Разговор без слов - один день профессора Суворова

Профессор Суворов учит студентов-психологов работать с детьми, у которых нет зрения и слуха. Он знает, о чем говорит. Он – слепо-глухой профессор.

Ольга Гришина, РИА Новости.

Профессор Суворов учит студентов-психологов работать с детьми, у которых нет зрения и слуха. Он знает, о чем говорит. Он – слепо-глухой профессор.

Профессор и его голос

Утро. Лекция в Московском городском психолого-педагогическом университете. За преподавательским столом - двое. Они общаются с помощью дактильной азбуки, попросту – разговаривают руками. Один прикасается к бегающим пальцам другого, ладонью считывая слова. Александр Васильевич Суворов - единственный в России слепо-глухой профессор с помощью переводчика Олега Гурова читает на факультете «Клинической специальной психологии» курс о своей оригинальной методике совместного воспитания больных и здоровых детей.

Для студентов  курс Суворова – по выбору, посещаемость здесь не контролируют, как на обязательных предметах. И не надо – у этих слушателей мотивация другая, у многих студентов интерес личный -  родственники, друзья или и знакомые столкнулись с теми же проблемами, о которых рассказывает Александр Васильевич. 

«Курс профессора построен на его уникальном опыте участия в совместных лагерях для больных и здоровых детей, - говорит заведующая кафедрой специальной психологии Татьяна Басилова. - Его лекции – это, прежде всего, знакомство с самой личностью Александра Васильевича».

Суворов все, о чем рассказывает, проверил на себе. Он в три года почти полностью ослеп. А в девять потерял слух.

«Поражает, конечно, когда Суворов рассказывает о своей жизни. Я смотрела, как они общаются с Олегом, и просто любовалась, - говорит Нуами Скирру, студентка 4-го курса. - После сегодняшней лекции я сама задумалась: может стать переводчиком?»

Аудитория оживляется, когда Суворов предлагает собравшимся описать их образ по руке: «Смотреть на меня как на оракула не надо. Я ничего не предсказываю. Прислушиваюсь к своим ощущения и делаю вывод о личности обладателя ладоней. В них может быть вовсе не концентрация тепла, а  наоборот, концентрация холода, сквозняк».

Главное для реабилитации – это круг общения

Закончилась лекция. В коридоре пожилая женщина берет Суворова за руку, и на лице Александра Васильевича появляется улыбка. Узнал. Людмила Обухова была в студенческие годы профессора куратором его группы. В качестве эксперимента в начале семидесятых он и еще три слепо-глухих студента поступили на факультет психологии МГУ.

«Самое главное – это круг общения, он помогает реабилитации человека. В университете Суворов общался с лучшими учеными, иностранными специалистами», - говорит Людмила Обухова.

Людмила Обухова: "Я не чувствую, что он меня не слышит и не видит"


Они вместе работали в лаборатории обучения и воспитания глухих детей  Академии педагогических наук СССР (сейчас  Российская академия образования). Первой экспериментальной площадкой для Суворова стал Загорский интернат для слепоглухих, в котором учился когда-то и он сам.

Суворов защитил кандидатскую диссертацию, меньше чем через два года – докторскую,  написал более 20 книг, которые переведены на большинство европейских языков. В 1991 году  Саскуаханский университет  (США) присвоил ему звание почётного международного доктора гуманитарных наук. С 1999 года Александр Суворов стал действительным членом Международной академии информатизации при ООН.

Десятки наград и званий получены от всевозможных детских организаций. Международная ассоциация детских фондов присвоила ему Золотую медаль имени Льва Толстого. В России такая награда всего у трех педагогов. Но самое ценное для Суворова – признание детей. «Орден Буратино», который вручили ему ребятишки летом этого года, Александр Васильевич надел и на встречу со студентами.

Свистеть 15 раз

Дела в университете закончились. Едем домой к профессору.

Редакционный микроавтобус -  машина с высокой посадкой. Но Александр Васильевич не любит, чтобы его излишне опекали, и Олег по привычке забирается в машину первым. Суворову трудно поднять ногу на нужную высоту, он спотыкается и чуть не падает. Две агрессивно-сердобольные старушки, заметив нашу «бесчувственность», начинают махать кулаками и ругаться, что мы не суетимся вокруг профессора, не помогаем ему.

«Такое бывает. Людям кажется, что я должен предпринимать какие-то действия, чтобы помочь. Но меня как сопровождающего не должно быть слишком много. Если надо, Суворов и в магазин один может сходить», - говорит Олег.

Как слепо-глухие ходят в магазин? Даже если знаете азбуку для слепых - этикетки и ценники написаны не по Брайлю.

Так что профессор в бытовых мелочах ориентируется на ощупь. Или зовет на помощь. Раньше, выходя на улицу без сопровождения, вешал на грудь инструкцию, как с ним общаться.

Сейчас решил пользоваться свистком – можно быстрее привлечь к себе внимание, надежнее. Свистеть в магазине приходится раз пятнадцать. Спокойно и уверенно профессор чувствует себя только тогда, когда рядом близкий человек. Олег.

«Я детям доверяю, с ними безопаснее»

Пока едем в машине, Олег рассказывает: «Мы очень сильно зависим друг от друга. Я научился у Александра Васильевича, прежде всего, терпению и выдержке: бодрой, человечной, великодушной».

Профессор нас не слышит, и мне неловко. «Обращайся к нему напрямую. Представь, что я просто средство, обычная техника», - говорит мне Олег.

С этой «просто техникой» Суворов познакомился в Интернете, пол года переписывались по электронной почте. Потом, в 2002 году, Олег уговорил Суворова пойти в поход. В горы. Хотя у Александра Васильевича тогда начались проблемы с ногами - даже на ровной дороге они постоянно подворачивались. А тут с ребятишками из детской организации «Тропа» он отправился в поход…

«Олег меня заверил, что со специальным приспособлением травм не будет. А я вообще в этом отношении детям доверяю. Они меньше за меня бояться, и поэтому, как ни парадоксально, с ними безопаснее», - рассказывает Суворов.

Здоровым, конечно, трудно понять степень уместности заботы о людях  с ограниченными возможностями. «Инвалидов либо жалеют, либо от них отодвигаются», - говорит коллега Суворова Татьяна Басилова.
Суворов, впрочем, не принимает этот термин: «А разве есть люди с неограниченными?

Жизнь в полно

Татьяна Басилова: "Люди либо жалеют, либо отодвигаются"

й темноте и тишине

Спрашиваю: что спасает? Суворов отвечает: творчество. Вообще-то, он на большинство вопросов отвечает собственными стихами. Те, что не помнит наизусть, быстро находит в карманном компьютере.

Когда разговор

заходит о музыке, Александр Васильевич достает губную гармошку, играть на которой научился еще в детстве. Пронзительный и пронизывающий звук. После любимого вальса на глазах профессора, кажется, слезы.

«У меня не бывает немузыкального настроения. Как только уходит мысль, приходит музыка. Мне даже кажется, что музыка и есть моя душа», - говоритСуворов.

Дома. Первое, что бросается в глаза в коридоре - спортивный уголок. У Суворова из-за болезни Фридриха, редкого заболевания спинного мозга, проблемы с ногами.

«Александр Васильевич вынужден делать зарядку каждый день. Тренировки  пока дают результаты», - объясняет Олег.

Врачи считают, что профессору грозит полная неподвижность. Скоро грозит.

Профессор играет с Олегом в шахматы. Шутливо ругаясь, что тот неправильно расставил фигуры, и за пару ходов делает мат.

Два огромных шкафа, как и положено в профессорском доме, забиты книгами. Рельефно-точечными. Это уникальная библиотека с текстами по Брайлю.

Текст на компьютере Суворов набирает на обыкновенной клавиатуре,  читает при помощи приставки с брайлевскими буквами. Регулярно пополняет свой сайт. "По Интернету, - улыбается профессор,  - я  даже зачеты у студентов принимаю".

Пишет, пишет… Его научные труды и статьи по психологии можно найти в сетевых изданиях.

Но главной своей книгой Суворов называет сборник стихов «Достоинство в склепе». Склеп – это когда в тишине и темноте. Скоро, возможно, в неподвижности…

Что там в темноте светит ему и помогает жить? Жить, как он умеет?

Говорит: «Любовь -  это источник сил. Любить самому. Тогда, действительно, есть ради кого жить и ради кого держаться».

По очереди прощаемся с профессором, выводя на его руке обычные печатные буквы. Суворов с улыбкой говорит, что теперь он точно знает, сколько человек было у него в гостях. Надеемся. Что от наших ладоней сквозняком не повеяло на профессора.

Общество
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена