Рейтинг@Mail.ru
Рожков: мифы о законе "Об образовании" до сих пор не развенчаны - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рожков: мифы о законе "Об образовании" до сих пор не развенчаны

Читать ria.ru в
С 1 сентября вступает в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации". Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.

С 1 сентября вступает в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации". Для его реализации должно быть принято более 100 подзаконных актов федерального уровня. Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.
— Артемий Игоревич, какие изменения произойдут в системе образования в связи с принятием нового закона?
— Их много, сложно коротко рассказать обо всех. Так, существенные изменения касаются уровней образования.
В новом законе больше нет понятия начального профессионального образования – рабочих и служащих будут готовить по программам среднего профессионального образования.

Дошколенок - счастливый ребенок
Дошколенок - счастливый ребенок
Уровнем образования стало дошкольное образование, и содержание данного уровня образования должно регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом, который сейчас активно обсуждается. А с 1 января 2014 года детские сады будут финансироваться как школы: расходы на зарплату и обеспечение учебного процесса несет субъект федерации, на содержание зданий и коммунальные платежи – муниципалитет.
Уровнем образования становится и аспирантура, учеба в ней рассматривается шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации. А сама процедура присуждения ученых степеней регулируется федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Новый закон регулирует достижения, появившиеся за последние 20 лет: сетевую форму обучения, кредитно-модульную систему и прочее.

— Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки Россиии проводит в связи с новым законом серию семинаров. Какова их цель?
— Основная цель – разъяснить коллегам, что именно меняет закон в их деятельности. Кроме того, часто приходится заниматься развенчанием мифов о законе – они до сих пор есть. Приходится разъяснять, что он не вводит платное образование, не снижает количества бесплатных услуг, даже наоборот – впервые вводит общедоступный прием в организации среднего профессионального образования, норму, которая была закреплена в Конституции РФ, но реально не выполнялась.
Мы помогаем руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений начать работать по новому закону. У них возникают вопросы, касающиеся правового статуса образовательных организаций, обучающихся, педагогических работников, лицензирования и государственной аккредитации, уставов, локальных актов… На семинарах мы рассказываем об основных новациях, отвечаем на вопросы. Важным итогом семинаров является для нас получение интересных вопросов. Порой на некоторые из них ответить сложно, приходится специально еще раз посмотреть нормы нового закона и других, связанных с данным законом и подзаконными актами, чтобы дать компетентный ответ. Желающие могут проконсультироваться с нами онлайн через наш информационный портал "Реализация федерального закона "Об образовании в РФ".
Посещают наши семинары в основном руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ, детских садов и техникумов. На каждом присутствует от 100 до 500 человек. Только на август запланировано 26 семинаров, некоторые уже прошли — в Самаре, Оренбурге, Томске, Кемерово, Грозном, Махачкале и других регионах. Участие в семинарах для региональных коллег бесплатно. Проект финансируется Минобрнауки России. Мы завершаем разработку образовательных модулей – для работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования, по каждому модулю будут подготовлены учебные пособия, а в следующем году обучены региональные тьюторы.
НИУ ВШЭ принимала участие в работе над законом, оказывала экспертную помощь Минобрнауки, мы сотрудничаем и с юристами в сфере образования из регионов, которые знают о вопросах реализации закона, что называется, "с земли".

— Какие новации вызывают больше всего вопросов?
— Много вопросов связано с экстернатом. Окончательно установлено, что экстернат — это не форма образования, а форма прохождения государственной итоговой аттестации для лиц, получающих образование в семье, самостоятельно или в организации, не имеющей государственной аккредитации. Причем согласно новому закону те, кто получает таким образом основное общее или среднее общее образование, имеют право пройти аттестацию бесплатно. Раньше статус экстернов был не определен, и новая ситуация вызывает вопросы. Мы объясняем, что по новому закону для экстернов не нужны никакие особые программы. Просто если родители ребенка, допустим, воспользовались правом на семейное обучение, он может прийти в школу, сдать экзамены и получить в итоге аттестат об общем образовании соответствующего уровня.
Есть более частные вопросы – например, учреждение среднего профессионального образования реализует помимо прочих программу общего среднего образования. Как ее лицензировать? Мы помогаем с разъяснением подобных процедур.
Пока приходится работать в сложной ситуации. Большое количество подзаконных нормативных актов еще не принято. Поэтому на целый ряд вопросов приходится отвечать, используя положения, содержащиеся в проектах подзаконных актов, разрабатываемых Минобрнауки России.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала