 году, прошла первая олимпиада по математике в Санкт-Петербурге, а в 1935-м году — в Москве. С тех пор они обе проходят ежегодно. Чуть позже (в 1939 году) в МГУ состоялась первая физическая олимпиада. Эти турниры дали старт развитию олимпиадного движения вначале в крупных городах, а затем, в 1960-х годах, и по всей стране. В 1990-2000-х гг. Всероссийская олимпиада стала проводиться практически по всем школьным предметам. Сейчас их 21.

Всероссийская олимпиада сейчас состоит из четырех этапов – школьного, муниципального, регионального и заключительного. Финал, на который съезжаются лучшие ребята из всех регионов России, проходит на очень высоком уровне, задания там очень сложные, творческие, многие из них и взрослым не по силам.

Региональные команды формируются по итогам третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады. Важно отметить, что в последние годы были отменены региональные квоты на участие школьников в заключительном этапе. Раньше каждый регион посылал туда команду определенной численности. В некоторых случаях это ограничивало возможности ребят на участие в финале, потому что у жителя крупного региона шансов пробиться в команду фиксированного размера (каким бы он ни был – 5 или 10 человек) было на порядок меньше, чем у жителя региона меньшего. Поэтому в последние годы было установлено правило, которое гарантирует ребятам равные шансы попадания на заключительный этап олимпиады.

Региональный этап проходит по единым задачам по всей стране в один день. После него от каждого региона гарантированно кто-то посылается на заключительный этап. Но основной отбор идет следующим образом – после проверки работ создается единый итоговый список по всей стране, и на финал едут ребята, которые показали лучшие результаты вне зависимости от того, в каком регионе они живут. В один год от региона может поехать 5 человек, в другие – десять, три, два… Это зависит от того, сколько действительно ярких, одаренных ребят в этом регионе, это не завязано на квоты. И если в каком-то регионе идет сильная работа по тому или иному учебному предмету, то эту работу можно смело развивать, не опасаясь, что от региона поедет только 5 человек.

Это очень важно для школ. Ярким примером может служить московская школа 2007, которая за несколько лет продемонстрировала фантастический рост достижений по математике, физике, информатике. Если бы у нас оставались региональные квоты, то в команду Москвы по этим предметам входили бы в основном ученики одних и тех же школ — 57 или 2, 1543 или 1303, СУНЦ им. Колмогорова, — а для других не хватило бы места. А теперь многие учителя понимают, что если дети будут хорошо подготовлены, то они попадут в команду, и это будет полезно и детям и школе, которая сможет показать себя на олимпиаде.

Таким образом, олимпиада стимулирует работу с талантами и становится мощным социальным лифтом, не сдерживаемым бюрократическими ограничениями.

На третий, региональный этап школьники попадают по итогам второго этапа, который проводится в муниципалитетах (в Москве это административные округа). Соответственно, на второй этап проходят по итогам школьного. В Москве на эти окружные олимпиады приглашаются все победители и призеры первого (школьного) этапа в 7-11 классах. Здесь нет никаких ограничений (например, «не более 2 человек из класса»), которые мешают заинтересованным ребятам попробовать свои силы.

Школьный этап нынешнего года показал рост интереса ребят, уровень их образования за год по многим предметам, но основные итоги нам еще предстоит подвести. В Москве олимпиада прошла во всех школах с 5 по 11 класс, число участников колеблется от 30 до 100 тысяч человек по предмету.

Первый этап Всероссийской олимпиады — самый массовый и один из самых важных. В отличие от заключительного этапа, где задачи очень сложные, задачи для первого этапа доступны каждому ребенку, который интересуется учебным предметом (например, химией, физикой или историей), но нигде кроме школы им не занимается. Этот этап удобен тем, что проходит в школе, не требует от ребенка никаких поездок.

Одаренные дети часто сталкиваются с проблемой: как только ребенок проявил себя в каком-то предмете, его начинают дергать: «Всё, теперь ты будешь заниматься математикой, раз у тебя это получается». А вдруг на самом деле ему ближе история, но пока ему не попался хороший учитель? Школьный этап олимпиады дает возможность ученикам попробовать себя в разных областях, поэтому мы уделяем ему очень большое внимание.

К сожалению, до последних лет по многим предметам школьный этап проходил формально. Еще три года назад по многим предметам его вообще не было. Учителя просто так кого-нибудь записывали в победители: «Васенька пятерки получает, давайте мы его запишем, и он от школы куда-нибудь съездит». Это, конечно, лишало многих ребят, особенно тех, кого «не любит» учитель или просто троечников, возможности себя проявить. Бывает же так, что школьник получает тройку, потому что ему не нравится предмет или учитель или потому что ему неинтересно, а на олимпиаде он бы выступил.

Мы обязаны решать эту проблему, и в последние годы руководство олимпиады уделяет ей особое внимание, бросая мощнейший ресурс на проведение школьного и окружного этапов.

В этом году первый этап прошел в Москве с мощной ИКТ-поддержкой. Например, весь школьный этап олимпиады по информатике проходил через единую систему тестирования, ученики выполняли задания на централизованном общегородском сервере. Это гарантировало, что все находятся в равных условиях, все работы проверяются одинаково.

Понятно, что всегда возможны накладки, кому-то не нравятся задачки, но проведение олимпиады – это открытый процесс, в который активно включены ассоциации учителей.

Что касается охвата учащихся, то, конечно, можно было бы «согнать» на олимпиаду как можно больше участников. Но этого мы не хотим, ни в коем случае. Нам важно, чтобы каждый ребенок имел возможность себя показать и подготовиться к окружному этапу. Поэтому в Москве в сентябре появилась методическая онлайн-поддержка учителей по школьному и окружному этапу олимпиады. Мы хотели дать учителям и детям материалы, по которым они могли бы понять, что такое олимпиада, какие там бывают задачки. Для нас это очень важное направление работы. Кроме того, проходят мощнейшие практические курсы, куда приглашены учителя из всех школ Москвы, организуются бесплатные дополнительные занятия, интернет-ресурсы для школьников.

Сегодня Всероссийская олимпиада школьников – не единственная, на которой дети могут испытать свои силы, существуют и другие олимпиады для школьников, находящиеся вне системы Всероссийской олимпиады. И это в том числе позволяет ребенку, который неудачно выступил на том или ином этапе всероссийской олимпиады школьников, попробовать себя в течение учебного года на разных турнирах.

Одно из важнейших мероприятий такого рода, которое проводится Департаментом образования Москвы и ведущими вузами – Турнир им. М.В. Ломоносова. Его придумал математик Николай Николаевич Константинов еще в 1978 году, и сейчас мы начинаем с него каждый учебный год. Это большая и массовая олимпиада, на которой ученик может попробовать себя в разных предметах, чтобы потом осмысленно работать в течение года. На турнир приходят все желающие, школа никого не направляет. Зачастую именно там школьник узнает о своем интересе к новому предмету, заново открывая для себя математику или литературу, или впервые узнает об астрономии или лингвистике.

Есть олимпиады по разным предметам вне Всероссийской олимпиады, причем в последние годы, что очень приятно, их становится больше за пределами столичных городов. Конечно, ни у какой олимпиады сегодня нет такого охвата школьников, как у Всероссийской.

Главная ее цель – предоставить каждому ребенку возможность проявить и впоследствии развить свой талант. Вторая цель – выявить ребят, которые себя уже проявили на олимпиадах, и организовать их целевую поддержку. Третья цель, гораздо более узкая (она касается, по сути, только выпускных классов), — принять без экзаменов в любой вуз призеров заключительного этапа олимпиады по соответствующему направлению. Этот способ поступления в вуз очень подходит творческим детям, которые могут растеряться во время ЕГЭ.

Этот способ поступления в вуз открыт и прозрачен. По всем этапам Всероссийской олимпиады протащить двоечника невозможно – всё публично, все про это будут знать. Я не припомню примеров того, чтобы школьник нечестным способом становился победителем заключительного этапа Всероссийской Олимпиады. Попытки на региональном уровне были, но на заключительном этапе все выявлялось именно за счет правильно организованной системы – многоуровневой и прозрачной.

Кроме того, победителей и призеров заключительного этапа по каждому предмету не так много — даже на самых массовых олимпиадах это обычно 20-30 человек в год. С одной стороны, этих детей любой профильный вуз почтет за честь иметь среди своих студентов. С другой — это настолько небольшая доля в общем приёме, что, конечно, для общего потока выпускников этот путь к высшему образованию гораздо сложнее сдачи любых экзаменов. Для вуза же олимпиада дает возможность отобрать самых творческих, заинтересованных ребят, тех, кто может потом принести ему славу.

Общество
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Возможно она и станет лифтом, но вот я пока этого не видел. Почему ?
Все просто - меня как победителя ряда областных олимпиад могли принять без экзаменов в 1-2 ВУЗа, что мне не интересно. А в МГУ я поступал на общих основаниях и там мои победы не влияли на зачисление. Ну а поступив, какое СОЦИАЛЬНОЕ положение я получил ? Стал СТУДЕНТОМ - вот уж великая социальная карьера, а лифт так вообще фантастический (иронически).
Вывод - речь не о социальном лифте (это понятие из другой области), а о поиске одаренных детей и помощи им в дальнейшей жизни. Ме помогала школа, родители, друзья. Государство - максимум не мешало.
Статья посвящена Всероссийской олимпиаде. "Школьные олимпиады должны стать мощным социальным лифтом" - читаем в заголовке. Для 20-30 человек - читаем в конце. Поздравляю. Приплыли.

Олимпиады РСОШ, действительно, являются социальным лифтом. В отличие от крайне бюрократизированной и часто нечестной на региональном и муниципальном уровнях Всероссийской олимпиады. И, наверное, именно поэтому их регулярно пытаются прикрыть. Пока до сих пор Минобрнауки не опубликован даже проект Перечня олимпиад РСОШ - а ведь он согласно документам Минобрнауки должен быть опубликован до 10 ноября.
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена