Эксперт: несмотря на проблемы ЕГЭ, качество заданий повышается

© Фото : предоставлено НИУ ВШЭРуководитель магистерской программы Измерения в психологии и образовании Института образования НИУ ВШЭ Екатерина ОрелРуководитель магистерской программы Измерения в психологии и образовании Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел
Как готовят разработчиков тестов для ЕГЭ и ГИА для школьников и для оценки компетенций взрослых людей, в интервью РИА Новости рассказала руководитель магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел.

Многие решения в образовании сегодня принимаются на основе результатов независимых тестирований. Это итоговая аттестация школьников, включая ГИА и ЕГЭ, промежуточные экзамены, сравнительные исследования качества образования — PIRLS, TIMMS, PISA, оценки компетенций взрослых людей. Как готовят разработчиков таких тестов, в интервью РИА Новости рассказала руководитель магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел.

— Екатерина Алексеевна, каковы общие принципы разработки материалов для централизованных экзаменов, будь то российский ЕГЭ или американский TOEFL?

— Любой централизованный экзамен не может быть основан на субъективных идеях конкретных людей. Его результаты объективны в том смысле, что за ними стоит сложный механизм апробации и "настройки" заданий теста с помощью различных статистических процедур. Результат этой работы даёт возможность принимать решения об уровне знаний человека и о том, в какой мере у него сформированы те или иные компетенции. Для нашей страны это очень актуально, налицо прогресс: несмотря на проблемы, которые возникают с организацией проведения ЕГЭ, качество контрольных измерительных материалов (КИМ) для него растет с каждым годом.

Но знания — это лишь одна из областей, какую мы должны оценивать. В связи с новыми стандартами для школ все чаще говорят о необходимости проверять компетенции, и для этого нужно разработать определенные показатели и способы их оценки. В высшей школе, в бизнесе они уже существуют. Так, слушатели нашей магистерской программы участвуют в разработке КИМов, которые используются в Высшей школе экономики для оценки знаний студентов, в их основе лежит компетентностный подход. Во многих компаниях отделы по работе с персоналом используют аналогичные инструменты, чтобы оценить компетенции сотрудников и принимать кадровые решения.

Те, кто умеет конструировать тесты для студентов и школьников, давать их обоснование, и те, кто разрабатывает методики отбора персонала, — по большому счету, одни и те же специалисты. Во всем мире на них сегодня огромный спрос.

—  С одной стороны, есть ЕГЭ и ГИА, с другой стороны — PIRLS, TIMMS и PISA, на результаты которых часто ссылаются эксперты в области образования. В чем разница в подходах?

— Мы много работаем с данными международных сравнительных исследований, проводим их содержательный анализ. Их задания ориентированы не просто на то, чтобы выявить наличие или отсутствие того или иного знания, а на то, как школьник умеет эти знания применить. Задания составлены так, чтобы вписать это знание в контекст реальной практики. Понятно, что если ГИА и ЕГЭ — это экзамены с высокими ставками, то от результатов международных сравнительных исследований не зависит судьба конкретных учеников.

— Чем занимаются выпускники программы "Измерения в психологии и образовании"? Какие тесты они разрабатывают?

— Как показывает опыт трудоустройства, они работают в разных сферах, так или иначе связанных с измерениями, — занимаются соответствующими исследованиями в социальных науках, анализируют данные ЕГЭ, разрабатывают мониторинги для школ, занимаются оценкой персонала в крупных компаниях. Среди выпускников есть и преподаватели.

Еще один актуальный тренд — компьютерное тестирование. Компьютер дает большие возможности для оценок, можно уже в процессе тестирования увидеть, как развиты у человека компетенции, и тут же более тонко подстроить задания под его уровень, чтобы дать более четкую и дифференцированную картину его компетентности.

— Как строится обучение? Какие курсы должен освоить человек, которому предстоит разрабатывать материалы для всевозможных тестирований?

— В учебном плане нашей программы мы стараемся добиться баланса между курсами чисто математическими, начиная статистикой и заканчивая методами многоуровневого моделирования, и психологическими. Специалист не просто должен работать с цифрами, но и понимать, что за ними стоит. Мало знаний математики, нужно понимать психологические процессы, которые приводят человека к результату. Очень важен мировой опыт измерений в области психологии и образования, поэтому у нас много зарубежных преподавателей — например, из Стэнфорда, Бостон-колледжа, перед нашими студентами выступали те, кто придумал исследование PISA.

— Какое базовое образование должен иметь специалист по измерениям в образовании? Ведь аналогичных программ нет на уровне бакалавриата.

— К нам приходят с самых разных направлений — не только психологи, но и педагоги, социологи, специалисты из социальных, гуманитарных наук. Поэтому все курсы начинаются с вводной, адаптационной части, и мы стараемся гибко подстроить содержание курсов под уровень студентов. Как показывает практика, студенты разных специализаций достаточно легко встраиваются в учебный процесс.

Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости

Общество
Комментарии
3 пользователя оставили 3 комментария
Если все так хорошо с тестированием, то почему один из кандидатов в президенты РФ на последних выборах пообещал отменить ЕГЭ? Почему Россия вышла из PISA?
Тестирование - самый дешевый контроль знаний учащихся. Экзамен - самая активная (и дорогая!) форма обучения: фактически только на экзамене большинство студентов могут разговаривать с лектором о изучаемом предмете.
Рекомендация министерства вузам заменить все экзамены тестированием (частично уже претворенная в жизнь) - путь удешевления образования за счет его качества.
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена