Новый год в России: предсказания сюлюкюнов и вечер домовых

Новый год - один на всех, но встречают его по-разному. Даже внутри отдельно взятой страны традиции празднования отличаются друг от друга. Особенно если речь идет о таком большом государстве как Россия.

Новый год - один на всех, но встречают его по-разному. Даже внутри отдельно взятой страны традиции празднования отличаются друг от друга. Особенно если речь идет о таком большом государстве как Россия.

Новый год в Якутии принято встречать за ломящимся от яств столом, который не обходится без традиционной строганины, или салата «Индигирка». Индигирка - название северной якутской реки, очень красивой и своенравной. Это салат из сырой мороженой рыбы. Для его приготовления берется, как правило, жирная белая речная рыба (чир, муксун, а лучше всего - нельма) подледного лова.

Помимо традиционного оливье и запеченной утки (курицы, гуся, индейки) с яблоками (апельсинами, мандаринами) на праздничной столе обязательно присутствуют олений язык, фаршированные караси, саламат, юкола (вяленая по особому рецепту рыба). Много напитков из ягод: брусники, морошки, княженики, голубики.

В Якутии очень много символов Нового года. Тут и русский Дед Мороз со Снегурочкой, и Санта Клаус со своими северными оленями, и якутские Эhээ Дьыл (Эсэ Джыл), Харчана (якутская Снегурочка), властелин холода Чисхан, его спутница Чолбон (символ звезды, приносящей холод) и Бык зимы.

В советское время каждого якутского ребенка поздравляли Дед Мороз со Снегурочкой, как альтернатива им в якутских селах появились Эhээ Дьыл и Харчана. А по традиционным верованиям якутов, хозяином зимы и холодов является Бык (Мамонт). Дело в том, что якуты, которые находили бивни мамонтов, принимали их за рога огромного быка, живущего в воде. Они считали, что когда этот бык выходит на землю, наступают лютые холода. По легенде, мороз идет на спад, когда начинают дед мороз, якутотваливаться его рога. Когда же бык лишается головы - наступает весна. Этот образ (бык-мамонт) позднее трансформировался в образ Чисхана - властелина холода. Одна из деталей костюма Чисхана - высокая шапка, увенчанная огромными сросшимися рогами. Зачастую на детских утренниках в Якутии встречаются все эти сказочные персонажи.

В первой декаде января в Якутии проходят так называемые дни Танха - самое таинственное, наполненное мистицизмом, время. Якуты считают, что именно в это время приоткрывается завеса Судьбы - Джылга. Дни Танха перекликаются со святочными гаданиями у православных русских. У якутского Танха есть свои правила и традиции. Существует поверье, что в период с 7 по 12 января из прорубей в озерах и реках вылезают на Срединный мир духи воды - сюлюкюны (шиликуны). Эта нечисть проводит на земле пять суток - до 19 января. Именно сюлюкюны, несмотря на свой злобный норов, могут приоткрыть людям секреты Судьбы, рассказать о будущем. Считалось, что они выступают как бы посредниками между живыми и мертвыми. Именно во время визита сюлюкюнов души покойников легко вступали в контакт с людьми.

В старину якуты боялись, что нечисть может навредить им, поэтому всю вторую неделю после Нового года на окнах и дверях своего жилья они ставили кресты из четырех лучин или рисовали глаза лошади. Все это время никто не разговаривал громко, не смеялся. И, конечно, гадали. Например, подслушивали предсказания сюлюкюнов. К этому гаданию допускаются только взрослые. Причем, их должно быть нечетное число. Подготовка начиналась так же заранее. Три дня люди не умывались, не ели мяса, некоторые ни с кем не разговаривали, сидели за печкой. Также молча в назначенное время они по одному выходили из дома. Один из участников выходил последним, обычно в одной руке он держал туес с зернами пшеницы, в другой - кочергу. Он двигался в сторону проруби спиной, посыпая дорогу за собой зернами и приговаривая какие-то таинственные слова. Собравшись вокруг проруби, люди накрывались одеялом и слушали предсказания сюлюкюнов. Многие уверяют, что это самое верное гадание, что предсказания, как правило, сбываются.

В Танха существует ряд общих правил, которые надлежит неукоснительно соблюдать. К действу ни в коем случае не допускаются люди, совершившие тяжкий грех. Нежелательно участие людей, у которых недавно умер кто-то близкий.

В бурятских поселениях Забакайкалья живут по общепринятому календарю, отсчитывая год от 1 января. Но отмечают наступление Нового года по тибетской традиции в первое новолуние февраля. Это Сагаалган - праздник Белого месяца. Встречают его рано утром. В обязательном порядке для праздничного застолья приготавливаются белые продукты из молока, так как белый цвет символизирует благополучие. На ритуальных кострах сжигают старые вещи. Считается, что вместе с ними сгорают все грехи прошлого года.

Как и буряты, новый год встречают в первое новолуние февраля, коренные алтайцы. Праздник имеет и похожее название. "Чага - байрам" переводится как "Белый праздник". Следуя принятым на Алтае шаманским правилам, рано утром совершается обряд поклонения Солнцу и Великому Алтаю. На национальных наречиях звучат ритуальные стихи. На специальном тагыл - алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра - ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно руководят обрядом мужчины, выдержавшие предновогодний пост.

После исполнения ритуала начинается непосредственно празднование - собирается народ, устраиваются всевозможные развлекательные мероприятия и спортивные состязания, выступление мастеров горлового пения.

Татарские и башкирские переселенцы на сибирскую землю празднуют новый год еще позднее, чем буряты - в день весеннего равноденствия (21 марта) - по солнечному календарю. Именуется праздник - Науруз. Унаследована такая традиция от ираноязычных племен, которые базировались на Урале в седьмом веке до нашей эры. В Науруз каждая семья из круп злаковых культур варит ритуальную пищу и угощает гостей и всех желающих. Во время праздника заранее выбранный предводитель,  вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы и вышитые изделия, которыми будут награждаться участники ритуальных игр (соревнования в беге, национальной борьбе (курэш), скачках, а также певцов, мастеров горлового пения (узляу), музыкантов и танцоров. Обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения (фатиха). Кроме этого совершается еще ряд обрядов, призванных задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия в наступающем году.

Иркутские водолазы уже много лет поддерживают традицию - устанавливать новогоднюю елку на дне озера Байкал. В этом году ель также установили, на глубине 15 метров при температуре воды плюс 3-4 градуса. При этом двое дайверов были наряжены в костюмы Деда Мороза и Снегурочки.

Горняки Кузбасса начинают отмечать Новый год на один-два месяца раньше календарного срока. По традиции работники угольных предприятий наряжают елку, выполнив годовой план. Новогодние "елки" обычно проводят на поверхности, на открытом воздухе неподалеку от административно-бытовых комбинатов шахт. А вот "открытчики" (в отличие от работающих под землей шахтеров эти горняки добывают уголь открытым способом на разрезах с помощью экскаваторов) принимают поздравления в "забое". На некоторых разрезах Дед Мороз спускается к ним по дороге-серпантину на гигантском БелАЗе, высота которого может достигать второго этажа жилого дома. Елку "открытчики" любят украшать кусочками настоящего угля или шарами, на которых нанесены цифры, обозначающие план, выполненный каждым из участков.

Еще 15-20 лет назад ни один праздничный стол в Кузбассе не обходился без пельменей. Сейчас традиция угощать гостей этим сибирским кушаньем в Новый год сохранилась в основном в деревнях. Чтобы пельменей хватило на всю компанию и всех родных и близких, их лепят в конце декабря несколько вечеров подряд всей семьей. Бывает, что приготовленными пельменями заполняют целую деревянную бочку, в которой их и замораживают до праздника, выставив в снег на мороз.

Чтобы удивить гостей, кузбассовцы готовят "таежники" ("колдуны"), по вкусу похожие на картофельные драники с запеченным внутри мясным фаршем.

В преддверии Нового Года на ярмарках и на базарах в городах региона раскупают гусей. Их кузбассовцы любят подавать на праздничный стол начиненными рисом или гречкой, запеченными с яблоками. Некоторые покупают также в магазинах лосятину, медвежатину или крольчатину.

Новогодний стол украшают "кедровкой" - настойкой из водки с неочищенными от скорлупы кедровыми орехами и медом, морсами, взварами, желе и вареньем из калины, брусники, клюквы, облепихи, киселем из красной рябины, квасом.

Жители некоторых поселков в Таштагольском районе на юге Кузбасса (Горная Шория, коренное население - шорцы) в новогоднюю ночь проводят языческие обряды в тайге. Они садятся у разведенного костра, где в полночь шаман с бубном устраивает камлание, обращаясь к духам с просьбами о благополучии в наступающем году.

В малонаселенных труднодоступных деревнях района, до которых можно добраться только вертолетом или на лошадях и снегоходах, европейских новогодних традиций многие жители не придерживаются, они не ставят елку, не зовут на праздник Деда Мороза. В самом городе Таштагол Новый год отмечается в русских традициях.

Горная Шория - любимое место проведения Нового года для любителей активного отдыха, горных лыж и сноуборда со всего Кузбасса, а также с соседних регионов. Чтобы отметить здесь праздник, места в хороших гостиницах в поселке Шерегеш и квартиры в Таштаголе бронируют еще летом. Кто-то из отдыхающих везет с собой на машинах помимо спортивного инвентаря снегоходы, кто-то добирается автобусом или поездом. Причем с севера области до Шории приходится преодолевать порядка 400 километров. На обочине автотрассы, ведущей к горнолыжным комплексам, истосковавшиеся по весне кузбассовцы могут купить свежую колбу (черемша, медвежий лук). Колба - дикорастущее растение, которое в основном заготавливают и употребляют в пищу в апреле-мае. Но в Шории уже несколько лет ее выращивают круглый год на делянках в тайге и в огородах, накрывая целлофаном и заваливая снегом.

На Урале многие возвращаются к традициям встречи Нового года, существовавшим до 1917 года. Тогда главным праздником считалось Рождество, а Новый год не отмечали так широко, как сейчас.

На Урале до революции существовала традиция, пришедшая от поморов, наряжать елку рождественскими козюлями - пряниками. Козюли (от слова коза, которая считалась символом достатка в доме) в виде северных оленей, кота, являвшегося символом дома, ангелов, домиков, елочки пекли на основе меда и украшали цветной глазурью - белой, голубой, розовой.

В Новый год принято собраться всей семьей за столом с хорошим настроением, а в преддверии праздника - простить обиды и вернуть долги. Украшением стола на Рождество считается гусь с антоновскими яблоками.

В Новый год на столе у каждого жителя Северной Осетии стоят традиционные три осетинских пирога и кусок вареной говядины, обязательно из реберной части туши животного и обязательно с тремя ребрами. Три пирога, как и три ребра у осетин символизируют, Бога, землю и свет. Они являются непременными атрибутами любого праздничного стола в республике.

Пироги делаются из дрожжевого теста и пекутся в духовке. Они наполняются различными начинками, но самыми распространенными являются пироги со свекольной ботвой, с картошкой и с осетинским сыром по вкусовым качествам похожим на брынзу.

Традицию ставить на праздничный стол три пирога переняли от осетин и представители других народов проживающих в республике.

Между празднованиями Нового года и старого Нового года осетины отмечают еще один день - "Хайраджыты ахсав". В переводе с осетинского это может звучать как "вечер домовых". Он отмечается во вторник перед старым Новым годом. Обязательным атрибутом накрытого стола в этот день является черная курица. Ее покупают живой, затем хозяин дома режет курицу, хозяйка ее варит. Вечером, после того как стол накрыт, все члены семьи выходят из дома - предполагается, что в это время домовые садятся за стол и лакомятся тем, что приготовила хозяйка. Таким образом, их "умасливают", чтобы в течение года домовые были добры к хозяевам. Постояв какое-то время на улице, семья заходит в дом и садится за стол. В этот вечер никто ни к кому не ходит в гости. Кроме членов семьи за столом в этот вечер никто не должен сидеть. Ни в коем случае нельзя также выбрасывать в мусор кости съеденной курицы - их либо закапывают, любо выбрасывают в реку.

В Кабардино-Балкарии традиционным новогодним блюдом является вареная индейка, которая подается на стол со специальным чесночным соусом и заменяющей хлеб пастой, сваренной из пшена. Особенно ценится именно индейка, а не индюк, так как ее мясо считается более нежным.

В селах республики специально выращивают индеек, которых режут к Новому году. Принято резать птицу только после того, как она попробует на вкус первый снег. Считается, что после этого она вкуснее. Цена индеек в предновогодние дни заметно вырастает. Впрочем, в остальные времена года на рынках республики их практически не продают, так как они не пользуются особым спросом.

В старину вместо Нового года адыги отмечали праздник зимнего солнцеворота, когда на хранившиеся в каждой семье ветки боярышника прилаживали самодельные свечи и собирались за столом. При этом каждому члену семьи раздавали по кусочку красного копченого сыра, символизировавшего солнце. Пили заранее приготовленное к празднику белое вино.

Новогоднюю елку можно назвать обязательным атрибутом праздника, однако новгородцы иногда ставят "елочки" из бересты и иных традиционных для Северо-Запада России поделочных материалов.

Некоторые новгородцы проявляют немалую фантазию при украшении лесных красавиц, используя в качестве "игрушек", например, вышедшие из употребления металлические и бумажные деньги.

Из традиционных праздничных рыбных блюд можно выделить блюда из ильменских судаков и щук. Новый год встречают с шампанским, однако на праздничном столе обычно находят место напиткам, изготовленным на основе клюквы, брусники и других ягод Северо-Запада.

У жителей Карелии есть собственный символ Нового года - персонаж национального карельского фольклора по имени Паккайне, который считается младшим братом Деда Мороза.

По легенде, в первый день декабря у жены купца из города Олонец родился сын, которого назвали Паккайне, что в переводе с карельского значит - "Морозец".

Паккайне очень быстро рос, за неделю он вырастал так, как остальные дети за три года. Кроме того, ему нипочём были самые лютые холода. Когда Паккайне вырос, он открыл бойкую торговлю: скупал изделия олонецких мастеров, выгодно продавал их в других городах. В Олонец он привозил заморские сладости и товары, что в результате и послужило поводом для создания легенды о "Морозце", проносящем подарки.

В Карелии имя Паккайне начали использовать несколько лет назад как символ фестиваля Дедов Морозов в Олонце, который собирает сказочных дедушек из различных регионов России.

Калининградцы отмечают Новый год дважды - сначала вместе с Москвой, а затем по местному времени, которое отстает от столичного на один час. При этом каждый раз не только встречается Новый год, но и провожается старый. Подарки же дарят, как правило, лишь один раз - уже после полуночи по местному времени.

Общество
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена